Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство




Экономическая деятельность напрямую связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потреб­ностей людей. С развитием общества и научно-технического про­гресса круг потребностей расширяется.

Материальные (или экономические) потребности людей удов­летворяются через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные пред­меты и их свойства.

На заре развития человечества люди удовлетворяли свои мате­риальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала ему природа, создавать иные, отличные от природы предметы. 1.1ким образом возникло производство.

Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ. Ученые говорят даже о законе по­вышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это связано с тем, что по мере удов­летворения одних потребностей возникают другие.

У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости — пиши, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь меж­ду типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потреби­телей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода за­траты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары — увеличиваются. Если мы удов­летворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно по­тратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой тех­ники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обой­тись. Таким образом, потребности безграничны, а материальные блага ограниченны. Ограниченность материальных благ напрямую связана с ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические ресурсы — это все то, что используется в про­цессе производства товаров и услуг.Экономические ресурсы назы­вают еще факторами производства. К ним относятся:

1) природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.);

2) трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);

3) капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);

4) информационные ресурсы (знания, необходимые для эко­номической деятельности).

Природные и трудовые ресурсы - это первичные факторы производства, капитал и информационные ресурсы — вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, ко­торые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на природные ресурсы человеку необходимо при­ложить определенные умственные и физические усилия, т.е. ис­пользовать свои способности к труду. Для эффективного произ­водства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покуп­ки машин, оборудования, помещений — средств производства, которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику.

Инвестирование — это долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за грани­цей.В настоящее время инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы (финансовые вложения), например в ценные бумаги, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств, например сырье; инвестиции в основной ка­питал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. По­следний вид инвестиций называют капитальными вложениями (ка­питаловложениями). Они включают в себя затраты как на возме­щение, так и на прирост основного капитала.

Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооруже­ний, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строи­тельства новых предприятий, создания нового оборудования, но­вых транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестици­ями. Они могут быть вычислены как разница между общей суммой инвестиций и амортизацией.

Все виды инвестиций взаимосвязаны. Например, инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития экономики. Оно создает условия для обновления и увеличения производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому про­цесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора.

В настоящее время, с развитием научно-технического прогрес­са, все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы знания, управленческие навыки, способность ориентироваться в реальной рыночной ситуации, умение правильно вести перегово­ры с партнерами, подобрать штат квалифицированных работни­ков и т.д. Вопросами управления на предприятии может зани­маться сам собственник (капиталист, предприниматель) или на­емный работник — менеджер.

Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например, знания как экономический ресурс способствуют более рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего «и полученного ими образования. Знания дают возможность более Рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства.

Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве. Меньше всего мобильны природные ресурсы. Так, землю переместить практически невозможно. Тем не менее, можно перевозить добытые полезные ископаемые, лес, направить воду из реки по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие рас­стояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, осо­бенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью.

Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимоза­меняемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расши­рить посевные площади (природные ресурсы), изменить количе­ство и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую тех­нику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний).

Однако взаимозаменяемость ресурсов не бывает абсолютной. Нельзя бесконечно использовать ручной труд, заставляя работни­ков трудиться в две-три смены. Нельзя расширять посевные пло­щади без внесения удобрений, иначе земля истощится. Поэтому предприниматель вынужден отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов с целью большей эффективности своей деятельности. Экономическая эффективность это получение мак­симума возможных благ от имеющихся ресурсов.Для этого нужно постоянно сопоставлять полученный результат (количество про­дукции) и произведенные затраты. Любой человек, будь это про­изводитель или потребитель, стремится действовать в экономи­ческой сфере рационально, т.е. стремится увеличить выгоду при наименьших затратах.

При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов с полученной выгодой. Поэтому показателей эффективности производства может быть много. На­пример, производительность труда (средняя стоимость продукции, произведенной одним работником), материалоемкость (расход природных ресурсов на единицу продукции), капиталоемкость (ис­пользование капитала для производства продукции). Сопоставле­ние стоимости произведенной проекции со стоимостью всех исполь­зованных ресурсов называется рентабельностью.

Усилению эффективности и рентабельности производства спо­собствует разделение труда, т.е. разделение производства продук­ции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами. В зависимости от субъектов различают про­фессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимо­сти от этапов производства различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление элементов готового продукта. В ходе разделения труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции.

Изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда, называется специализацией. Специализируясь на производ­стве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономичес­кие ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество.

Проявлением специализации выступает разделение производ­ства на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой — группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д. Кроме того, в науке весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный. Первичный сек­тор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К тре­тичному с ектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различа­ют также реальный и финансовый (денежный) секторы, хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать реальный сектор.

Основное звено рыночной экономики составляет предприни­мательство самостоятельная хозяйственная деятельность от­дельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом.

Прибыль есть цель и одновременно мотив предприниматель­ской деятельности. Прибыль — это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разни­цу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.

Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимо­сти сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению пред­принимателя.

В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служиит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.

Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать не­обходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, от­ветственность за их реализацию, способность идти на обосно­ванный риск. Последнее качество необходимо в условиях конку­ренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее, если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получе­ние прибыли.

Сущность производства нельзя полностью понять без характе­ристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производ­ства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения это отношения в сфере производства и распределе­ния материальных благ. Производительные силы и производствен­ные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако произво­дительные силы более динамичны, развиваются быстрее произ­водственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производитель­ные силы. Смена производственных отношений может происхо­дить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладель­ческих производственных отношений феодальными, а несоот­ветствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в сово­купности представляют движущие силы экономического разви­тия общества.

Вопросы и задания

1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удов­летворении играет производство?

2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.

3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупа­емых товаров?

4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?

6. Почему в настоящее прем я большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?

7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.

8. Что такое экономическая Эффективность? Как она рассчитывается?

9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализа­ция?

10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Ка­кие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятель­ности?

11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производствен­ных отношений?

12. Прочитайте высказывание А.Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото­рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.