Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование трудовых ресурсов




Основные этапы процесса управления персоналом

Управление персоналом - часть менеджмента, которая изучает проблемы эффективного использования персонала для достижения организационных и личных целей.

Процесс управления персоналом состоит из следующих этапов:

- планирование трудовых ресурсов;

- набор и отбор кадров;

- определение заработной платы и льгот;

- профориентация и адаптация;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- оценка трудовой деятельности (повышение, понижение, перевод, увольнение);

- подготовка руководящих кадров (управление продвижением по службе).

Планирование трудовых ресурсов в первую очередь предполагает определение потребности в персонале (расчет минимально-необходимой численности персонала по профессиям и специальностям).

Различают текущую и перспективную потребность в рабочей силе. Текущая потребность определяется рамками одного года, а перспективная – более длительным сроком, исходя из стратегического плана развития предприятия.

Текущая численность персонала зависит от характера и объема поступающей нагрузки, количества и сложности обслуживаемого оборудования, применяемых на предприятии норм и нормативов по труду, а также действующих нормативных законодательных актов, регламентирующих трудовую деятельность.

Для каждой функциональной группы работников используется своя методика расчета необходимой (нормативной) численности, учитывающая характер и объем выполняемой работы, а также вид применяемых трудовых норм.

Кроме нормативной численности на предприятиях рассчитывают среднесписочную численность персонала. Она используется при расчете производительности труда, фондовооруженности, текучести кадров и других показателей.

Среднесписочная численность учитывает изменение списочной численности персонала в связи с увольнением или приемом на работу за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Перспективная потребность в персонале определяется путем прогнозирования численности персонала, необходимого для реализации будущих целей предприятия. Эти цели могут быть связаны с расширением рынка сбыта продукции предприятия, с диверсификацией производства, организационными сдвигами, изменениями во внешней экономической среде. Определение будущей потребности в рабочей силе очень сложная задача, ее решение затрудняется тем, что стабильность производства снижается, возрастает конкуренция.

4.4.2. Набор и отбор кадров

Процесс набора и отбора персонала - это совокупность принципов, методов, способов и процедур при приеме на работу.

Набор персонала предполагает удовлетворение потребности организации в кадрах посредством выполнение следующих действий:

- анализа содержания работы;

- разработки должностных инструкций;

- предъявления требований к сотруднику;

- привлечения кандидатов на должность с использованием внутренних и внешних источников.

Набор персонала предполагает создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям. Набор может быть извне (объявления в газете, обращение в агентства, направление людей на специальные курсы) и изнутри (продвижение работников по службе).

Важная задача организации – оптимизировать процессы подбора персонала, сделать их максимально эффективными и низкозатратными, без потери качества.

Когда организации необходимо принять новых работников, появляется два вопроса: где искать потенциальных работников и как известить будущих работников об имеющихся вакансиях? Хорошим методом является метод обращения к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.

При планировании желаемого персонала, в котором нуждается организация, необходимо сделать оценку наличных ресурсов и будущих потребностей (разработать программ удовлетворения будущих потребностей).

Одним из методов определения потребности в кадрах, заключается в оценке штатных расписаний организации, анализе стоящих задач и затрат времени. Формула расчета общей потребности в кадрах может иметь следующий вид:

 

ПК = Кi х Тi х ПВ / НРВ х 60,

 

где Кi – количество рабочих операций i в плановом периоде; Тi – затраты времени на единицу продукции i, мин; ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков, болезни; НРВ – нормативное (тарифное) рабочее время планового периода, час.

Процесс набора персонала заканчивается объявлением о найме.

Отбор кадров преследует цель найти на ту или иную должность достойную кандидатуру посредством выполнение следующих действий:

- сбора информации о кандидате на должность и применения того или иного метода отбора;

- отборочного собеседования.

Процесс отбора кадров заканчивается заключением контракта.

При отборе кандидатов на занятие должности организации, чаще всего, используют типичный процесс принятия решения по отбору персонала:

- предварительная отборочная беседа;

- заполнение бланка заявления и анкеты претендента;

- тестирование;

- проверка рекомендаций и послужного списка;

- медицинский осмотр;

- принятие предложения о приеме;

- заключение трудового соглашения (контракта).

Основным фактором в пользу решения о приеме на работу в большинстве случаев является собеседование, в процессе которого выясняется, есть ли смысл подвергать претендента дальнейшим обследованиям (оценивается поведение, способность к общению, системы мотивации, жизненные планы, образ жизни и т.д.).

Предварительное собеседование с кандидатом в крупных компаниях, обычно проводит менеджер по персоналу, а отборочное собеседование – руководитель подразделения.

Последующую оценку претендента можно проводить разными методами, которые объединяются в 3 группы:

- прогностический метод, когда широко используются анкетные данные; письменные или устные характеристики; мнения и отзывы руководителя и коллег по работе; личные беседы; психологические тесты;

- практический метод, когда проверяется пригодность работника к выполнению служебных обязанностей на основе результатов его практической работы (для этого используется техника пробных перемещений);

- имитационный метод, когда претенденту предлагается решать конкретную ситуацию.

В конечном итоге предпочтение может быть отдано профессиональным и (или) личным качествам человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.