Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теоретические основы бе3опасности жи3недеятельности




Цель занятия: изучить основные понятия дисциплины «Безопасности жизнедеятельности»; познакомиться с принципами; методами и средствами обеспечения безопасности и систематизировать знания о них, познакомиться с управлением ЧС.

Вопросы для теоретической подготовки:

1. Цель и содержание науки о БЖД.

  1. Объект и предмет изучения.
  2. Основные термины и определения.
  3. Аксиомы науки БЖД.
  4. ЧС, причины, классификация ЧС.
  5. Управление ЧС.

 

Материальные оснащения занятия: тематические таблицы и видеофильмы, МД презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Жизнедеятельность – это сложный процесс создания человеком условий для своего существования и развития, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах – мире природы, к сожалению, неуклонно сжимающимся и уменьшающимся под влиянием человеческой деятельности, и мире социума, сообщества людей. Оба эти мира самым тесным и неожиданным образом взаимодействуют между собой и требуют к себе пристального внимания.

Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек постоянно воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и пр.). В связи с этим можно констатировать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.

Дайте определения:

Безопасность жизнедеятельности

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жизнедеятельность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остаётся зависимым от окружающей его среды. Именно за счёт неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.п.

Среда обитания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Человек и среда обитания – непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек – среда обитания».
В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно менялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялись общественный уклад и социальная основа человеческого общества. Изменялась и среда обитания: увеличивались территория поверхности Земли и её недра, освоенные человеком; естественная природная среда испытывала всё возрастающее влияние человеческого сообщества; появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственная среды.

Биосфера

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности, непрерывно воздействовал на естественную среду и главным образом на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятых техносферой.

Техносфера

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, посёлками и сёлами, промышленными зонами, промышленными предприятиями.

К техносферным относятся:

Заполнить схему:

 


Опасность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Различают опасности:

Заполните схему:

Дайте понятие определениям:

Вредный фактор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Травмирующий (опасный) фактор

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Происшествие

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чрезвычайное происшествие (ЧП) –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Авария

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихийное бедствие – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Производственная среда – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.

Травмирующие и вредные факторы подразделяют на:

Заполните схему:

 

 

Физические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Химические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биологические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психофизиологические факторы – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В быту на человека могут негативно воздействовать повышенный шум и вибрации, электромагнитные поля, ядохимикаты, недоброкачественная пища и вода, загрязнённый воздух и ряд других факторов. Источником загрязнения воздуха в доме может быть все – от одежды, возвращённой из химчистки, до обычных дезинфицирующих средств.

Предметом науки о безопасности жизнедеятельности человека являются ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3адачи науки о БЖД сводятся к:
1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

Цель БЖД как науки – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер взаимодействия человека со средой обитания определяют потоки энергии, веществ и информации, поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в техносфере - это путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния техносферы, ибо неприемлемой является на сегодня оценка последствий от воздействия негативных факторов на среду обитания по конечному результату. Анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени - главная задача науки о БЖД.

Анализ реальных ситуаций, событий и фактов позволяет сформулировать ряд постулатов (аксиом) науки о БЖД:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________________

7)_________________________________________________________________________

8)_________________________________________________________________________

9)_________________________________________________________________________

10)________________________________________________________________________

 

Начиная с середины XX века заметно ухудшается качество среды обитания, а также резко возросло воздействие на людей региональных негативных факторов крупных городов и промышленных центров. Некоторые негативные воздействия имеют уже глобальное влияние. Нарастает воздействие негативных факторов техногенного происхождения, действующих в чрезвычайных ситуациях.

Радикальный путь к снижению действия вредных факторов на человека и окружающую его среду - это уменьшение отходов технических систем при их эксплуатации, совершенствование этих систем для снижения травмоопасности и реализации допустимого риска при жизнедеятельности людей.

Объект изучения в БЖД - комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", негативно воздействующих на человека и природную среду. В жизненном цикле человека состояние системы "человек - среда обитания" многовариантно.

Наиболее характерными являются системы:

1)_________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________________

Во всех вариантах системы "человек - среда обитания" постоянным компонентом является человек, а среда обитания определяется его выбором. Приоритет в формировании и развитии негативных ситуаций практически во всех случаях остается за человеком. Лишь при стихийных бедствиях ему отводится соподчиненная роль.

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение:

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Дайте понятие определениям:

Зона чрезвычайной ситуации – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихийные бедствия – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально‑энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально‑бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экологическая катастрофа – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.