Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-тематический план изучения дисциплины




Решите логическую задачу. (8 баллов)

Составьте из предложенных слов определения известных вам терминов. Слова можно изменять по падежам, добавлять предлоги. На основе полученного определения узнайте термин и назовите его. (20 баллов)

Решите правовую задачу. (16 баллов)

Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите названия групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу права занесите во вторую колонку таблицы, указывая в скобках порядковый номер изображения, обозначающего данное право. (12 баллов)

Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу. (8 баллов)

Класс

Тамбовская Городская дума;

Глава Администрации Тамбовской области;

Управление образования и науки Тамбовской области;

Федеральная налоговая служба;

Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

Класс

Обществознание

II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП

L

В школе

На улице

Найдите штаб

спасательных

работ

и зарегистрируйтесь


Схема 4

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ВНЕЗАПНОГО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ

Спрячьтесь под

партой или в безопасном месте

Закройте лицо Отвернитесь Держитесь
и голову от окон подальше

руками от окон


В доме (квартире)




 


 


Отойдите на открытое

место, не бегайте, не кричите


Передвигайтесь, используя свобод­ное пространство, удаленное от зда­ний, линий электро­передачи, водохра­нилища, башен, обходите памят­ники


Следите

за опасными

предметами,

которые могут

оказаться

на земле


Не выбегайте на балкон


Не зажигайте огонь


Откройте

дверь

и встаньте

в дверном

проеме


Укройтесь

в относительно

безопасном

месте


 





       
 
 
   


 

Шифр участника........................................................

Количество набранных баллов.................................

(место и дата проведения)……………………………

Уважаемый участник Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания муниципального этапа олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы дать ответ строго на поставленные вопросы и в той форме, которую предполагает каждое конкретное задание. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успехов Вам в выполнении работы!

Общая сумма баллов за выполнение всей работы – 114 баллов.

 

 

№ 1. (25 баллов) Выберите верный вариант ответа:

1.1.К отличиям человека от животных не относится:

1) способность к целеполаганию (постановке целей);

2) наличие высших потребностей;

3) целесообразный характер деятельности;

4) систематическое осуществление трудовой деятельности с применением специально изготовленных орудий труда.

 

1.2.Какая из сфер общественной жизни включает в себя отношения, непосредственно связанные с обеспечением максимального удовлетворения человеческих потребностей в условиях ограниченных возможностей и ресурсов?

1) социальная;

2) политическая;

3) экономическая;

4) духовная.

 

1.3.Инаугурация означает:

1) признание законности политической власти в обществе;

2) включение человека в политическую жизнь общества;

3)торжественный акт введения в должность вновь избранного президента;

4)законодательный порядок привлечения к политической ответственности высших должностных лиц.

 

1.4.Нормы права регулируют:

1) мысли человека;

2) совесть человека;

3) действия человека;

4) все варианты верны.

 

1.5. К какой из сфер общественной жизни относится институт семьи?

1) экономической;

2) социальной;

3) политико-правовой;

4) духовной;

5) ни к одной из выше перечисленных.

 

1.6. Укажите черту, характерную для индустриального общества:

1) резкое увеличение доли населения, проживающего в крупных городах;

2) господство натурального хозяйства;

3) преобладание доли населения, занятого в сфере услуг и информационных технологий;

4) семья – главная производственная единица;

5) сословная структура общества.

 

1.7. Государственный суверенитет – это:

1) право народа на выбор социального и политического строя;

2) принцип, характеризующий господство государства над обществом;

3) наличие в государстве избирательной системы;

4) самостоятельность государства в проведении внешней и внутренней политики.

 

1.8. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

1) как мотив;

2) как средство;

3) как объект;

4) как субъект.

 

1.9. В Российской Федерации государственной религией является (являются):

1) христианство;

2) православие;

3) традиционные религии России - православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм;

4) ни один из ответов не верен.

 

1.10. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:

1) авторитетом президента;

2) принуждением власти;

3) совестью человека;

4) традициями общества.

 

1.11.Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей называется:

1) образованием;

2) воспитанием;

3) социализацией;

4) социальной адаптацией.

1.12.По способам организации и регулирования социальные группы подразделяются:

1) на большие и малые;

2) на формальные и неформальные;

3) на первичные и вторичные;

4) на личные и общественные.

1.13. Назовите полномочия Президента Российской Федерации (в данном задании необходимо указать несколько позиций).

1. Президент утверждает государственный бюджет Российской Федерации.

2. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики России.

3. Президент определяет границы между субъектами Российской Федерации.

4. Президент вправе принять решение об отставке Правительства, роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов в нее.

5. Президент является Верховным главнокомандующим российскими Вооруженными Силами.

6. Президент назначает Уполномоченного по правам человека в РФ.

1.14. К числу глобальных проблем не относится:

1) загрязнение мирового океана;

2) стремительный рост населения в наименее развитых странах;

3) рост инфляции в ряде стран;

4) угроза терроризма;

1.15. Какому из приведенных понятий соответствует следующее определение: «Строго соблюдаемый порядок выполнений действий, совершаемых в определенных особо значимых случаях»?

1) обычай;

2) ритуал;

3) этикет;

4) традиция.

1.16.Отличительным признаком рыночной экономики является:

1) сочетание государственной и частной собственности;

2) наличие денежного обращения;

3) конкуренция товаропроизводителей;

4) централизованное установление цен.

1.17. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?

1) уплата налогов государству;

2) соблюдение законов;

3) забота о сохранении исторического и культурного наследия;

4) участие в выборах.

 

1.18. Создателем теории разделения властей в ее современном понимании считается:

1) Ж.-Ж. Руссо;

2) М. Робеспьер;

3) Ш.-Л. Монтескье;

4) К. Маркс.

 

1.19. Определите, из какого исторического документа взяты эти слова:

«Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».

1) «Великая хартия вольностей»;

2) Всеобщая декларация прав человека;

3) Декларация прав человека и гражданина;

4) Наказ Екатерины II Уложенной комиссии.

1.20. (2 балла!) В Российской Федерации проживают народы, традиционно придерживающиеся разных религиозных представлений. Определите, какие народы из числа перечисленных в большинстве своем традиционно исповедуют ислам (в данном задании необходимо указать несколько позиций).

1) мордва

2) якуты

3) кабардинцы

4) башкиры

5) осетины

6) калмыки

1.21. (4 балла!) Какие из перечисленных прав и обязанностей появляются у несовершеннолетнего по достижении 14 лет? (в данном задании необходимо указать несколько позиций).

1) нести имущественную ответственность по заключенным сделкам;

2) вносить вклады в банк и распоряжаться ими;

3) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды;

4) самостоятельно нести ответственность за административные правонарушения;

5) поступать на любую работу, не мешающую обучению;

6) быть выслушанным в ходе судебного заседания;

7) самостоятельно распоряжаться стипендией или заработком;

8) нести уголовную ответственность за некоторые преступления;

9) заниматься предпринимательской деятельностью.

№ 2 (8 баллов). Известны четыре сферы общественной жизни. Впишите в первую колонку таблицы их названия, а во второй обозначьте цифрами соответствующие каждой из них явления.

1) Государственная Дума приняла поправки в закон о гражданстве.

2) В январе-марте 2003 года уровень безработицы снизился на 2%

по сравнению с аналогичным периодом в 2002 году.

3) Недавно состоялось открытие воскресной школы для верующих.

4) Семья Петровых получила льготную путевку в дом отдыха.

5) В поселке Светлый открылся филиал Сбербанка России.

6) Водителя оштрафовали за превышение скорости.

7) В театре состоялась премьера нового спектакля.

8) За последние годы в ряде регионов России наметилось повышение рождаемости.

 

Название сфер общественной жизни Явления
   
   
   
   

 

№ 3 (4 балла)

Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение.

6) Мэр Москвы;

7) Законодательное собрание Красноярского края;

8) Генеральный прокурор Российской Федерации;

 

Ответ:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№ 4 (3 балла). Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:

А) речь, жесты, мимика, взгляд

Обобщающее понятие: __________________________

Б) прокуратура, Федеральная служба безопасности, суды, полиция, Федеральная таможенная служба

Обобщающее понятие: ____________________________________

В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление

Обобщающее понятие: _ ________________________________________________

№ 5 (10 баллов). Вставьте вместо пропусков номера, соответствующие словам или сочетаниям слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе; в тексте эта форма может меняться. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте:

 

Право как форма духовной жизни и как ………….возникло на основе ……….

Право имеет четко очерченные границы, оно представлено во всех сферах общественной жизни. Где есть…………, там всегда есть место правовой оценке. Оно выступает как ……….., её нормы, как правило устанавливаются,………………., они закреплены в … Право опирается на силу…………… Право в отличие от морали не……….. В праве на первый план выходит сам ………совершенного деяния, тогда как в морали главным считается внутренний мотив совершенного деяния.

 

  1. государство
  2. инстинкт
  3. общественное мнение
  4. первобытность
  5. отношения между людьми-
  6. государственное принуждение
  7. возникает стихийно
  8. обычай -
  9. регулятор поведения-
  10. законы
  11. социальный институт
  12. не записаны
  13. факт

№ 6 (10 баллов). Раскройте смысл подчеркнутых слов и словосочетаний в каждом из приведенных ниже высказываний:

1) Австрия, Германия, Россия, США являются примерами федеративных государств.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Изобретательство можно считать позитивной формой девиантного поведения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Российское общество является поликонфессиональным.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Несовершеннолетний, достигший 16 лет и работающий по трудовому договору, может быть эмансипирован.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах Президента РФ, меньше общего числа избирателей.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

№ 7 (всего - 10 баллов) Одним из главных международных документов о правах человека является Всеобщая декларация прав человека.

7.1 (2 балла) Укажите точную дату ее принятия (день, месяц, год).

________________________

7.2 (2 балла) Объясните, какие события стали побудительной причиной принятия данного международного документа именно в это время.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3 (6 баллов) Докажите на любых трех различных примерах, что законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение тех положений, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека.

 

Смысл положений Всеобщей декларации прав человека Как обеспечиваются российским законодательством
1.    
2.    
3.      

 

№ 8 (4 балла)

В каждой группе существуют определенные групповые нормы. Приведите 2 примера того, как групповые нормы помогают группе достигать значимых для нее целей. (В каждом случае сначала укажите группу, потом приведите пример групповых норм и поясните, достижению каких целей группы они способствуют).

Группа Пример групповых норм
   
   

 

№ 9 (3 балла). 16-летняя Н. вышла замуж на законном основании. Однако спустя полгода решила развестись и предъявить иск о разделе имущества. Ее совершеннолетний супруг заметил, что она недееспособна и не может самостоятельно представлять свои интересы в суде. Кто прав в данной ситуации? Свой ответ поясните.

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

 

№ 10 (6 баллов)

В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако ряд прав и свобод не может быть ограничен даже в этом случае. Приведите три примера таких прав и свобод.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

№ 11 (9 баллов)

Вашему вниманию представлены диаграммы, отражающие основные результаты социологического исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение». Тема исследования: Мужчина или женщина: кому легче живется?

Опишите, какие основные выводы по теме исследования можно сделать на основе анализа представленной на диаграммах информации.

№ 13 (10 баллов)

Гражданин Смоляков 4 июля 2006 г. внес вклад в размере 10000 руб. в Банк «Система +». 2 апреля 2007 г. он снял со счета все деньги, а счет закрыл. Укажите, какую сумму денег получит Смоляков и приведите все необходимые расчеты с необходимыми пояснениями, если условия Договора между вкладчиком и Банком следующие:

«…1.2. Срок вклада: 3 года. Дата окончания срока вклада- 4 июля 2009 г. Дата возврата вклада – 5 июля 2009 г.

1.3. Процентная ставка по данному виду вклада на дату открытия счета по вкладу составляет 8,00% годовых и не подлежит изменению в течение срока, установленного в п.1.2. настоящего Договора.

…2.7. ВКЛАДЧИК имеет право:

совершать по вкладу приходные и расходные операции в соответствии с условиями настоящего Договора;

распоряжаться вкладом лично и через представителя;

независимо от времени, прошедшего со дня открытия счета, по первому требованию получить вклад вместе с процентами, начисляемыми в соответствии с условиями настоящего Договора.

… 3.2. При исчислении процентов количество дней в году соответствует календарному. Выплата дохода производится по истечении каждого трехмесячного периода, определяемого с даты открытия счета по вкладу, а также по окончании срока вклада. Невостребованные в эти сроки проценты увеличивают сумму вклада, на которую начисляются проценты…».

 

№ 14. (12 баллов).

Одной из сфер напряженности на межнациональной почве в современной России и других странах являются взаимоотношения между коренным (местным) населением и мигрантами, приезжающими из-за рубежа в поисках заработка или лучших условий существования. Предложите четыре любых конкретных меры, которые, на ваш взгляд, могли бы способствовать смягчению этой проблемы, и кратко поясните целесообразность каждой из них.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Время выполнения работы – 1 час

1. По какому принципу созданы ряды? Что является лишним? (6 баллов)

а) право, этикет, мораль, традиции, знаки дорожного движения, сетикет, обычай.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) прокуратура, суд, Федеральная служба безопасности, Интерпол, таможня, милиция.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ответьте «да» или «нет». (5 баллов)

а) Человек по своей природе существо биосоциальное.

б) Под общением понимают только обмен информацией.

в) Каждый человек индивидуален.

г) В РФ полный объём прав и свобод гражданин получает с 14 лет.

д) Каждый человек рождается личностью.

Ответ: ________________________________

3.1. Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями гражданина России?

а) соблюдать законы

б) защищать Отечество

в) платить налоги

г) сохранять природу

д) состоять в рядах какой-либо политической партии

е) получить два высших образования.

3.2. Какие из перечисленных ниже ситуаций относятся к деловым межличностным отношениям.

а) знакомство с соседом по квартире

б) представление нового сотрудника коллегам

в) назначение встречи по телефону подчинённому

г) беседа по телефону с приятелем

д) совместное выполнение трудовых обязанностей.

 

3.3. Что из перечисленного является примером предпринимательской деятельности?

а) покупка телевизора в магазине

б) покупка и продажа акций на фондовой бирже

в) коллекционирование марок и значков

г) ремонт автомобиля перед поездкой на отдых

д) выращивание овощей на приусадебном участке и их реализация

е) посредничество при найме жилья.

3.4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций.

а) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»

б) друзья похвалили С. За подготовленный праздник

в) В. получил на заводе премию за своё изобретение

г) выступление учеников 8 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

д) заметка в стенгазете получила одобрение коллег

е) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

 

3.1 3.2 3.3 3.4
       

 

1 2 3
4 5 6
7 8 9

 

Основные группы прав и свобод Права и свободы
_______________________________________ _______________________________________   _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_______________________________________ _______________________________________   _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_______________________________________ _______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
_______________________________________ _______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________

5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином. Ответ впишите в таблицу. (10 баллов)

5.1.В дошкольном возрасте,когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

5.2. С завершением второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного «свободного мира», США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции, и обязались способствовать развитию свободной международной торговли.

5.3. Взаимное непонимание, «разговор двух глухих» - одна из важнейших причин постоянных активных столкновений противоположных интересов, взглядов, стремлений и общей неудовлетворенности семейной жизни.

5.4. Люди с заниженным восприятием самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей «застревают» на любой, даже незначительной, критике и пропускают мимо ушей позитивные мнения о себе.

5.5. Человек, чтобы быть человеком, должен заниматься самовоспитанием и стараться оценивать свои поступки с точки зрения норм, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости.

5.1.   5.4.  
5.2.   5.5.  
5.3.      

 

16-летний Н. и 20-летний Г., причисляющие себя к организации скинхэдов, совершили нападение на иностранного студента Р. В результате гражданин ЮАР скончался от причиненных ему побоев. Назовите основные элементы состава данного преступления и приведите пример из текста задачи к каждому названному элементу.

 

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Рассмотрите диаграмму «Статьи доходов в бюджете страны N.» (5 баллов)

Оцените правильность выводов, сделанных на основании данных диаграммы (напишите в соответствующей графе «ДА», если вывод правилен, и «НЕТ», если вывод неверен).

 

  Выводы ДА/НЕТ
1. в 90-е годы XX в. в бюджете страны N. наименьшую долю составляли налоговые доходы  
2. 1) в стране N. во второй половине XX в. наибольшую долю составляли доходы от внешнеэкономической деятельности  
3. 2) бюджет страны N. в 50-е гг. XX в. в основном пополнялся за счет доходов от продажи государственного имущества  
4. 3) в 50-е годы XX в. налоговые доходы составляли большую часть бюджета страны N.  
5. Сумма доходов государства N во второй половине ХХ века выросла  

8.1. Только, форма, основное, человек, содержание, взаимодействие, преобразование, люди, присущая, окружающий мир, основное, является, мир, интересы. __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.2. Единое, усиление, люди, процесс, народы, человечество, связи, становления, государства,

взаимозависимости. _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.3. Государство, законы, обладающий, сила, отношение, высшая, закон, юридическая, все остальные. _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8.4. Предыдущие, культура, знание, накопленные, человеческое, ценности, поколения, процесс,

общество, приобщение, мир. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Джонс, Смит и Браун подозреваются в преступлении. Виновен только один из них. Джонс сказал: «Это преступление совершил я». Смит сказал: «Это сделал Браун». Браун сказал: «Я не виновен». Только один из них солгал. Определите, кто на самом деле виновен. Обоснуйте свой ответ.

 

10. Решите обществоведческий кроссворд. Дайте определение понятия, получившегося в выделенной вертикальной строке. (10 баллов)

      1                        
          2                    
    3                          
    4                          
    5                          
      6                        
        7                      
8                              

1. Познавательная деятельность человека, результатом которой является мысль, понятие, идея.

 

2. Любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.

 

3. Вооружение народа для защиты от врагов.

 

4. Система взглядов, признающих высшей ценностью человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.

5. Наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

 

6. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

 

7. Нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.

 

8. Внутренний контролер мыслей и поведения человека.

Максимальный балл за работу – 100

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.