Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотворение мира




 

Первая часть книг Моисеевых (Торы) - Бытие - является своеобразным

вступлением к Ветхому завету. Здесь нарисована грандиозная картина

сотворения мира. Рассказывается, как из начального древнего хаоса был

создан упорядоченный мир, небо и земля, космос (Быт. 1:1 - 2:3).

Созидательная, творческая деятельность бога (Эло-хим) показана в

рамках шести дней творения.

В первый день бог сотворил свет и отделил его от тьмы, во второй день

сотворил твердь небесную и отделил воды над твердью от вод под твердью, в

третий день отделил сушу от морей, а также сотворил растительность. В

четвертый день бог начал украшать, заселять землю, ставшую пригодной для

жилья. Он сотворил светила (солнце, луну, звезды) для освещения земли,

знамений и для отделения времени и дней и годов. В пятый день он заселил

воды, а также создал птиц, летающих по воздуху, в шестой день сотворил

животных (скотов и гадов, зверей земных), а также человека. Проделав эту

громадную работу, бог увидел, что это хорошо, назначил человека владыкой

над всем, что создал, сделав его "своим заместителем". Завершив труд, он

отдал седьмой день отдыху, благословил и освятил его.

Даже беглое знакомство с повествованием о шести днях творения

свидетельствует о поэтичности и художественности его структуры. Шесть дней

делятся на два периода по три дня, описание которых заканчивается словами:

"И был вечер, и было утро: день первый... день второй... день третий...

день четвертый и т. д. Рассказ о каждом дне обрамлен художественными

рамками, выраженными словами: 1. "И сказал бог: да будет...", 2. "И

стал..." 3. "И увидел бог... что он хорош". Эти рамки повторяются восемь

раз: каждый день имеет свои рамки, а третий и шестой дни обрамляются

дважды.

Какова цель такого деления? Вполне допустимо, что автор хотел

увеличить авторитет уже ставшего праздником седьмого дня: сам бог примерно

трудится шесть дней, а седьмой день благословляет и освящает для отдыха.

Заметно и еще одно намерение автора: показать, что мир свят и хорош,

поскольку является творением бога. Сами числа фигурируют в Библии в

качестве символов. Числа "три" и "семь" выражают совершенство и

божественность. И когда автор делит шесть дней на 2x3 и к этому добавляет

седьмой день, то пытается отразить в символике чисел убеждение в том, что

мир - не бог, а творение бога.

Древние восточные мифы связывают сотворение мира с рождением богов. В

первобытном хаосе, который во многих мифах являет собой смесь соленых и

сладких вод, существуют божества женского и мужского рода, от которых

рождаются остальные боги и небесные тела. Для того чтобы в наведенном

порядке мира снова не наступил хаос, необходимо присутствие повелителя,

хранителя порядка. Обычно эта роль отводится какому-либо молодому божеству,

победившему древних богов.

Совершенно очевидно, что автор библейского повествования выступает

против этой мифологической трактовки сотворения мира, перекраивает древние

представления в духе монотеизма, верования в единого бога. Это

свидетельствует о том, что, хотя сказание о сотворении мира занимает первые

страницы Библии, оно не является древнейшей частью Ветхого завета и было

создано в те времена, когда в иудейской религии укрепился монотеизм, более

того, стал ее неотъемлемой чертой. Именно тогда появилась необходимость

утвердить абсолютное господство и исключительность единого бога. Эта работа

была проделана жрецами в период вавилонского плена (VI в. до н. э.). Им и

принадлежат страницы, рассказывающие о сотворении мира и открывающие

Библию.

Остается под вопросом, удалось ли автору (или авторам) выполнить

поставленную задачу, был ли он способен полностью перелицевать прежние

представления о сотворении мира. Кажется, он сделал все возможное, но не

смог до конца искоренить следы древних или принадлежащих другим, соседним

народам мифов.

Многие видят следы древнего политеизма уже в самом упоминании имени

бога - Элохим. То, что процесс сотворения мира начинается с хаоса, также

указывает на заимствования из древней мифологии. Первые фразы показывают,

что представлял собой мир до начала его сотворения: "Земля же была безвидна

и пуста, и тьма над бездною". Употребляемое здесь еврейское выражение

"техом" (бездна) означает поток, с которым мы можем встретиться в поэме

"Энума Элиш", где Тиамат олицетворяет поток воды. Этот хаос находится в

постоянном движении, подгоняется ветром. "Дух больший (по-еврейски "ветер".

- Г. Г.) носился над водою", "как... орел носится над птенцами своими"

(Втор. 32:11), он всегда готов сразиться с хаосом, разверзнуть моря и тем

самым начать процесс отделения, то есть наведения порядка. Действительно, с

этого начинается отделение света от тьмы, вод над твердью от вод под

твердью, морей от суши.

И хотя автор, следуя духу веры в единого бога, вычеркнул из

повествования все моменты, рассказывающие о борьбе богов, в других местах

Библии, особенно в поэтических главах, Яхве зачастую вынужден сражаться с

древними морскими чудовищами (Рехавом, Таннином, Левиафаном), прежде чем

приступить к сотворению мира. "Ты расторг силою твоею море, ты сокрушил

головы змиев в воде; ты сокрушил голову левиафана... Ты иссек источник и

поток... твой день и твоя ночь: ты уготовал светила и солнце; ты установил

все пределы земли, лето и зиму ты учредил" (Пс. 74:12 - 17).

Все это свидетельствует о том, что представления древних евреев о

начале мира были почерпнуты из мифологии окружавших их народов. Однако

несомненно также и то, что в библейском повествовании о сотворении мира эти

мифы были интерпретированы так, чтобы соответствовать сложившемуся у иудеев

монотеизму.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.