Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исход из Египта




По приказу бога Моисей покинул пустыню и направился в Египет, чтобы

освободить свой народ от рабства. Аарон, которого бог назначил помощником

Моисея, вышел ему навстречу, и они вместе пришли в Египет. Братья собрали

народ и передали желание бога освободить еврейский народ из-под ига. Народ

поверил словам братьев и возрадовался тому, что бог решил прекратить их

страдания.

Напрасно Моисей и Аарон просили фараона отпустить еврейский народ. Он

не позволил ему уйти, более того, усилил гнет, так как "сердце фараоново

ожесточилось". Народ обвинил в этом Моисея: "Да видит и судит ваш Яхве за

то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им

меч в руки, чтобы убить нас" (Исх. 5:21).

Тогда Яхве наслал на Египет десять казней. Вода превратилась в кровь

(1), на дома напали жабы (2), мошки (3), песьи мухи (4), скот поразила

моровая язва (5), люди и скот заболели воспалением с нарывами (6), град

побил посевы, скот, людей (7), саранчу принес восточный ветер (8), тьма

окутала всю землю египетскую (9). И хотя фараон испугался, так как волхвы

сказали ему, что "это перст божий", он отпустил евреев лишь после десятой

казни, которая была самой серьезной: первенцы людей и все первородное из

скота погибали, а сыновья и скот сынов Израиля продолжали прибавляться.

Яхве приказал израильтянам готовиться в путь: они должны были заколоть

годовалого агнца, которого следовало съесть с пресным хлебом и горькими

травами. На косяках домов и перекладинах надо было оставить знак,

нарисованный кровью агнца, чтобы карающий ангел узнал дома избранного

народа. "В полночь Яхве поразил всех первенцев в земле египетской, от

первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника,

находившегося в темнице, и все первородное из скота" (Исх. 12:29). В ту же

ночь фараон призвал Моисея и Аарона и повелел им вместе со своим народом

покинуть страну. Прежде чем оставить Египет, израильтяне выпросили у

соседей золотые и серебряные предметы, чтобы таким образом вознаградить

себя за тяжкий труд, который не был оплачен.

Описания казней египетских заимствованы из различных источников. Как

отдельные источники, так и рассказы о десяти казнях египетских призваны

подчеркнуть, что в случае необходимости бог вмешивается в историю,

прилагает усилия для освобождения своего избранного народа.

Память об исходе евреев из Египта сохранилась в праздновании пасхи и

пожертвовании первенца богу. Принесение в жертву агнца было традицией

кочевых племен, выражающей благодарность за весеннее пробуждение природы,

как праздник опресноков - дань благодарности земледельцев за новый урожай.

Позднее эти два весенних праздника были объединены и стали отмечаться как

празднование исхода из Египта.

В Библии говорится, что число покинувших Египет израильтян (лишь

мужского пола) достигло 600 тысяч человек. Это означает, что вместе с

женами и детьми из Египта ушло около двух с половиной миллионов человек. Но

такого населения в Палестине тогда не было. Путь беженцам, согласно Библии,

показывал сам бог, по некоторым традициям он послал своего ангела, по

другим - днем это было облако, а ночью огненный столп (вспомним, что Яхве -

древний семитский бог грозы).

Фараон, раскаявшись, что отпустил израильтян, вместе со своим войском

пустился в погоню. Его войска настигли беженцев у Чермного (Красного, или

Тростникового) моря. Но море расступилось, израильтяне прошли по сухому

дну, не замочив ног. Египтяне же, погнавшиеся за израильтянами, утонули в

море. О чудесном избавлении израильтян была сложена "Песнь Моисея" и

хвалебная "Песнь Мариам" (Исх. 15:1 - 21).

Сказание о переходе через Красное море содержит две традиции. Согласно

одной - бог разверз море с помощью восточного ветра, море встало стеной,

защитившей израильтян от войск фараона. По второй традиции Моисей коснулся

моря жезлом, море расступилось и пропустило израильтян.

После чудесного перехода через Чермное море израильтяне продолжили

свой путь в Ханаан через пустыню (Исх. 15:22 - 18, 27). Они шли по пустыне

три дня, прежде чем нашли воду, которая была горька и непригодна для питья.

Народ возроптал. А Моисей бросил ветку дерева в воду, и она стала сладкой.

Потом наступил голод, израильтяне хотели вернуться к котлам с мясом,

оставленным в Египте. Тогда Яхве послал им хлеб в виде манны и перепелов,

которыми израильтяне насытились. Когда же они снова начали страдать от

жажды, Моисей высек воду из скалы. Во время схватки с амаликитянами Моисей

назначил военачальником Иисуса Навина, а сам взошел на вершину холма, чтобы

помолиться богу. Когда он поднимал руки, побеждали израильтяне, а когда

опускал - Амалик; Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до заката, чтобы

обеспечить победу израильтян.

Существует ли какое-либо природное объяснение таких описанных в Библии

чудесных явлений, как падение манны и появление перепелов, превращение

горькой воды в сладкую или же высекание воды из скалы? Искать такие

объяснения не имеет смысла: ведь речь идет не о реальных событиях, а о

религиозном учении, сформировавшемся позднее и превратившемся в убеждение,

что бог с помощью чудес выполнил свое обещание и освободил свой народ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.