Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Второисаии




 

Пророк, живший в конце вавилонского плена, считал своей первоочередной

задачей дать утешение и вселить веру в страждущих. "Утешайте, утешайте

народ мой, говорит бог ваш" (Ис. 40:1). Иудейский народ немало выстрадал в

плену, теперь настало время, когда Яхве покончит с рабством и вернет свой

народ на родину. "Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что

исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение,

ибо он от руки Яхве принял вдвое за все грехи свои" (Ис. 40:2). Сам Яхве

придет за своим долго страждущим народом, чтобы повести его на родину.

Причем он сделает это с такой нежностью, с какой пастух ухаживает за своим

стадом: "Как пастырь он будет пасти стадо свое, агнцев будет брать на руки

и носить на груди своей и водить дойных" (Ис. 40:11).

Утешая и поддерживая народ, пророк продолжает развивать учение о Яхве,

сформулированное в общих чертах первым Исайей. Яхве является абсолютной

силой, вершащей судьбу человечества и вселенной, "он есть тот, который

восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча перед ним, он

распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он

обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли" (Ис. 40:22 -

23). Яхве не похож ни на что земное, и его нельзя изобразить. "Итак, кому

уподобите вы бога? И какое подобие найдете ему?" (Ис. 40:18).

Всемогущество Яхве является залогом того, что у него достаточно силы

вернуть свой народ на родину, используя в качестве средства даже чужого

правителя (в данном случае персидского царя Кира), о котором он говорит:

"Пастырь мой и он исполнит всю волю мою" (Ис. 44:28).

Залогом того, что Яхве освободит сынов Израиля, является выбор им

одного народа, потомков Авраама, которых он назвал своими и обеспечил им

особую судьбу, хотя и является богом всего земного: "А ты, Израиль, раб

мой, Иаков, которого я избрал, семя Авраама, друга моего... я избрал тебя и

не отвергну тебя... не бойся, ибо я с тобою, не смущайся, ибо я бог твой, я

укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды моей" (Ис.

41:8 - 10).

Второисаия был последовательным выразителем идеи единобожия,

монотеизма, он же развивал идею о мессии. Именно в его главах Книги пророка

Исайи мессия, помазанник, является послушным слугой Яхве в противовес

мятежникам, выступающим против бога. Таким слугой мог стать и Кир, слуга

Яхве, который, подчиняясь богу, позволил израильтянам вернуться на родину.

Слугой Яхве является и сам избранный народ, если он выполняет законы Яхве и

служит ему, даже находясь среди чужих народов. Неизвестный пророк называет

слугами Яхве все значительные фигуры в прошлом, настоящем и будущем Израиля

(в том числе и самого себя), которые ставили служение Яхве превыше всех

других дел, за что жизнь их была полна страданий, а в будущем ждало

мученичество.

В книге пророка имеются четыре песни, в которых вырисовываются черты

личности, призванной осуществить особые обетования Яхве в неизвестном

будущем. Этот слуга станет избранником Яхве, будет наделен им особой

властью и чувством справедливости по отношению к обездоленным. Свое задание

он выполнит тихо, скромно и мирно: "Не возопиет и не возвысит голоса

своего, и не даст услышать его на улицах, трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит, будет производить суд по истине" (Ис. 42:2 -

3).

Первая песнь (Ис. 42:1 - 9). Основной задачей этого слуги Яхве станет

возвращение сынов Израиля на родину. Миссия его, однако, более

универсальна. Он должен донести дары Яхве до всех народов мира: "И он

сказал, мало того, что ты будешь рабом моим для восстановления колен

Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но я сделаю тебя светом

народов, чтобы спасение мое простерлось до концов земли" (Ис. 49:6).

Вторая песнь (Ис. 49:1 - 6). Слуга Яхве вынужден принести себя в

жертву, стать мучеником во имя успеха своей миссии. Вероятно, оттого, что

мессианские обещания касаются не только колена Авраама, у слуги Яхве

появляются противники, приносящие ему немало страданий. Напрасны ссылки на

то, что он последователь Яхве, что сам бог вложил ему в уста свое учение:

"Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим, лица моего не закрывал

от поруганий и оплевания" (Ис. 50:6).

Третья песнь (Ис. 50:4 - 9). Наконец слуга Яхве берет на себя все

страдания человечества, чтобы исцелить его от ран. Без слова упрека

выдержит все испытания, добровольно принеся себя в жертву, чтобы освободить

людей от последствий зла: "Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за

беззакония наши, наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы

исцелились" (Ис. 53:5). Жизнь и страдания слуги станут жертвой

умилостивления, которая приведет к очищению многих людей. В качестве

награды за принесение себя в жертву слуга Яхве увидит "потомство

долговечное", и воля Яхве будет исполняться его рукой. "На подвиг души

своей он будет смотреть с довольством, чрез познание его он, праведник, раб

мой, оправдает многих и грехи их на себе понесет. Посему я дам ему часть

между великими..." (Ис. 53:11 - 12).

Четвертая песнь (Ис. 52:13 - 53:12). Сформулированное Второисаией

учение о "страждущем слуге Яхве", "о муже страданий" существенно изменяет

сложившееся ранее представление о мессии. Если ранее мессия представлялся

как царь-победитель, сумевший укрепить пошатнувшийся престол Давида и

уничтоженное царство, то здесь он выступает как великий мученик будущего,

который, вполне возможно, и не будет царем, а выйдет из рядов ничтожных,

презренных людей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.