КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Второисаии
Пророк, живший в конце вавилонского плена, считал своей первоочередной задачей дать утешение и вселить веру в страждущих. "Утешайте, утешайте народ мой, говорит бог ваш" (Ис. 40:1). Иудейский народ немало выстрадал в плену, теперь настало время, когда Яхве покончит с рабством и вернет свой народ на родину. "Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Яхве принял вдвое за все грехи свои" (Ис. 40:2). Сам Яхве придет за своим долго страждущим народом, чтобы повести его на родину. Причем он сделает это с такой нежностью, с какой пастух ухаживает за своим стадом: "Как пастырь он будет пасти стадо свое, агнцев будет брать на руки и носить на груди своей и водить дойных" (Ис. 40:11). Утешая и поддерживая народ, пророк продолжает развивать учение о Яхве, сформулированное в общих чертах первым Исайей. Яхве является абсолютной силой, вершащей судьбу человечества и вселенной, "он есть тот, который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча перед ним, он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли" (Ис. 40:22 - 23). Яхве не похож ни на что земное, и его нельзя изобразить. "Итак, кому уподобите вы бога? И какое подобие найдете ему?" (Ис. 40:18). Всемогущество Яхве является залогом того, что у него достаточно силы вернуть свой народ на родину, используя в качестве средства даже чужого правителя (в данном случае персидского царя Кира), о котором он говорит: "Пастырь мой и он исполнит всю волю мою" (Ис. 44:28). Залогом того, что Яхве освободит сынов Израиля, является выбор им
одного народа, потомков Авраама, которых он назвал своими и обеспечил им особую судьбу, хотя и является богом всего земного: "А ты, Израиль, раб мой, Иаков, которого я избрал, семя Авраама, друга моего... я избрал тебя и не отвергну тебя... не бойся, ибо я с тобою, не смущайся, ибо я бог твой, я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды моей" (Ис. 41:8 - 10). Второисаия был последовательным выразителем идеи единобожия, монотеизма, он же развивал идею о мессии. Именно в его главах Книги пророка Исайи мессия, помазанник, является послушным слугой Яхве в противовес мятежникам, выступающим против бога. Таким слугой мог стать и Кир, слуга Яхве, который, подчиняясь богу, позволил израильтянам вернуться на родину. Слугой Яхве является и сам избранный народ, если он выполняет законы Яхве и служит ему, даже находясь среди чужих народов. Неизвестный пророк называет слугами Яхве все значительные фигуры в прошлом, настоящем и будущем Израиля (в том числе и самого себя), которые ставили служение Яхве превыше всех других дел, за что жизнь их была полна страданий, а в будущем ждало мученичество. В книге пророка имеются четыре песни, в которых вырисовываются черты личности, призванной осуществить особые обетования Яхве в неизвестном будущем. Этот слуга станет избранником Яхве, будет наделен им особой властью и чувством справедливости по отношению к обездоленным. Свое задание он выполнит тихо, скромно и мирно: "Не возопиет и не возвысит голоса своего, и не даст услышать его на улицах, трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, будет производить суд по истине" (Ис. 42:2 - 3). Первая песнь (Ис. 42:1 - 9). Основной задачей этого слуги Яхве станет возвращение сынов Израиля на родину. Миссия его, однако, более универсальна. Он должен донести дары Яхве до всех народов мира: "И он
сказал, мало того, что ты будешь рабом моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение мое простерлось до концов земли" (Ис. 49:6). Вторая песнь (Ис. 49:1 - 6). Слуга Яхве вынужден принести себя в жертву, стать мучеником во имя успеха своей миссии. Вероятно, оттого, что мессианские обещания касаются не только колена Авраама, у слуги Яхве появляются противники, приносящие ему немало страданий. Напрасны ссылки на то, что он последователь Яхве, что сам бог вложил ему в уста свое учение: "Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим, лица моего не закрывал от поруганий и оплевания" (Ис. 50:6). Третья песнь (Ис. 50:4 - 9). Наконец слуга Яхве берет на себя все страдания человечества, чтобы исцелить его от ран. Без слова упрека выдержит все испытания, добровольно принеся себя в жертву, чтобы освободить людей от последствий зла: "Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши, наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы исцелились" (Ис. 53:5). Жизнь и страдания слуги станут жертвой умилостивления, которая приведет к очищению многих людей. В качестве награды за принесение себя в жертву слуга Яхве увидит "потомство долговечное", и воля Яхве будет исполняться его рукой. "На подвиг души своей он будет смотреть с довольством, чрез познание его он, праведник, раб мой, оправдает многих и грехи их на себе понесет. Посему я дам ему часть между великими..." (Ис. 53:11 - 12). Четвертая песнь (Ис. 52:13 - 53:12). Сформулированное Второисаией учение о "страждущем слуге Яхве", "о муже страданий" существенно изменяет сложившееся ранее представление о мессии. Если ранее мессия представлялся как царь-победитель, сумевший укрепить пошатнувшийся престол Давида и уничтоженное царство, то здесь он выступает как великий мученик будущего, который, вполне возможно, и не будет царем, а выйдет из рядов ничтожных, презренных людей.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |