Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нагорная проповедь




 

После отбора апостолов Иисус обратился к собравшимся с проповедью. В

Евангелии от Матфея говорится, что проповедь прозвучала на горе (5), в

Евангелии от Луки - что Иисус говорил "на ровном месте" около горы (6: 17 -

49). Евангелисты излагают проповедь как кодекс христианства, законы царства

божьего по Новому завету.

Иисус провозглашает свои законы в рамках восьми заповедей блаженства.

Он учит, что заповеди Ветхого завета исполнены, пришло время царства

небесного, где нет страданий и нищеты, где царят мир, радость и блаженство.

Он обещает небесное царство "нищим духом", блаженны будут и те, кого Иисус

называет плачущими, ибо они утешатся, а их плач превратится в смех.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю и будут править в мире, как было

обещано в Ветхом завете. Для вступления в царство небесное необходимо быть

справедливым, милостивым, чистым сердцем и миротворцем. И, наконец, Иисус

провозглашает блаженство тех, кто был гоним за правду, как пророки.

Из восьми заповедей блаженства Лука упоминает четыре: блаженство

бедности, нищеты духа, страдания и гонения за веру, но он дополняет их и

строками о наказании божьем: "Горе вам, богатые!.. Горе вам, пресыщенные

ныне!" Именно поэтому Евангелие от Луки называют "благовествованием

бедняков", в отличие от Евангелия от Матфея, в котором подчеркивается

блаженство не бедных, а "нищих духом".

Далее Иисус излагает свое отношение к Ветхому завету. Он не ставит

перед собой задачу "нарушить" законы Моисеевы и учение пророков, нет, он

стремится дополнить их и сделать универсальными: "Доколе не прейдет небо и

земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не

исполнится все". Так, шестая заповедь запрещает убийство. Но Иисус считает,

что наказания заслуживает и тот, кто напрасно гневается на своего ближнего

и возводит на него навет. В седьмой заповеди говорится о прелюбодеянии.

Иисус замечает, что каждый, кто с вожделением смотрит на женщину, "уже

прелюбодействовал с нею в сердце своем". И если в Ветхом завете говорилось

о выполнении клятвы, данной перед богом, то Иисус отвергает клятву вообще.

Таким образом, он требует соблюдения духа Закона, а не его буквы.

Вместо принципа мести "око за око и зуб за зуб" в Нагорной проповеди

провозглашается принцип примирения: "Кто ударит тебя в правую щеку твою,

обрати к нему и другую". Заповедь любви к ближнему Христос распространяет

на врагов: "Любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас". Он

призывает к раздаче милостыни, причем тайно: "...пусть левая рука твоя не

знает, что делает правая". Посты нужно соблюдать в одиночестве, ибо бог,

видящий все, воздаст по заслугам. В Нагорной проповеди говорится: "Не

судите, да не судимы будете", поскольку у каждого есть свои недостатки и

грехи. Иисус предупреждает: человек должен поступать с ближним так, как он

хотел бы, чтобы поступали с ним. Ждущие царства небесного не должны копить

сокровища на земле, где они "истребляются молью и ржой" или крадутся

ворами. Не нужно заботиться о пище и одежде, отец небесный кормит птиц и

взращивает полевые лилии, он не забудет о человеке: "Не заботьтесь о

завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для

каждого дня своей заботы" (Мф. 6: 34).

В Нагорной проповеди говорится и о молитве. Молиться следует в

одиночестве, затворив двери. Образец молитвы "Отче наш" представлен в

Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки (здесь она не входит в Нагорную

проповедь). Эта молитва начинается обращением к богу и кончается

прославлением его царства: "Отче наш, сущий на небесах! да святится имя

твое, да приидет царствие твое, да будет воля твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы

прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от

лукавого".

Условием исполнения молитвы "Отче наш" является прощение чужих грехов:

"...а если не будете прощать людям согрешения их, то и отец ваш не простит

вам согрешений ваших" (Мф. 6: 14). Молиться надо от всего сердца: "Просите,

и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам... Итак если вы,

будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более отец ваш

небесный даст блага просящим у него" (Мф. 7:7,11).

В Нагорной проповеди Иисус не только провозглашает законы, но и

становится судьей, призванным карать или миловать. Исполняющие заповеди

Иисуса уподобляются разумному мужу, который построил свой дом на камне, а

не исполняющие - безрассудному человеку, построившему свой дом на песке.

Евангелисты учат, что законы Ветхого завета были даны Моисеем, а

законы Нового завета принадлежат Иисусу. В Евангелии от Матфея

подчеркивается право Иисуса предписывать законы, сила его слова, причем в

качестве доказательства приводятся совершенные им чудеса (в Ветхом завете

Моисею также приходилось доказывать, что он - божий избранник). Когда Иисус

сошел с горы, к нему приблизился прокаженный. Иисус простер руку, коснулся

больного и сказал: "Хочу, очистись", - и больной тотчас "очистился" от

проказы (Мф. 8:1 - 4).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.