Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская кудьтура XIX века и ее вклад в мировую культуру




Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век

получил название «золотого века» русской культуры, кото­рая заняла выдающееся положение в общемировой культу­ре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской по­литике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппози­ционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как кре­постничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскре­пощение народа, расширяется круг лиц творческого труда — носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и факто­ром, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просве-


щение было признано важнейшим направлением государ­ственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное в 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Алек­сандре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготов­ки которых учреждается ряд новых университетов (Вилен-ский, Дерпт-ский, Харьковский, Казанский, С.-Петербург­ский), образцовых средних учебных заведений — лицеев (наи­более известный — Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начи­нает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась без­грамотной. Государственная политика по отношению к про­свещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись воль­нодумство и стремление к преобразованиям. В периоды ре­акции и ужесточения внутренней политики (эпоха Нико­лая I — 30-е — начало 50-х гг.; Александра III — 80 — 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образовани­ем, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничива­лась их внутренняя автономия.

Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На стра­ницах газет и журналов велась полемика между сторонни­ками различных направлений общественной мысли, оце­нивались важнейшие события и явления жизни государ­ства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких из­даниях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Совре­менник» А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова, а.затем Н.Г. Чернышев-ского и Н.А. Добролюбова; «Отечествен­ные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасо­ва и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий вы­пускаемой литературы. Периодическая печать и литера­тура способствовали просвещению общества, росту поли-


тической культуры и правосознания жителей страны,

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. име­ло свои особенности, состоявшие в интенсивном накопле­нии фактического материала, новых теоретических разра­боток и в острой борьбе прогрессивных ученых с предста­вителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом мате­риалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструи­ровал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулиро­ванный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфе­ре психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с об­щим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие,историки XIX в., как Н.М. Ка­рамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский создали фунда­ментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, ос­новных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тен­денцией в литературе является смена классицизма и сен­тиментализма новым течением — романтизмом, воспеваю­щим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявля­ется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях А.С. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверж­дается реализм — стремление изображать жизнь в ее типи­ческих проявлениях. Основоположниками реализма в рус­ской литературе были гениальный поэт, прозаик, драма-


тург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принад­лежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пико­вая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург — Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспо­щадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. — «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лер-монтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины — второй половины XIX в. — И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого — стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущ­ности бытия. Этот психологизм был вызван той напря­женностью в обществе, которая была характерна для вто­рой половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором пре­обладали религиозная и мифологическая тематика, вытес­няется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого перио­да в живописи было «Товарищество передвижных художе­ственных выставок», в состав которого входили такие ма­стера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, тра­диции; история России, проблемы современной действи­тельности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедев­рами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвига­ются величественные официальные здания и архитектур­ные ансамбли, призванные символизировать величие и про­цветание Российской империи. В этот период были пост­роены ансамбль Дворцовой площади, Йсаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факто­ры. Это, во-первых, достижения промышленного прогрес-


са, приведшие к появлению нового-типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под ста­рину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены зда­ния Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архи­тектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная куль­тура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называе­мой «Могучей кучки» — М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для твор­цов объединения характерно создание крупных музыкаль­ных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами.

Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания рос­сийского общества, просвещения, научно-технического про­гресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в рус­ской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

4.7. Страны Востока в период колониализма

Сущность колониализма. Колониальная торговля в XVI — XVIII зв. заметно обогатила европейские державы, зало­жив основу первоначального накопления капитала. С кон­ца XVIII века Западная Европа и США вступают в эпоху промышленного развития капитализма, что обусловило возникновение новых форм колониальной экспансии. На смену примитивным формам внеэкономического принуж­дения приходят собственно экономические методы эксп­луатации колоний, включающие: 1) обогащение за счет торгового обмена между метрополиями и колониями; при этом последние включаются в структуру мирового хозяй­ства в качестве рынков сбыта продукции и поставщиков дешевого сырья; 2) подавление в колониях с помощью


коммерческой конкуренции местной национальной про­мышленности с целью закрепления за ними роли аграр-но* сырьевых придатков метрополий.

Со вступлением капитализма в монополистическую ста­дию развития господствующее значение приобрели интере­сы финансового капитала, преследующие цель получения сверхвысоких прибылей за счет вывоза капитала и его раз­мещения в колониях. Вывоз капитала осуществлялся в сле­дующих формах:

—предпринимательско-производительный капитал (Англия);

—ссудный капитал (Франция);

—непроизводительный капитал (Германия).

В первом случае в колониях создавались предприятия, оснащенные (из метрополий) промышленным оборудовани­ем, станками, железными дорогами.

Эксплуатация дешевого наемного труда местного насе­ления позволяла получать здесь немалую прибыль. Во вто­ром случае слаборазвитым странам Востока предоставля­ли кредиты и займы с целью получения дохода в виде процентов. В третьем — государствам Востока давали деньги для покупки потребительских товаров, произведенных на европейских предприятиях.

Все это приводило к засилью в колониях иностранного капитала, преобладанию примитивных форм хозяйства, от­сталой структуре местного промышленного производства и сельского хозяйства, базировавшегося на ручном труде.

Европа и Восток: адаптация, приспособление, модер­низация. Европейская колониальная экспансия оказала существенное воздействие на внутреннюю структуру вбс-точных обществ. Процесс втягивания стран Востока в систему единого мирового рынка подразумевал их поли­тическую зависимость от западных колониальных дер­жав, лишение возможности самостоятельно осуществлять экономическую политику. Европейцы предпринимают уси­лия по созданию на Востоке рыночной инфраструктуры: от банков и предприятий до железных дорог, портов и баз — и привлечению квалифицированных специалистов. Ставка делалась на местную элиту, получившую евро­пейское образование и проникнутую соответствующими


ценностями, — именно таких людей колонизаторы стара­лись поставить на ключевые социальные, экономические и политические посты в зависимых странах.

Первоначальной реакцией восточного общества на та­кой активный процесс вторжения извне было стремление приспособиться к новым условиям существования. Европей­ские достижения в науке и технике, идеи либерализма, парламентаризма, демократизма активно усваивались об­разованной элитой. Социальные верхи Востока стремились сравняться с превосходящим их Западом, модернизиро­вать свое общество по европейскому подобию. Проявлени­ем таких устремлений стали реформы соответствующего характера и направленности, проводившиеся как в коло­ниях, так и в других странах Востока в XIX веке (напри­мер, реформы Мэйдзи в Японии).

Здесь осуществляются конституционно-демократические преобразования, создаются парламенты и законосовещатель­ные органы власти, проводятся демократические выборы. Отсутствие массового сопротивления реформам давало ев­ропейцам надежду на то, что Восток сможет легко вписать­ся в европейскую модель развития, смириться с уготован­ной ему участью в мировой хозяйственной системе.

Такие иллюзии объяснялись тем, что в XIX веке Вос­ток еще не был «пробужден», и от его имени выступали лишь немногочисленные социальные верхи, сотрудничав­шие с колониальными властями. Новый XX век стал сви­детелем массового национально-освободительного движе­ния, революций в восточном обществе.

Революция и реформы Мэйдзи в Японии. Положение Японии в XIX в. характеризовалось наличием двойствен­ных тенденций. Являясь в культурном отношении типич­ной восточной страной, в плане социально-экономической динамики она соответствовала скорее западноевропейским стандартам. К середине XIX в. внутреннее развитие страны исчерпало свои потенциальные возможности. Замкнутость и отгороженность от остального мира, средневековое пост­роение общественных и государственных структур препят­ствовали дальнейшему развитию общества и экономики. Страна вплотную подошла к необходимости реформ, мо­дернизации общества. Эта проблема обострилась вследствие


9. Зак. 606



активизации в регионе крупнейших колониальных дер­жав: Англии, России и США. Процесс активного колони­ального раздела мира предполагал закрепление в страте­гически важных районах. Одним из них была Япония, представлявшая также лакомый кусочек в качестве зна­чительного по объему рынка сбыта. За принудительным «открытием» Японии американским военным флотом в 1857 г. последовало крушение устоявшихся общественных и эко­номических структур, вывоз золота, тотальное обнища­ние народных масс. Оказавшись один на один с передовы­ми державами, Япония могла взаимодействовать с ними на равных только при условии модернизации собственных экономической и политической структур.

Толчком к модернизации стала революция Мэйдзи Исин 1867-68 гг. С марта 1866 г. в юго-западных княжествах началась подготовка к перевороту: формирование отрядов добровольцев под предводительством самураев. 3 января.1868 г., сосредоточив в Киото, где находился император, вооруженные силы, лидеры юго-западной коалиции объя­вили о свержении правительства сегуната. В конце января 1868 г. основные силы сегуна были разбиты в районе Киото. В мае сегун Кэйки капитулировал. Властные полномочия сегуна были переданы императору.

Суть модернизации страны заключалась в проведенных после революции реформах, направленных на слом фео­дальной системы и ускорение капиталистического разви­тия страны. В соответствии с законом 1871 г., в стране ликвидировалась феодальная сословная система, были про­возглашены демократические свободы, установившие рав­ноправие всех членов общества. Уничтожив феодальную средневековую иерархическую структуру, данные рефор­мы способствовали формированию либерально-демократи­ческих принципов построения общества, характерных для стран Западной Европы и США.

Изменилось отношение к собственности. Вследствие уп­разднений условного держания и верховного владения зем­лей государством восторжествовали принципы частной соб­ственности. Закон 1872 г. провозглашал свободу купли-про­дажи земли. По реформе 1873 — 1879 гг. земля закрепля­лась в частную собственность за теми, кто ею фактически




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.