Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Теория и методология исторической науки




 

Функции истории:

· познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

· прогностическая – предвидение будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего;

· воспитательна я – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств; составляющие воспитательной функции исторического знания:

1) история выступает источником моральной ориентации субъектов, стабилизирует общественные отношения;

2) история оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события;

· практически-рекомендательная (практически-политическая) – выработка научно-обоснованного политического курса на основе исторических знаний;

· социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества, личности;

· мировоззренческая (методологическая) формирование научного взгляда на мир, общество, законы его развития.

Методом в науке называют совокупность способов и приемов, а также общих принципов познания исторических явлений.

Методы изучения истории (исторического познания):

· исторический – воспроизведение, то есть последовательное рассмотрение и описание всех этапов становления, развития и формирования изучаемых явлений или процессов развития с их общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами;

· логический – обобщение исторического процесса в теоретической форме закономерностей;

· проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени;

· метод периодизации – особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определенные хронологические периоды, выявление изменений качественных особенностей в развитии и установление моментов этих изменений;

· типологический или историко-типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов на основе присущих им общих существенных признаков;

· синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время;

· сравнительный (компаративный) – сопоставление исторических объектов в пространстве и во времени, выявление сходства и различия между ними; или метод, характеризующий сущность явления путем сопоставления его с другим;

· ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления;

· идеографический – описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов;

· системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития или метод исторического исследования, устанавливающий взаимосвязи и взаимодействия объектов в историческом развитии.

Методология –учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам исторического познания относятся :

· принцип историзма – рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

· принцип объективности – изучение объективных (то есть независимых от сознания человека) закономерностей, опора на факты в их истинном содержании, рассмотрение явления в его многогранности и противоречивости;

· принцип социального подхода – рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

· принцип альтернативности – определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.