Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные правовые акты главы местной администрации




Глава местной администрации вправе издавать:

а) постановления по вопросам местного значения;

б) постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

в) распоряжения по вопросам организации работы местной администрации, которую он возглавляет на основе единоначалия.

Муниципальные правовые акты, издаваемые иными должностными лицами местного самоуправления. К иным должностным лицам местного самоуправления относятся: а) глава (председатель) контрольного органа муниципального образования; б) председатель избирательной комиссии муниципального образования; в) заместители главы местной администрации; г) руководители структурных подразделений местной администрации и т.д.

Они вправе издавать правовые акты в пределах своих полномочий, адресованные подчиненным им административным структурам, поэтому правовой формой этих правовых актов определены распоряжения и приказы.

Правотворческий процесс представляет собой урегулированный нормативными правовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий внесение в правотворческий орган (вынесение на референдум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов. Любая правотворческая деятельность осуществляется в особой процессуальной форме, которая представляет собой упорядоченную систему стадий деятельности:

1) разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления;

2) обсуждение и принятие муниципальных правовых актов;

3) опубликование (обнародование) и вступление в силу муниципальных правовых актов;

4) контроль за исполнением и отмена муниципальных правовых актов или приостановление их действия <1>.

--------------------------------

<1> Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: Изд-во "Проспект", 2004. С. 91.

 

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" приводит перечень субъектов, которые вправе вносить проекты муниципальных правовых актов на рассмотрение органов местного самоуправления, т.е. осуществлять правотворческую инициативу:

а) депутаты представительного органа муниципального образования;

б) глава муниципального образования;

в) иные выборные органы местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования);

г) глава местной администрации;

д) органы территориального общественного самоуправления;

е) инициативные группы граждан;

ж) иные субъекты правотворческой инициативы (например, в Республике Мордовия к таковым относят прокурора).

Представительный орган муниципального образования принимает нормативный правовой акт, закрепляющий:

1) порядок внесения проектов муниципальных правовых актов;

2) перечень и форму прилагаемых к ним документов (например, от инициативных групп граждан обычно требуется определенное количество подписей в поддержку вносимого проекта, от органов территориального общественного самоуправления - протокол заседания данного органа).

В необходимых случаях органы и должностные лица местного самоуправления организуют и проводят внутреннюю или независимую правовую экспертизу проекта муниципального правового акта.

При разработке проектов муниципальных правовых актов особое значение приобретает соблюдение правил юридической техники. Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности. В самом общем виде юристы выделяют следующие требования юридической техники: а) форма и содержание юридического документа; б) структура юридического документа; в) соблюдение логичности и последовательности изложения; г) этичность изложения; д) правильное использование юридического языка; е) правильное использование юридической и иной терминологии <1>.

--------------------------------

<1> Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М.: Юрайт-Издат, 2001. С. 29.

 

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации оказывают помощь в данном процессе, разрабатывая и распространяя модельные акты по вопросам жизнедеятельности муниципального образования.

Многие из нарушений в муниципальных правовых актах вызваны игнорированием элементарных правил юридической техники. В качестве основных нарушений юристами чаще всего называются следующие:

а) отсутствие унификации по структуре и стилю изложения;

б) противоречие действующему законодательству;

в) отсутствие единства терминологии;

г) несоблюдение обязательных правил отмены устаревших нормативных актов или внесения в них изменений и дополнений;

д) декларативность, отсутствие механизма действия принимаемых норм, их реализации;

е) многословность и мелкотемье (издание документа по узким, мелким проблемам) <1>.

--------------------------------

<1> Шугрина Е.С. Техника юридического письма. М.: Юрайт-Издат, 2001. С. 7.

 

Приемы юридической техники во многом позволяют избежать проблем с качеством муниципального правового акта и не вызывать его отмены или приостановления.

Муниципальные правовые акты действуют в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Действие правового акта во времени обусловлено вступлением в силу и утратой силы. Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента официального опубликования или обнародования. Правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) в следующих случаях:

1) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

2) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

3) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет перечень субъектов, которые вправе отменить или приостановить действие муниципальных правовых актов. К ним относятся:

1) органы и должностные лица, принявшие (издавшие) данный акт (данная норма является гарантией самостоятельности органов и должностных лиц местного самоуправления во взаимоотношениях с органами государственной власти, а также с органами местного самоуправления других муниципальных образований);

2) суд (в том случае, если акт противоречит вышестоящим нормативным актам, а орган, его издавший, не исполняет решение суда о приведении его в соответствие);

3) уполномоченные органы государственной власти - в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий (за осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, несут ответственность в первую очередь органы государственной власти, и, кроме того, такие полномочия финансируются из государственного бюджета).

Решения должностных лиц местного самоуправления, находящихся в административном подчинении иных должностных лиц местного самоуправления (например, руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования), могут быть отменены вышестоящим должностным лицом местного самоуправления в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Действие правового акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Действие муниципального правового акта распространяется на территорию муниципального образования.

Действие правового акта по кругу лиц определяет два вида муниципальных правовых акта: акты, действующие на всех жителей муниципального образования, и акты, распространяющиеся на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Таким образом, в теории и практике местного самоуправления выделяют следующие виды правовых актов муниципального образования:

1) устав муниципального образования;

2) регламент представительного органа местного самоуправления, в котором определяется порядок работы представительного органа местного самоуправления, его депутатских образований и внутренних органов (депутатских групп, комиссий, комитетов и т.п.);

3) решение как акт коллегиального (как правило, представительного) органа местного самоуправления, который носит общий, в том числе нормативный характер;

4) постановление - акт главы муниципального образования (главы администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;

5) распоряжение - акт главы муниципального образования (главы администрации), который издается по оперативным и другим текущим вопросам и имеет ненормативный характер;

6) положение - правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждается решением представительного органа местного самоуправления или постановлением главы муниципального образования);

7) приказы и инструкции, акты отраслевых, межотраслевых, территориальных органов местной администрации, содержащие ненормативные положения оперативно-распорядительного характера;

8) заявления, резолюции, обращения и другие акты представительного органа местного самоуправления, имеющие ненормативный характер и связанные с оценкой представительным органом тех или иных событий и фактов, определением отношения к ним <1>.

--------------------------------

<1> Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу "Стратегия развития муниципальных образований". Часть I / Под ред. В.В. Бакушева. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 83 (автор раздела - Мокеев М.М.).

 

Муниципальные нормативные правовые акты подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. В настоящее время в субъектах Российской Федерации формируется нормативная правовая база деятельности органов местного самоуправления, что предусматривает принятие на муниципальном уровне более 20 тысяч правовых актов <1>. Это в первую очередь документы, регламентирующие деятельность представительных органов муниципальных образований и местных администраций, документы по решению вопросов местного значения, а также правовые акты, регламентирующие финансово-экономическую деятельность муниципального образования, градостроительство, благоустройство, общественный порядок и безопасность жизни, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, участие граждан в осуществлении местного самоуправления и иные вопросы.

--------------------------------

<1> Областная целевая программа "Развитие местного самоуправления в саратовской области на 2006 - 2008 годы".

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что понимается под правовыми основами местного самоуправления?

2. Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу местного самоуправления?

3. Когда была принята Европейская хартия местного самоуправления? Когда ее подписала Россия? Когда ратифицировала данный документ?

4. Можно ли рассматривать постановления Конституционного Суда РФ о местном самоуправлении в качестве составляющей правовой основы местного самоуправления?

5. Какие функции закреплены за органами государственной власти субъекта РФ в сфере правового регулирования местного самоуправления?

6. Какие вопросы регламентируются законами субъектов РФ о местном самоуправлении?

7. Приведите наиболее типичные нарушения федерального законодательства, выявленные на региональном уровне.

8. В чем особенности муниципального правового акта?

9. Какие акты составляют систему муниципальных правовых актов?

10. Какие требования предъявляются к уставу муниципального образования?

 

Тесты

 

Выберите правильный вариант.

1. Местное самоуправление гарантируется:

1) Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами;

2) федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, правовыми актами местного самоуправления;

3) федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации;

4) только местными нормативными актами.

 

2. Правовую основу местного самоуправления составляют:

1) федеральные нормативно-правовые акты;

2) судебный процесс;

3) местные обычаи;

4) решения собраний общественных объединений;

 

3. Конституция Российской Федерации:

1) устанавливает исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;

2) устанавливает основы организации и деятельности местного самоуправления;

3) не содержит норм о местном самоуправлении;

4) определяет систему органов местного самоуправления.

 

4. Являются ли постановления Конституционного Суда РФ элементом системы правовых основ местного самоуправления?

1) да;

2) нет.

 

5. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации относится к ведению:

1) Российской Федерации;

2) Российской Федерации и субъектов РФ;

3) субъектов Российской Федерации;

4) муниципальных образований.

 

6. Правовая основа местного самоуправления - это:

1) совокупность общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) взаимосвязанная система нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления;

3) совокупность общественных отношений, возникающих по поводу реализации органами местного самоуправления своих прав;

4) система прав и обязанностей населения муниципального образования и органов местного самоуправления в сфере местного самоуправления.

 

7. В каком нормативном правовом акте устанавливаются полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления?

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

3) конституция (устав) субъекта Российской Федерации;

4) устав муниципального образования.

 

8. Какие из перечисленных правовых актов не составляют основу местного самоуправления?

1) регламент представительного органа;

2) устав общественного объединения;

3) постановление главы муниципального образования;

4) положение о комитете территориального общественного самоуправления.

 

9. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устав муниципального образования принимается:

1) населением на местном референдуме;

2) представительным органом местного самоуправления;

3) представительным органом субъекта РФ;

4) совместным решением представительного и исполнительного органов муниципального образования.

 

10. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может служить:

1) противоречие устава вышестоящим нормативным актам и нарушение порядка принятия устава;

2) отсутствие в уставе символики муниципального образования;

3) отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования;

4) нецелесообразность отдельных положений устава.

 

11. Правовые акты должностных лиц исполнительного органа местного самоуправления могут быть отменены:

1) должностным лицом, принявшим их;

2) органом государственной исполнительной власти субъекта РФ;

3) судом;

4) прокурором субъекта РФ.

 

12. Устав муниципального образования вступает в силу:

1) с момента его принятия представительным органом муниципального образования;

2) после его официального опубликования (обнародования);

3) с момента, определенного в самом уставе;

4) после его регистрации в управлении юстиции субъекта РФ.

 

Глава 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 4060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.