Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Опыт 2. Оценка образного мышления




Опыт 2. Оценка образного мышления

Шкальные оценки показателей мышления

Шкальная оценка Образное мышление Вербально-логическое мышление   Шкальная оценка Образное мышление Вербально- логическое мышление
          26-29 17-18
  - -     23-25 15-16
  50-48 29-28     20-22 -
  48-47 -     17-19 12-14
  45-47 28-27     14-16 7-11
  41-44 27-26     12-13 5-6
  38-40 -     8-11 -
  36-37 23-25     5-7 3-4
  33-35 21-22     2-4 -
  30-32 19-20     0-2  

 

Опыт 2

Цель. Оценка образного мышления.

Оснащение опыта. Наборы из 5 карт, на каждой из которых изображены четыре предмета (см. прил. 11.3.3). Экспериментатору необходим секундомер и протокол для регистрации ответов (форма 45б).

Форма 45б

Серия Результат Время выполнения, с
I II III IV V    

Порядок работы. Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: «Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажи, какой из четырех предметов лишний». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Картинки предлагаются в определенной последовательности - с нарастающей сложностью.

1. Оценить в баллах время и точность выполнения каждой серии задания по специальной таблице (табл. 11.3.3).

Таблица 11.3.3

Балльные оценки времени и точности выполнения задания

Серия Номер картинки Точность, баллы Время, с Поправка на время, баллы
      <6 +1
I     6-60  
      60-120 -1
      >120 -2
      <3 +1
II     3-40  
      40-60 -1
      >60 -2
      <3 +1
III     3-40  
      40-60 -1
      >60 -2
      <3 +1
IV     3-40  
      40-60 -1
      >60 -2
      <3 +1
V     3-40  
      40-60 -1
      >60 -2

 

2. Вычислить интегральный показатель образного мышления (А) по каждой серии задания, объединяющий точность (В) и время выполнения теста с учетом поправки (Т) по формуле

А=В+Т

3. Получить общий показатель образного мышления (А общ) по данной методике как сумму пяти серий. Расчетная формула имеет вид

А общ = .

На основе индивидуальных данных по показателю образного мышления подсчитывается средняя арифметическая величина по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные показатели между собой. В случае необходимости для сопоставления данных, полученных при изучении образного мышления, с другими характеристиками мышления, а также для интериндивидуального сопоставления можно осуществить перевод абсолютных значений образного мышления в сопоставимые шкальные оценки.

При анализе результатов экспериментального исследования следует иметь в виду, что нормативных данных для этой методики нет и поэтому каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими. Необходимо заметить, что в результате сопоставления экспериментальных данных представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых данных, о степени выраженности индивидуальных различий как одномодальных, так и разномодальных показателей.

Контрольные вопросы

1. С помощью каких методов изучается образное и вербально-логическое мышление?

2. Какие виды мышления вы знаете?

3. На основе каких оценок возможно сопоставление межмодальных характеристик мышления?

Приложение 11.3.1

Бланк методики «Исключение слов»

1. книга, портфель, чемодан, кошелек 9. иней, пыль, дождь, роса

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка 10. вода, ветер, уголь, трава

3. часы, очки, весы, термометр 11. яблоко, книга, шуба, роза

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед 12. молоко, сливки, сыр, хлеб

5. самолет, гвоздь, пчела, вентилятор 13. береза, сосна, ягода, дуб

6. бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы 14. минута, секунда, час, вечер

7. дерево, этажерка, метла, вилка 15. Василий, Федор, Семен, Иван

8. дедушка, учитель, папа, мама

Приложение 11.3.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.