Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства черноты




Возможно поэтому не только на Западе, но и на Востоке черный цвет иногда мог служить цветом траура[cccxxxv]. Черный цвет ауры отмечают экстрасенсы. Хотя и непонятно, как этот цвет может характеризовать “ненависть, злобу и мстительность”, если аура ментального тела — это свечение. Вопрос: может ли быть свечение черным? Черный свет — визуальный нонсенс. Однако ауру не каждый увидит. Наверное, это имел в виду Якоб Беме, когда утверждал: «Черный цвет не принадлежит к числу цветов. Он — мистерия. Таинство, которое невозможно понять».

Вместе с тем, уже за два столетия до Беме, Леон Баттиста Альберти писал: «… белое и черное не суть настоящие цвета, но лишь изменения других цветов [cccxxxvi]. Через столетие гений Леонардо снова утверждает, что белое и черное не являются цветами [cccxxxvii], очевидно также предваряя хроматически-временной аспект ахромных цветов[cccxxxviii]. Ранее мы уже видели связь черного цвета с будущим временем и бессознанием — с непознаваемым. «Цветом небытия» называет черный и Р. Л. Руссо[cccxxxix]. Очевидно, в этом смысле черный потенциирует в себе все то, что относится к числу цветов, которые мы пытаемся познать для оптимального использования в нашей жизни.

В этой связи Х. Э. Керлот замечает, что для Виктора Гюго и Рихарда Вагнера тьма знаменует собой женственное начало, и что свет, исходящий из мрака, выступает как форма своеобразной материализации[cccxl]. К. Г. Юнг в этой связи говорит о том, что углерод — преобладающий химический элемент в человеческом организме — бывает черным, если он находится в виде угля или графита, а когда он пребывает в алмазе (т. е. кристаллическом углероде) он становится «кристально чистым, как вода», и этим подчеркивается то, что глубочайшим значением черного является затемнение и зарождение во тьме.

Да и без магии любой материалист нам скажет, что именно черный уголь и черная нефть дают всю палитру радующих глаз цветов. В самом деле, черный сохранил все цвета живущих когда-то цветков и растений. То есть, черный цвет самым тесным образом связан со скрытой энергией природы. И, безусловно, — природы человека, его бессознания. Как отмечает Элизабет Бремон, «черный это цвет нашего бессознания, то есть всего того, чего мы не знаем сами о себе» [cccxli].

В самом деле, вряд ли кто знает происхождение «черного юмора», или мотивы доводов пессимиста, который «все видит в черном цвете». Также как и не знаем мы законов «черного рынка», — рынка нелегального, — оппозиционного и по цвету рынку «белому», социальному. Не можем мы знать и причин возникновения «черных списков», куда попадают отверженные «черные овцы», не знаем и законов «черной магии» или «черной мессы». И даже не представляем себе, что выкинет в ближайший момент совершенно пьяный человек, которого, кстати французы совершенно справедливо называют «черным» [cccxlii] в его бессознательной непознаваемости.

«… бред, сумасшедствие, смерть и есть вот эта совершенно черная чернота!», писал Влажимир Набоков. Практически в этом же ряду стоят рассуждения Томаса Манна: «…в сияющей сфере гения тревожно соприсутствует демоническое начало, противное разуму, …существует ужасающая связь между гением и темным царством». И, наверное, только гений пубертата мог извлечь из меня эти — ужасающие веру и разум — строки явно демонического волеизъявления:

 

Браунинг появился в руках как-то само собой, Кровь уж стучит в висках – И ты ли судьбой, судьба ли тобой… И годы или века? Пальцы сжаты в агонии — предохранитель снят… Указательный вроде свободен… Свободен курок — черный взгляд!

Ослепляюще черным неизреченным глаголом называли средневековые алхимики свои искания философского камня[cccxliii]. Согласно Генону, черное олицетворяет все предварительные ступени, соответствующие «схождению в ад» как итогу (или искуплению) всех предыдущих этапов. Так, черная Мать-земля — Диана Эфесская — изображена с черными руками и черным лицом, что напоминает о черных отверстиях пещер и гротов. Это может относиться и к черной женщине, вроде той, что появляется в валлийской истории о Парцифале; подразумевается тот же смысл — наиболее низкое положение, — как и в случае воды [cccxliv].

Для магических текстов Черной магии (в отличие от заговоров Белой магии) всегда было характерно усиленное нагнетание черного цвета. Так, например, в латышском заговоре говорится: Черный мужик с бабой едут по черной дороге, черные глаза позади…У черного мужика черные лапти на ногах, черные чулки, черная сорочка, черные штаны, черная куртка, черный конь, черное седло, черная узда, черный батог…

Ассоциация же черного цвета со смертью в хроматизме объясняется непознаваемостью будущего[cccxlv]. Будущее — это небытие. Так, по крайней мере, считали наши прародители, посыпая тела умерших красной охрой для их возрождения в будущем. И если нам никогда не удастся заглянуть в будущее, то вряд ли когда удастся осознать и то, что находится за гранью смерти. Поэтому и то, и другое ассоциируется у человека с сублиматом черного цвета, который включает в себя все то, что принципиально никогда не может быть осознано в силу его оппозиционности белому цвету сознания (см. выше)[cccxlvi].

Нередко в мифах черный цвет сопоставлен с опасной, инфернальной стихией, с иррациональностью и непознаваемостью будущего времени. С мистическим влечением к женскому лону. «Дщери Иерусалимские! Черна я, но красива...» (Псн.П.1, 4). Еще Виктор Гюго и Рихард Вагнер отмечали прямую близость черного цвета и материнского начала (рождение из черного и ночь как мать зарождения)[cccxlvii].

Вообще говоря, магию как функцию женского бессознания уже Фрезер называл «черной нитью». Черные вороны, черные голуби и черное пламя фигурируют во многих мифах и легендах. Все они являются символами черной, оккультной или бессознательной мудрости, как замечает Керлот[cccxlviii].

Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканского племени ндембу женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены[cccxlix]. У арабов выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, "чернота сердца" — любовь. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. Этого же значения придерживался Шекспир в “Отелло”:

 

Ты для того ль бледна, как белый лист,

Чтоб вывести чернилами «блудница»?

В “Лукреции” Шекспир еще более актуализирует смысл этого цвета:

 

На черных крыльях похоти хмельной…

 

В. Набоков в «Других берегах» замечает: «…словно я бодлеровский дон Жуан, весь в черном». Стефан Цвейг видел в противоречии черного цвета и общепринятой морали белого — “черный флаг аморализма”. Часто черный цвет ассоциируется с пустотой и горем. С сексуальностью Черной Девы. Действительно, в пережиточных обществах этнографы встречались с такой магической характеристикой женского «низа» как чернение половых губ, «Для того чтобы больше понравиться» [cccl].

Как характеризовал моду начала XIX века Гете, женщины ходят теперь исключительно вбелом, а мужчины в черно [cccli]. Как поглощающий все цвета спектра, черный цвет великолепно сказывается на состоянии организма, объединяя в себе все их лечебные свойства. Поэтому он может использоваться и как общеукрепляющее средство для поправки ослабленного здоровья. И, какписал Дехлеви.

Выпью только для того,

Чтоб взбодриться, не хмелея,

Все равно от черных кос

Неизбежно опьянею.

И в только этом смысле можно только согласиться с утверждением Элизабет Бремон о том, что черный представляет собой образ хаоса. Вместе с тем, следует помнить, что хаос и физически, и метафизически характеризуется максимумом энтропии, а черный цвет — как “скрытая энергия”, например, бессознания — являет собой максимум негэнтропии, то есть максимальные возможности для восстановления жизненной энергии, которая в нем заключена.

В рассуждениях о душе человеческой Платон (Федр, 253 d) наделил черным цветом именно эту, бессовестную ее часть, которая (вопреки традициям общества) неистово добивается своих низменных желаний. В хроматизме эта бессовестная часть души человеческой, или как ее определил Платон — «друг наглости и похвальбы» — несет семантику всех телесных потребностей, то есть того, что Фрейд обозначил бессознательным, а мы — бессознанием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.