Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От 3-х до 5-ти




Допонятийная стадии дооперационального мышления, по Пиаже[cmxi] характеризуется анимизмом и неспособностью детей 2–4-х лет разграничить ментальную, физическую и социальную реальность. К примеру малыш может считать, что все движущиеся объекты живые и могут подчиняться его воле. Пиаже трактует это как проявление эгоцентризма, то есть познавательной позиции в отношении мира, рассматриваемого лишь с собственных позиций со смешением нравственных и физических законов.

Однако вспомним, что именно на этой стадии (3–3,5 года) дети без труда устанавливают связь между масштабной моделью комнаты и самой комнатой путем именно символической репрезентации. И здесь же (в 3,5 года) появляется игровая способность детей замещать реальные предметы совершенно на них непохожими, или даже играть в те же игры совсем без предметов, лишь воображая их[cmxii].

Так как малыши в этом возрасте нередко выбирают холодные цвета совместно с красным и зеленым, то можно предположить (для большинства детей) возможным фиксацию получаемой информации уже и в Ид-, а не только в М- и С-планах. Об этом говорят и факты слабой воспроизводимости детьми получаемой информации (доминанта С-плана) и потребность в постоянном (М-плановом) воспроизведении взрослыми известных ребенку сюжетов (сказок, игр, песен). На это же указывает лучшая концентрация внимания детей 3–5 лет в том случае, если они активно повторяют чьи-то действия.

Возрастание сознания подтверждает и существенный рост саморегуляции поведения. Так, если в 1–2 года требование убрать игрушки встречается плачем, то к 3-м годам дети плачут в такой ситуации гораздо реже, но зато чаще оказывают сопротивление в виде упорного отказа. К 4-м же годам случаев такого сопротивления становится меньше. Ученые связывают это с развитием речевых навыков и способности более приемлемо и менее эмоционально заявить о своих потребностях. Иначе говоря, здесь явно возрастает значение М-и Ид-планов интеллекта.

Как отмечает Д.Б. Эльконин, при анализе психического развития имеет место, с одной стороны, своеобразный дуализм, с другой, параллелизм двух основных линий — развития мотивационно-потребностной сферы и развития интеллектуальных (познавательных) процессов. Без преодоления этого дуализма и параллелизма нельзя понять психическое развитие ребенка как единый процесс[cmxiii].

По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана, к 3–4 годам постепенно складывается комплекс половой дифференциации людей по внешним признакам (одежде, длине волос, тембру голоса и т. п.). Если до этого возраста в речи ребенка встречались родовые аграмматизмы, то после 3–4 лет даже иронические попытки взрослых исказить половую принадлежность ребенка встречают с его стороны бурный эмоциональный протест и негодование.

При изучении функциональной асимметрии выяснилось, что возраст 4 лет является периодом непосредственной и устойчивой симметричности восприятия[cmxiv]. В этот период развивается также и любопытство, направленное на половые признаки, возникают вопросы о строении тела, деторождении, также игры «в дом», «в доктора», которые не менее чем у половины детей связаны с обнажением, демонстрацией и созерцанием половых органов[cmxv].

От 2–3-х до 4–5 лет происходит усиление познавательно-игровой деятельности, которая моделируется Ид-планом с предпочтительными синим, голубым и очень редко фиолетовым цветами (контрастными к красному и желтому цветам Син-плана). Так, к 3-и годам дети начинают рисовать очертания лица, а к 4-м — «головоногих» людей. К 4–5 годам они изображают фигуры людей с руками и ногами, затем появляются явные намеки на туловище и одежду. В возрасте 3–4 лет в совместных играх формируются первые детские компании[cmxvi].

Вместе с тем к 4-м годам ребенок уже хорошо владеет основными аспектами языка, что свидетельствует о меньшей степени доминирования Ид-плана. На это же указывает и ускоренный рост левого полушария головного мозга (отвечающего у правшей за лингвистические способности) в период от 3-х до 6 лет, после чего происходит его замедление[cmxvii]. Кроветворная функция костного мозга к 3–4 годам повышается, хотя в этот период уже появляются первые признаки превращения красного костного мозга в недеятельный желтый (жировой) мозг[cmxviii].

К 4–5 годам глазное яблоко почти достигает размеров взрослого, что позволяет ребенку, наконец, выделить предпочтительным, то есть заметить увиденный еще в 2 года синий цвет (фокус на сетчатке). Как функция растущего подсознания иногда возникает предпочтение голубого и синего цветов, что проявляется в фантазиях и возрастающем воображении ребенка. Обобщение осуществляется как по форме, так и по цвету предметов. Этот период (фиксации С- при росте Ид- и М-планов) можно, по-видимому, считать завершенным к 5–6 годам[cmxix], что вообще говоря, позволяет связать его с начальным уровнем самоактуализации, по Маслоу.

По данным В. Н. Дружинина, особенно сильно влияют на умственное развитие детей 3–4 лет отношения между родителями. Так, дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению интеллектуального развития ребенка[cmxx]. Об этом косвенно говорит и тот факт, что в случае оставления отцами семьи до того, как их сыновьям исполнялось 5 лет, впоследствии оказывалось, что эти дети были более зависимыми от своих сверстников и менее уверенными в себе, чем мальчики из полных семей.

Согласно периодизации психосексуального развития по Фрейду, ребенок от 3 до 5 лет проходит «фаллическую» стадию[cmxxi], тогда как по схеме психосоциального развития по Эриксону ребенок от 4 до 5 лет находится в «локомоторно-генитальной» стадии. При разумном поощрении активности и наличии возможностей у ребенка формируется потребность в инициативных действиях как психосоциальный результат этой стадии взросления. В хроматизме этот период взросления связывается с возрастанием роли подсознания и сознания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.