Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – говорил герой пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров




Тем более, в человеке, который на виду... Поэтому:

 

1. Прочтите внимательно еще несколько рекомендаций оратору, данных А.А. Волковым. Сравните их со своими привычками. Проанализируйте разницу и сделайте для себя выводы.

«Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. <…> Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите руки в карманах, не заплетайте ногу за ногу» [37].

 

 

2. На основании приведенных ниже фактов сделайте выводы о том, какое значение играет атрибутика при воздействии на публику. Какое влияние оказывает она на речевое поведение говорящего? К чему приводит несоответствие подобранного фона личности выступающего?

1) Император Октавиан (Август) вступил в Александрию, беседуя с философом Арием и держа его за руку с тем, чтобы возвысить философа в глазах сограждан.

2) Многие партийные лидеры стараются выступать на фоне государственного флага, как бы «перетягивая» на себя его частицу.

3) «Он снялся на фоне книжных полок с таким видом, как будто сам все это написал», – подметили однажды И. Ильф и Е. Петров
(и занесли этот «анонимный» факт в свои “Записные книжки”).

 

 

3. Прочтите зарисовку одного из уроков, рассказанную студенткой московского театрального училища, восемнадцатилетней Валей, и «штрих к портрету» знаменитого артиста Мартынова (обратите внимание на их разницу в возрасте и профессиональном стаже).

1) В студии идет урок публичного одиночества. На середину репетиционной комнаты выдвигается стул, на него ставят кресло.

Мне выпало взгромоздиться на этот трон и под неусыпным оком мастера и студийцев внутренне, а не поверхностно исключить любое, даже подсознательное, общение с ними. Остаться наедине с самой собой, со своими мыслями, своим настроением, не реагируя ни на какие внешние раздражители. Педагог... пытается мне помочь:

– Ты проследи свой сегодняшний путь от дома до студии.

Честно стараюсь это сделать.

– Ну как, – спрашивает педагог остальных студентов, – удается Вале от нас отключиться?

Я умираю от стыда на «лобном месте», пронзительно чувствую свою неполноценность. Но больше всего на свете угнетает меня мой внешний вид – стоптанные башмаки, заплаты на локтях (кажется, что каждая заштопана вопиет), зашитая юбка. Как же тут отключишься?

 

2) «Знаменитый артист Мартынов говорил, что когда ему приходилось играть роль в том самом своем сюртуке, в котором он приходил в театр, то, войдя, в уборную, он снимал его и вешал на вешалку. А когда после гримировки наступало время идти на сцену, он надевал свой сюртук, который переставал для него быть просто сюртуком и превращался в костюм, то есть в одеяние того лица, которое он изображал. Этот момент нельзя назвать просто одеванием артиста. Это момент его облачения. Момент чрезвычайно важный, психологический»[38].

Сделайте выводы о роли костюма для артиста. Как вы понимаете фразу: «артист должен время от времени переодеваться»? Касается ли это оратора в том же смысле, что и артиста?

И смогли бы вы сыграть публичное одиночество?

 

 

4. Специалисты по театральным костюмам утверждают, что существует определенная зависимость костюма и героя, и даже костюма и сюжета. Как вы думаете, распространяется ли это правило на костюм оратора, которому предстоит выступить с официальной речью: а) – в день всенародного праздника; б) – в день, объявленный по стране днем траура, в) – с программной речью перед очередной аудиторией избирателей?

«Для костюма хорошо обеспеченной героини лучше всего руководствоваться модными картинками викторианской эпохи с их слащавой красочностью и не скупиться на искусственные цветы, перья и банты. Молодую добродетельную женщину, переживающую трудные времена из-за козней злодеев и других превратностей судьбы, лучше всего одеть в однотонное простое платье с кружевным воротничком, аккуратный фартук, шаль и кружевной чепец. Для ее уличного костюма, если ей к тому же приходится брести по снегу с младенцем на руках, лучше всего подобрать большую шаль, закрывающую ее и дитя. <…>

Другим типическим действующим лицом мелодрам является злодей, укутанный в черный плащ, в фетровой широкополой шляпе или залоснившемся цилиндре, обязательно с усами и баками. Его брюки лучше всего заправить в кожаные или резиновые сапоги. На лирического героя лучше всего надеть романтическую рубашку с байроновским воротничком. Свободно повязанный черный шелковый шарф добавит его облику трагизма, а красные кожаные домашние туфли будут восприниматься как намек на развращенность»[39].

 

 

5. Прочтите рассуждения о костюме людей, связанных с политикой. Можно ли считать, что костюм призван внушать уважение собеседников к его владельцу? На чем может быть основано это уважение? И является ли костюм сам знаком уважения к публике?

1) «Я нигде не испытывал потребности носить ордена, кроме как в Петербурге и в Париже; в этих столицах просто необходимо показываться на улице не иначе, как с ленточкой в петлице, если хочешь, чтобы полиция и публика обращались с тобой вежливо»[40].

2) «Когда я поехала в Англию, купила очень дорогой костюм, потому что знала: без него меня в их парламенте не «примут». Прежде чем ехать я прочла все о том, как они живут, как относятся к внешнему виду....Ткань и работа были настолько качественны, что мне сразу поставили определенный балл. И уже исходя из этого строился дальнейший разговор…

А когда впервые ехала в США, пришлось поднять множество их журналов. Я смотрела, во что одеты женщины, какую они носят бижутерию. Вот, к примеру, такой интересный штрих: летом в конгрессе нельзя появляться в красном костюме – это дурной тон. Зимой – пожалуйста, летом – ни в коем случае!»[41].

 

 

6. Еще раз прочтите тексты заданий 3-5 и с учетом выводов: что значит костюм для артиста, героя и политика – сделайте окончательные выводы относительно роли костюма для оратора. Оформите их в тетради как «памятную страницу».

 

 

7. Прочтите истории, описанные Светонием в книге « Жизнь двенадцати цезарей» и Плутархом в «Сравнительных жизнеописаниях», повествующие о проступках в области невербальной коммуникации, и попробуйте установить причину каждого из них.

1) Величайшую, смертельную ненависть навлек на себя император Август… Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочтеннейшие постановления, он принял перед храмом Венеры-Прародительницы сидя. Некоторые пишут, будто он пытался подняться, …другие, напротив, будто он не только не пытался, но даже взглянул сурово на Гая Требация, когда тот предложил ему встать. Это показалось особенно возмутительным оттого, что сам он, проезжая в триумфе мимо трибунских мест и увидев, что перед ним не встал один из трибунов по имени Понтий Аквила, пришел тогда в такое негодование, что воскликнул: « Не вернуть ли тебе и республику, Аквила, народный трибун?».

2) Цезарь сидел на возвышении для ораторов. Когда к нему подошли консулы и преторы вместе с сенатом в полном составе, он не поднялся со своего места, а, обращаясь к ним, словно к частным лицам, отвечал, что почести скорее следует уменьшить, чем увеличить. Таким поведением он вызвал, однако, недовольство не только сената, но и среди народа, так как все считали, что в лице сената Цезарь нанес оскорбление государству. Те, кому можно было не оставаться долее, тотчас же покинули заседание, сильно огорченные.

 

 

8. С.Н. Паркинсон предлагает начинающим ораторам изучить видеозапись их выступления: «Понаблюдайте за выражением лица, движением бровей, пожатием плеч, поднятием пальца. Какой из этих жестов был необходим? Какое впечатление производят все остальные, кроме того, что человек не может сидеть спокойно? Может, они и раскрывают ваш характер, но желали бы вы раскрыть именно эти его стороны? Убеждают эти жесты или отвлекают? Способствуют ли выразительности или просто раздражают?»[42]

 

 

9. Существуют и определенные правила невербального поведения собеседников в процессе других видов речевого общения. Например, интервьюируемому категорически не рекомендуется:

– непрерывно кивать при разговоре;

– неестественно сгибаться к микрофону;

– отворачиваться от камеры.

Это если интервью на телевидении. А какие рекомендации вы дадите человеку, чье интервью будет транслироваться по радио?

 

 

10. Прочтите фрагменты трактата Цицерона «Об обязанностях». Выделите основные положения и соотнесите их с сегодняшним днем. Обратите внимание на этику невербальных компонентов общения.

«Я решил написать для тебя, сын мой Марк, кое-что, соответствующее твоему возрасту и моему авторитету. Скажу, что многие философы тщательно разбирали вопрос об обязанностях, ведь ни одна из сторон жизни не может быть свободна от них. В служении обязанностям кроется нравственная красота жизни, а пренебрежение ими является позором. <…>

Скажу прежде всего, что каждому виду живых существ природа вручила стремление защищать свою жизнь. <…> Человек отличается от животного тем, что, будучи наделенным разумом, может видеть последовательность между событиями, способен усматривать причины, сравнивать сходные явления и связывать настоящее с будущим. Человек силой разума сближается с другим человеком, образовывает объединения людей. Для человеческой природы подходит все простое и истинное.

Кроме желания искать истину, человеку свойственно и желание первенствовать, главенствовать. Повиноваться же человек будет лишь тому человеку, который способен наставить его, обучить действиям ради общей пользы. Кроме человека, никакие другие существа не могут замечать соразмерности частей, понимать красоты. Из того, что мы ищем разумом, и создается нравственно-прекрасное, свойственное только мудрым людям.

Как писал Платон, мы рождены на свет не только для себя. На наше существование имеют претензии наши друзья, наше отечество. Люди рождаются ради людей, чтобы служить общим интересам. Мы обмениваемся услугами, своим трудом и способностями связываем общество. Основанием справедливости является верность, которую можно было бы назвать правдивостью в словах и в принятых на себя обязательствах. <…>

Да, нравственно прекрасные поступки совершаются не силой тела, а силой духа. Все-таки стоит упражнять и тело, чтобы оно могло умело подчиняться разуму, решать поставленные перед ним задачи, уметь переносить лишения. Свойством храброго человека является способность не смущаться при трудностях, не терять присутствия духа, не лишаться рассудка. Если того требуют обстоятельства, необходимо сразиться в смертельном рукопашном бою и кончину героя предпочесть рабству и позору. <…>

Посоветую при счастливых обстоятельствах избегать гордости – не следует проявлять неумеренности как во времена счастливые, так и в дни несчастий. Это будет признаком ничтожности характера. Всегда в жизни, что бы ни случилось, имейте одно и то же выражение лица. А еще более умеренным следует быть тем, кто занимает высокое положение. Даже при обстоятельствах счастливых не забывайте прибегать к советам друзей. Никогда не слушайте зато советов, даваемых вам потворщиками, льстивыми и лживыми.

Поговорим теперь о нравственной красоте и рассмотрим вопросы уважения людей, умеренности, соблюдения во всем меры. Помните, что все справедливое подобает, а все несправедливое – позорно.

Итак, следует к каждому человеку проявлять уважение. Почему? Потому что если ты станешь пренебрегать мнением, составленным о себе каждым человеком, то тебя можно будет назвать не только заносчивым, но попросту нравственно падшим. Но отделяйте справедливость по отношению к людям от уважения. Справедливость требует не оскорблять людей, а уважение стремится не ранить их самолюбия.

Каждый наш поступок не должен быть замешан на поспешности, небрежности. Нельзя совершать ничего такого, что нельзя бы было потом оправдать. Все стремления наши нужно подчинять разуму, вот тогда-то и может засиять свет умеренности.

Стремления, буквально переливающиеся через край, являются теми, которые не сдерживаются разумом. Они и переходят всякую границу. Взгляните на лица людей, распаленных гневом, страстью, на просто взволнованных людей. Ведь у этих людей весь облик изменяется.

Вот тут-то и кроется наша обязанность: уметь сдерживать, успокаивать все свои стремления, тренировать в себе тщательность, чтобы не допускать себя до опрометчивых поступков. Помните, что природа породила нас не для развлечений и шуток, но для дел значительных. Впрочем, шутки тоже можно допускать, но не более чем, к примеру, сон. К тому же шутки наши должны быть скромными.

Когда мы рассматриваем вопрос об обязанностях, следует всегда помнить превосходства природы человека над природой животных. <…> Нужно помнить о двойной роли, возложенной на нас природой. Первая роль заключается в обладании нами разумом, из которого проистекает все нравственно прекрасное. Это – общая всем нам роль. Вторая же роль – особенная, принадлежащая каждому из нас в отдельности, ведь в душевном складе людей так много особенного. Каждый должен быть верен своей душевной природе, но только не недостаткам. Поступайте так, чтобы не противиться своей природе, но и не идти наперекор природе, свойственной всем людям.

В ранней молодости каждому из нас пришлось определить будущую стезю деятельности. В большинстве случаев мы следуем наставлениям родителей, другие слушают суждения толпы и следуют ее примеру, делая то, что считается прекрасным во мнении толпы. И крайне редко можно встретить таких людей, которые, обладая дарованиями, образованием, начинают размышлять о том, какой же путь им выбрать. Помните, что при выборе жизненного пути необходимо предусмотреть дорогу, позволяющую оставаться верным себе на протяжении всей жизни, то есть нужно принимать во внимание свойства своей натуры, поскольку натура куда более надежна, постоянна, чем судьба.

Разным возрастам свойственны и разные обязанности: молодым – одно, старым – другое. Долгом юноши является почитание тех, кто старше их. Но из них юноше следует выбрать наиболее уважаемых, мудрых, чтобы опираться на их знания и авторитет. Молодость страдает отсутствием знаний, а опыт стариков позволяет ей руководствоваться их советами. Нужно еще стараться оберегать от страстей юный возраст, упражнять дух и тело в труде, тренировке, чтобы потом, когда придется исполнять воинский и гражданский долг, можно было рассчитывать на воспитанную в юношах настойчивость.

Теперь давайте поговорим с вами о распорядке. Нужно уметь все ставить (что делается и говорится) на свои места, а для этого надо знать, что такое умеренность. Умеренность же нужно понимать как умение выбирать время, подходящее для выполнения тех или иных действий. В действиях нам надо соблюдать порядок, позволяющий все подгонять одно к другому, в жизни и в речи. К примеру, совершенно неуместно, говоря о важном, серьезном деле, пользоваться словами, годными лишь для пирушек. Расскажу, как однажды Перикл и Софокл занимались исполнением государственных обязанностей, и вдруг Софокл увидел мальчика, проходившего мимо: “Какой красивый мальчик!” – заметил он вслух. Перикл же ему на это ответил: “Это верно, но при исполнении должности тебе не следовало бы давать воли своим взорам”.

Итак, подобно тому, что музыкант, играющий на флейте или на лире, способен услышать даже малейшую фальшь, так и в жизни нужно наблюдать за тем, чтобы в наших поступках не явилось какого-либо разлада. Будем судить о правильности нашего поведения и по тому, как воспринимают нас люди, – хмурятся или смеются, печальны они или молчаливы. А особенно оценивать свои поступки, пользуясь чужим примером, так как чужие просчеты мы замечаем лучше, чем свои. Порой не худо бы обратиться за советом и к ученым людям. <…>

…Нравственная красота имеет четыре источника: познание, общественное начало, великодушие и самообладание. Так вот, обязанности, которые своей основой тлеют общественное начало, больше соответствуют природе, чем те, что своим источником имеют познание. Созерцательное познание нельзя назвать полным, если за ним не последует какое-то действие. А действие более всего заметно, когда оно касается охраны людских интересов. <…>

У всех людей должна быть одна цель – польза для каждого человека в отдельности и для всего общества. <…> Сама природа заставляет человека желать добра для другого человека уже потому, что он – человек. <…> Разум требует от людей, чтобы они не делали ничего коварного, притворного, лживого. Велико значение слов: «Честным людям нужно поступать честно, без обмана! Да не буду я обманут тобой и не понесу убытка из-за своего доверия к тебе!»…»

 

 

11. Внимательно изучите план риторического анализа речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.