Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эристические уловки




Софизмы, основанные на недостаточности условия.

Софизмы, основанные на подмене объема понятий.

Софизмы

1. Софизмы, основанные на смешении значений слов:

А. 1. Лекарство полезно и является благом.

2. Чем больше блага, тем лучше.

3. Вывод: чем больше лекарства, тем лучше.

Б. 1. У тебя есть собака, она твоя.

2. Твоя собака является отцом твоих щенков.

3. Ты бьешь свою собаку, следовательно, ты бьешь своего отца.

В. 1. То, что ты не потерял, - ты имеешь.

2. Ты не терял рогов.

3.Следовательно, ты рогат.

1. Некоторые люди – водолазы.

2. Все ученые – люди.

3. Следовательно, все ученые – водолазы.

1. Эпименид-критянин утверждает, что все критяне – лжецы.

2. Но Эпименид поэтому сам лжец.

3. Если Эпименид – лжец, то его утверждение о критянах ложно.

1. Многовопросие (задаются многие вопросы, тема обсуждения исчезает, предмет обсуждения теряет дефинитивную определенность): Что есть человек? Он животное или нет? Имеет ли он разум? Что такое грамматика? Как вы понимаете термины ……………?

2. «Вопросы от дурака» – спорщик (вопрошающий) прикидывается незнающим и просит объяснить, что имеется в виду. Вопросов задается максимально много, чтобы увести от предмета обсуждения и породить сомнения в слушателях: Ты сказал, что человек разумен и обучается. Ты признал, что крыса обучается и принимает решения. Почему нельзя сказать, что крыса тоже человек?

3. Подведение под противоречие: Если крыса обучается, то почему она не ходит на двух ногах?

4. Вопросы с целью изменить объем обсуждаемого понятия: Все ли живое, имеющее разум, - человек? Где пределы того, что ты называешь разумом?

Все эти сентенции имеют целью увести от предложенной темы, потому что она по каким-либо причинам неудобна спрашивающему.

Предсказание того, что другая сторона еще не сказала:

5. Возражение наперед: Я знаю, что вы будете утверждать…

6. «Чтение в сердцах»: «Ты в своих мыслях считаешь, что

7. Категорическое несогласие: Как бы вы ни оправдывались, я не желаю слушать, так как знаю, что вы такое на самом деле.

Изменение модальности. Уловки с целью изменить отношение к теме и изменить саму возможность обсуждения:

8. Авторитарный стиль: И все же я считаю…

9. Переход на личность: Кто вы такой, чтобы утверждать, что …

10. Навязанное следствие: Я знаю наперед, чем кончатся призывы разрушить Карфаген… (модальность речи меняется, якобы существует цепь суждений, которые позволяют делать другой вывод)

11. Просеивание фактов: (классический прием судебной практики; выборка сообщений органами СМИ)

12. «Конструирование подозрений»: Факты показывают, что в намерения Катона, увлекающего Рим в войну с Карфагеном, входит разорить Рим этой войной.

13. Игра гиперболой и литотой (преувеличение и приуменьшение): не битье, а наказание; не толстая, а полная; не тупой, а несообразительный; кричит (о чужих) - сердится (о своих);

14. Иронический повтор: Диссертация! И это – диссертация?

Приемы уничтожения позиции оратора

15.Смена предмета обсуждения: Все что здесь сказано о завоевании космоса, не имеет цели. Все дело в деньгах.

16.Запрет (табу) на обсуждение темы: В нашем обществе на эти темы не говорят.

17. Инсинуация: Эта женщина ваш друг, а чья она жена?

18. Изменение оценки: Вы говорите, что объявили о вашем проекте, не объявили, а разнесли, раззвонили…

19.Ложное согласие со сменой предмета обсуждения: (Марк Твен) Вы говорите, что кошка знает грамматику, да, кошка знает грамматику, но голубая сойка знает грамматику лучше.

20. Ложное возмущение со сменой предмета обсуждения: (В.Маяковский) «…мать. Кто сказал мать? Прошу при новобрачных не выражаться.»

21. переход на обвинение: (Н.Гоголь) «Я не знаю твоей матери, но знаю, что она дрянь!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.