Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как Вы понимаете формулу «русский язык как национальная идея многонациональной страны»? Что такое, по вашему мнению, национальная идея?




Каков духовный смысл ее широкого использования в языке современной художественной литературы?

Никакого. Понятно, что употребляющий обсценную лексику прежде всего вредит своей душе, но где вы слышали в современных СМИ хоть какой-либо намек на внятный разговор об этой, увы, актуальной на сегодняшний день теме? Зато употребления как в литературе, так и в кино, да и попросту на целых телеканалах (типа вроде молодежных) – хоть отбавляй! И ведь там это средство украшения речи. Массовая культура, увы, потакает распространению этих зол, и все-таки не она виновата сама по себе, а конкретные люди и их человеческие деяния. Если бы была налажена пропаганда речевой культуры, дела шли бы по-другому. Пока наши передачи о русском языке в СМИ по-прежнему ограничены вопросами о правильном ударении и викторинами о происхождении слов. Что есть язык, речь, Слово, их роль в созидании народной жизни и народного духа, народу не внятно. Впрочем, это невнятно и большинству филологов, которые являются не любо-Словами, а только языкознавцами.

Кто положит этому конец?

Надо задумываться и изобретать убедительные аргументы. «Дурным языком хорошую жизнь не построишь» (Св. Патриарх Алексий. Доклад на Рождественских чтениях 2001 года)

Да, русский язык это – национальная идея. Национальная идея – это ведущая идеологическая формула (доктрина), которая позволила бы объединить общество в его стремлении к благополучному духовному и материальному существованию. Конечно, Слово – язык - речь суть только средства выражения идеи, но и сами по себе они также являются определенными идеями. Поэтому «русский язык» – это безусловная «идея». Я формулирую ее следующими положениями:

1. Каков язык, такова жизнь. Язык – практическое средство благоустройства общества и благополучия человека.

2. Язык – как выражение «силы ума и дара слова» – главное отличие человека. Каков язык, таков и человек. В языке - весь человек: и мысли, и слова, и дела, поскольку и слово есть поступок.

3. Речь может основываться только на культуре. Культура обобщает положительный опыт речевого творчества, указывает способы оптимального пользования речью.

4. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения.

5. Через стиль речи создается общественный настрой. Основания такого настроя – в наших скрытых помыслах, воле и страстях (эмоциях), а «основания красноречия – страсти», по-старинному в эмоциях. (М.М.Сперанский). Господи, избави мя от страстей, но окрыли мой дух.

6. Поэтому опять: какова речь, таков и человек. «Скажи мне слово – и я скажу, кто ты». От «плодов уст» вкусим либо добро, либо зло. Будем верить, что добро.


Заключительное занятие предлагаем провести в форме Ораторского конкурса для всех участников курса. Выступают представители групп с 3-х (максимум 5-ти)-минутными речами. При этом ведущий конкурса должен строго следить за регламентом.

Чтобы содержание конкурса не было однообразным, желательно после определенного цикла речей проводить какие-либо лингвистические игры или викторины. Возможна организация выступлений по трем циклам речей (с выборными представителями-ораторами от каждой группы):

1. Самопредставление («Честь имеем представиться!»).

2. Поздравительная речь («Я желаю счастья вам!»).

3. Публицистическая речь: защита тезиса, избираемого по инициативе самого оратора.

Как показал опыт проведения конкурсов в Гос.ИРЯ имени А.С.Пушкина, МГУ имени М.В.Ломоносова, Академии труда и социальных отношений и других вузах, жюри Конкурса составляется из преподавателей кафедры русского языка, руководства факультета и представителей от студентов.

Наиболее сложен, конечно, конкурс публицистических речей, который может называться по-разному: «Прошу слова!» или «Не могу молчать!» (название одной из статей Л.Н.Толстого). Предложенные ниже темы формулируются либо как вопросы, которые должны поставить острые на сегодняшний день проблемы, либо как тезисы-афоризмы, которые требуется доказать в дальнейшей речи. Вот их примерный список (естественно, что сами участники могут придумать собственные темы-вопросы или афоризмы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.