Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические средства информационных технологий 2 страница




Приведенные примеры стандартов дают представление о подходах к решению проблем стандартизации.

Естественно затраты на стандартизацию могут сделать проектные работы по внедрению информационных технологий более дорогостоящими, однако эти затраты с лихвой окупаются в процессе эксплуатации и развития системы, например при замене оборудования или программной среды.

Таким образом, стандартизация является единственной возможностью обеспечения порядка в бурно развивающихся информационных технологиях.

По аналогии с современным строительством, когда дома строят из блоков или панелей, программные приложения реализуются из компонентов. Под компонентом в данном случае понимают самостоятельный программный продукт, поддерживающий объектную идеологию, реализующий отдельную предметную область и обеспечивающий взаимодействие с другими компонентами с помощью открытых интерфейсов. Такая технология направлена на сокращение сроков разработки программных приложений и обеспечение гибкости внедрения. В плане реализации подобной технологии естественным является переход от стандартизации интерфейсов к стандартизации компонентов. Для унификации этого процесса необходимы метастандарты проектирования бизнес-процессов, которые формулируют основные установочные концепции. На первый взгляд, бизнес-процессы и информационных технологии имеют мало общего. Однако внедрение информационных технологий всегда приводит к реорганизации бизнеса. Потому методики моделирования бизнеса имеют много общего с проектированием информационных систем. Здесь может быть выстроена следующая цепочка: предметная область — бизнес-модель — модель информационной системы — технологическая модель — детальное представление — функционирование системы.

Среди стандартов проектирования бизнес-процессов можно отметить следующие: семейство стандартов IDEF (Integration Definition for Function), RUP (компании Rational Software), Catalysis (компании Computer Associates). Каждый из этих стандартов базируется на исходных понятиях. Например, в стандарте IDEFO (Integration Definition for Function Modeling) такими понятиями являются:

· «Работа» (Fctivity) — для обозначения действия;

· «Вход» (Input), «Выход» (Output), «Управление» (Control), «Механизм» (Mechanism) — для обозначения интерфейсов.

Использование стандартов проектирования бизнес-процессов позволяет унифицировать процесс абстрагирования и формализации представления предметной области. Мощным методологическим средством в этой области является концепция CALS (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Русскоязычный термин, отражающий специфику CALS — компьютерное сопровождение процессов жизненного цикла изделий (КСПИ). Выделяют следующие основные аспекты данной концепции:

· компьютеризация основных процессов создания информации;

· интеграция информационных процессов, направленная на совместное и многократное использование одних и тех же данных;

· переход к безбумажной технологии организации бизнес-процессов.

В методологии CALS (КСПИ) существуют две составные части; компьютеризированное интегрированное производство (КИП) и интегрированная логистическая поддержка (ИЛП).

В состав КИП входят:

· системы автоматизированного проектирования конструкторской и технологической документации САПР-К, САПР-Т, CAD/CAM);

· системы автоматизированной разработки эксплуатационной документации (ETPD — Electronic Technical Develoment);

· системы управления проектами и программами (РМ —);

· системы управления данными об изделиях (PDM — Project Data Managent);

· интегрированные системы управления (MRP/ERP/SCM).

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП) предназначена для информативного сопровождения бизнес-процессов на послепроизводственных стадиях жизненного цикла изделий от разработки до утилизации. Целью внедрения ИЛП является сокращение затрат на хранение и владение изделием. В состав ИЛП входят:

· система логистического анализа на стадии проектирования (Logistics Suuport Analysis);

· система планирования материально-технического обеспечения (Order Administration, Invoicing);

· элктронная эксплуатационная документация и электронные каталоги;

· система поддержки эксплуатации и др.

Важной составляющей (КСПИ) является электронная подпись (ЭЦП). Современный электронный технический документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Первая содержит необходимую информацию, а вторая включает аутентификационные и идентификационные сведения, в том числе из обязательных атрибутов — одну или несколько электронных подписей.

Развитие CALS (КСПИ) связано с созданием виртуального предприятия, которое создается посредством объединения на контрактной основе предприятий и организаций, участвующих в жизненном цикле продукции и связанных общими бизнес-процессами. Информационное взаимодействие участников виртуального предприятия реализуется на базе хранилищ данных, объединенных через общую корпоративную или глобальную сеть.

Значительный прогресс достигнут в области стандартизации пользовательского интерфейса. Среди множества интерфесов выделим следующие классы и подклассы:

· символьный (подкласс — командный);

· графический (подклассы — простой, двухмерный, трехмерный);

· речевой;

· биометрический (мимический);

· семантический (общественный).

Выделяют два аспекта пользовательского интерфейса: функциональный и эргономический, каждый из которых регулируется своими стандартами. Один из наиболее распространенных графических двумерных интерфейсов WIMP поддерживается следующими функциональными стандартами:

ISO 9241-12-1998 (визуальное представление информации, окна, списки, таблицы, метки, поля и др.);

ISO 924I-14-1997 (меню);

ISO 9241-16-1998 (прямые манипуляции);

ISO/IES 10741-1995 (курсор);

ISO/IES 12581-0999-2000) (пиктограммы).

Стандарты, затрагивающие эргономические характеристики, являются унифицированными по отношению к классам и подклассам:

ISO 9241-10-1996 (руководящие эргономические принципы, соответствие задаче, самоописательность, контролируемость, соответствие ожиданиям пользователя, толерантность к ошибкам, настраиваемость, изучаемость);

ISO/IES 13407-1999 (обоснование, принципы, проектирование и реализация ориентированного на пользователя проекта);

ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119—2000 (требования к практичности, понятность, обозримость, удобство использования);

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126—93 (практичность, понятность, обучаемость, простота использования).

Оценивая вышеприведенные стандарты, необходимо подчеркнуть, что эффективность является критерием функциональности интерфейса, а соответствие пользовательским требованиям — критерием эргономичности.

Помимо общей формализации информационных технологий, рассмотренной выше, в настоящее время большое внимание уделяется разработке внутрикорпоративных стандартов. На первый взгляд, внедрение информационных технологий предполагает организацию безбумажного документооборота. Однако на практике существует большое количество отчетных форм, требующих твердой копий. К сожалению, на данном этапе невозможно разработать универсальный внутрикорпоративный стандарт и тиражировать его. Для унификации процесса формирования внутрикорпоративных стандартов используется единая технология их проектирования, содержащая следующую последовательность работ:

· определение дерева задач (оглавление стандарта);

· определение типовых форм для каждой задачи;

· назначение исполнителей;

· разработка матрицы ответственности;

· разработка календарного графика;

· описание входящих и выходящих показателей;

· составление глоссария терминов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что входит в состав базовых программных средств?

2. Дайте определение операционной системы.

3. Охарактеризуйте направления развития операционных систем.

4. Укажите направление эволюции современных языков программирования.

5. Какие элементы используются для семантического и синтаксического описания любой конструкции языка программирования?

6. В чем отличие языка программирования от его реализации?

7. Чем отличается компилятор от интерпретатора?

8. Перечислите стадии жизненного цикла программного продукта.

9. Какие функции реализуют программные среды?

10. Какие блоки входят в состав ЭВМ классической (фоннеймановской) архитектуры?

11. Каковы отличительные признаки машин баз данных?

12. Перечислите типы процессоров и укажите их отличительные признаки.

13. Укажите основные компоненты персонального компьютера.

14. Укажите самые распространенные аппаратные средства информационных технологий.

15. В чем назначение унификации и стандартизации?

16. Перечислите основные типы стандартов.

17. Какие основные процессы программного обеспечения охвачены современными стандартами?

Заключение. Перспективы развития и использования информационных технологий

 

Любая отрасль в своем развитии проходит длительный путь от кустарного производства до промышленного. Информационные технологии стали важной сферой производственной деятельности, характеризующейся нарастающей динамикой роста и оказывающей непосредственное влияние на развитие всей экономики. За последнее время в области информационных технологий произошли следующие кардинальные изменения: бурное расширение и распространение Интернета, интенсивное развитие мобильной связи и ее интеграция с Интернетом, внедрение промышленных методов разработки программного обеспечения, прогресс в новых направлениях информационных технологий (биоинформатика, квантовая информатика). Уникальность информационного производства заключается в оптимальном сочетании инженерно-технологической и интеллектуально-творческой деятельности. Это означает, что переход к высоким информационным технологиям является исключительно сложной задачей. О сложности проблем, стоящих перед информационным обществом говорил в своих трудах академик А.П. Ершов [16]: «Потребовалось примерно полтора века, чтобы начиная с Эйлера, построить современное здание математического анализа и на его основе создать науку инженерного конструирования, прежде всего машин и сооружений. Нашему и следующему поколениям отпущено не более пяти десятков лет на то, чтобы решить соразмерную задачу по строительству теории программирования и на его основе создать науку инженерного конструирования автоматизированных рабочих мест, роботов и других современных машин». В настоящее время можно говорить о становлении информационной индустрии и ее проникновении во все сферы производства. Необходимым элементом любого предприятия, банка, компании, учреждения становятся информационные технологии, охватывающие все уровни профессиональной деятельности. Информация становится международным товаром, ее производство подвержено тенденциям глобализации. Наблюдается активный рост международных корпораций, размещающих свое производство во многих странах.

Характерной чертой развития информационных технологий является активная поддержка других научных дисциплин, в частности математики и физики. В качестве примера можно привести три основополагающих открытия в области физики, отмеченных Нобелевскими премиями: открытие транзистора (1947), создание интегральных схем (1958), открытие лазерно-мазерного принципа (1964).

Какие факторы являются наиболее важными в дальнейшем развитии информационной индустрии?

1. Создание полноценного промышленного информационного производства, соединяющего научное (теоретическое), исследовательское и производственное направления.

2. Развитие методов, технологий, навыков и инструментальных средств, ориентированных на создание качественных продуктов информационных технологий.

3. Комплексная стандартизация, как одно из основных направлений промышленного развития информационных технологий. Сформированная международная система стандартов информационных технологий в области производства и образования (объединяющая десятки профессиональных организаций) непрерывно развивается.

4. Качество и надежность должны стать визитной карточкой информационных продуктов. Основным ориентиром для обеспечения качества должно быть создание условий производства, гарантирующих необходимый уровень качества.

5. Опережающее развитие интеллектуальных технологий, основанных на извлечении знаний и управлении ими. Знания являются фундаментальным ресурсом, позволяющим избежать нарастающего неуправляемого потока информации.

6. Актуализация и интеллектуализация исходной информации, используемой в процессе принятия решений в различных предметных областях. Дальнейший переход к автоматизации процесса принятия решений.

7. Разработка корректных математических моделей и методов моделирования информационных систем, позволяющих решать задачи их оптимизации.

8. Обеспечение требуемого уровня защиты информации. Информационное общество характеризуется высокой степенью доступа к информационным ресурсам. Однако поступательное развитие общества требует гарантированного обеспечения защиты интересов всех групп пользователей.

9. Подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров. Спецификой информационной индустрии является коллективный труд, вовлекающий в производство различных специалистов: руководителей проекта (групп), бизнес-аналитиков, прикладных и системных программистов, сетевых аналитиков и проектировщиков, аналитиков и проектировщиков баз данных, специалистов по качеству, специалистов по тестированию и др. Одна из основных проблем подготовки кадров связана с интенсивным развитием информационной отрасли и, как следствие, с быстрым устареванием инструментальных средств. В международном образовании появилось новое направление подготовки кадров в области информационных технологий «Computing», объединившее «Computer Science» и «Computer Engineering».

 

Список литературы

 

1. Ананьин В. Интранет как инструмент корпоративного управления// Системы управления базами данных. — 1997. — №4. — С. 80—87, №5. — С. 81—86,

2. Артемьев В.И. Обзор способов и средств построения информационных приложений.// Системы управления базами данных. — 1998— №3. — С. 71—80.

3. Бадд Т. Объектно-ориентире ванное программирование в действии. — СПб.: Питер, 1997.

4. Барри Нанс. Компьютерные сети. /Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 1995.

5. Вендров A.M. Практические рекомендации по освоению и внедрению CASE-средств// Системы управления базами данных. — 1997.— №1. — С. 62—73.

6. Виллазон Луис. Ваша САПР, сэр// САПР и графика. — 1998. — №12. — С. 68-70.

7. Воробьев В.И. Копыльцов А.В., Пальчун Б.П., Юсупов P.M. Методы и модели оценивания качества программного обеспечения. — СПб.: СПИИРАН, 1992.

8. Глинников М., Орлов А. Автоматизация бизнеса: взгляд информированных оптимистов// Мир ПК. – 1998. – №4. – С. 134–142.

9. Града Буч. Объектно-ориентире ванны и анализ и проектирование с примерами на C++. — М.: Бином, СПб.: Невский диалог, 1998.

10. Грей Джим. Управление данными: Прошлое, Настоящее и Будущее// Системы управления базами данных. 1998— №3. — С. 71—80.

11. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей. Справочник. — СПб.: Питер, 1999.

12. Гусева A.И. Технология межсетевых взаимодействий. Nil War-Unix-Windows-Internet. — М.: Диалог-МИФИ, 1997.

13. Дикарев Б. САПР в радиоэлектронике для ПК: проблема выбора// САПР и графика. – 1998. – №10. – С. 60–63.

14. Дрот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. — СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999.

15. Елисеев В., Ладыженский Г. Введение в Интранет// Системы управления базами данных. — 1996. — №5—6. — С. 19—43.

16. Ершов А. П. Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 1994.

17. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Компьютерные сети и зашита передаваемой информации: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

18. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Безопасность глобальных сетевых технологий. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

19. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Резервирование системных данных компьютера и безопасная инсталляция программ: Учеб. пособие. — СПб., 1998.

20. Зима В.М., Молдовян А.А. Многоуровневая защита от компьютерных вирусов. – СПб., 1998.

21. Иванов А.Н., Золотарев С.В. Построение АСУ ТП на базе концепции открытых систем// Мир ПК. — 1998. – №1. – С. 40–44.

22. Интерфейсы ПК. Справочник. – СПб.: Питер, 1999.

23. Интранет и адаптивные инновации: переход от управления к координации в современных организациях// Jet Info. — 1996. — 21/22.

24. Йордон Эд., Аргилла Карл. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании. — СПб.: Питер, 1998.

25. Ковалевский В. Средства автоматизации разработки САПР: открытая среда конструкторского проектирования// САПР и графика. – 1998. — №11. — С. 58—64.

26. Козлов Е.Л. Открытые информационные системы. — М.: Финансы и статистика, 1999.

27. Колесников С. Из истории автоматизации методологий управления предприятия// Открытые системы. СУБД. — 1999. — №4. — С. 44—50.

28. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации// Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. — 1998. — №3—4.

29. Кошкарев А.В., Тикунов B.C. Геоинформатика. — М.: Картеоцентр-Геоиздат, 1998.

30. Кульгин М. Технология корпоративных сетей. — СПб.: Питер, 1999.

31. Лийв Э.Х. Инфодинамика. Обобщенная энтропия и негэнтропня. — Таллинн, 1998.

32. Назаров С.В. Компьютерные технологии обработки информации. — М.: Финансы и статистика, 1999.

33. Назаров С.В. Практикум по пакетам прикладных программ. — М.: Финансы и статистика, 1999.

34. Новоженов Ю.В., Звонкий М.З., Тимонин Н.Н. Объектно-ориентированные CASE-средства// Системы управления базами данных. — 1996. — №5 — 6. — С. 119–125.

35. Озкарахан Э. Машины баз данных и управление базами данных. — М.: Мир, 1989.

36. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. — СПб: Питер, 1999.

37. Першиков В.И. Толковый словарь по информатике. — М.: Финансы и статистика, 1999.

38. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии — М.: Высшая школа, 1988.

39. Прехельт Л. Эмпирическое сравнение семи языков программирования// Открытые системы. СУБД. — 2000. — № 12.

40. Пуха Ю. Объектные технологии построения распределенных информационных систем// Системы управления базами данных. — 1997. — №3. — С. 4—20.

41. Россоловский A. AutoCAD 2000// САПР и графика. — 1999, — №7. — С. 31–38.

42. Рудометов Е. Аппаратные средства и мультимедиа. Справочник. — СПб.: Питер, 1999.

43. Руководство по методологии ABC: Справочник. — М.: Метатехнология, 1997.

44. Саймон А. Стратегия баз данных: мененджмент 2000 год. — М.: Финансы и статистика, 1999.

45. Сахаров А.А. Концепции построения и реализации информационных систем, ориентированных на анализ данных// Системы управления базами данных. – 1996. – №4. – С. 55–70.

46. Семенов М.И., Трубалин И.Т., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. — М.: Финансы и статистика, 1999.

47. Симонович С. Информатика. Базовый курс. — СПб: Пятер, 1999.

48. Советов Б.Я. Информационная технология. — М.: Высшая школа, 1994.

49. Соломенчук В. Интернет: краткий курс. — СПб: Питер, 1999.

50. Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. — М.: Финансы и статистика, 1999.

51. Чертовской В.Д., Шеховцов О.П., Шифрин Б.М. Интеллектуальные средства поддержки принятия решений: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭТУ, 1999.

52. Шестопалова Н. Банковские стихии// Мир ПК. — 1998. — №5. — С: 104–109.


Содержание

 

Предисловие.......................................................................................................................................................................................................... 1

Введение...................................................................................................................................................................................................................... 2

Глава 1. Возникновение и этапы становления информационных технологий........................................................................................... 4

1.1. Общество и информация................................................................................................................................................................................. 4

1.2. Понятие информации, ее виды...................................................................................................................................................................... 5

1.3. Количественные и качественные характеристики информации......................................................................................................... 8

1.4. Превращение информации в ресурс.......................................................................................................................................................... 15

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................................................................... 15

Глава 2. Понятие информатизации. Стратегия перехода к информационному обществу................................................................... 15

2.1. Этапы эволюции общества и информации............................................................................................................................................. 16

2.2. Определение и основные характеристики информационного общества....................................................................................... 17

2.3. Информация как процесс перехода от индустриального общества к информационному........................................................ 17

2.4. Этапы перехода к информационному обществу................................................................................................................................... 19

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................................................................... 21

Глава 3. Информационная технология как составная часть информатики. Классификация информационных технологий.... 21

3.1. Содержание информатики как научного направления. Основные уровни информатики......................................................... 21

3.2. Определение и задачи информационной технологии.......................................................................................................................... 23

3.3. Информационные технологии как система............................................................................................................................................. 24

3.4. Этапы информационных технологий....................................................................................................................................................... 25

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................................................................... 28

Глава 4. Базовые информационные процессы, их характеристика и модели........................................................................................ 28

4.1. Извлечение информации............................................................................................................................................................................... 29

4.2. Транспортирование информации.............................................................................................................................................................. 31

4.3. Обработка информации................................................................................................................................................................................ 35

4.4. Хранение информации.................................................................................................................................................................................. 39

4.5. Представление и использование информации....................................................................................................................................... 45

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................................................................... 48

Глава 5. Базовые информационные технологии............................................................................................................................................... 49

5.1. Мультимедиа-технологии............................................................................................................................................................................ 49

5.2. Геоинформационные технологии.............................................................................................................................................................. 50

5.3. Технологии защиты информации.............................................................................................................................................................. 54

5.4. CASE-технологии........................................................................................................................................................................................... 61

5.5. Телекоммуникационные технологии........................................................................................................................................................ 66

5.6. Технологии искусственного интеллекта.................................................................................................................................................. 73

Контрольные вопросы.......................................................................................................................................................................................... 81

Глава 6. Прикладные информационные технологии....................................................................................................................................... 82

6.1. Информационные технологии организационного управления (корпоративные информационные технологии).............. 82

6.2. Информационные технологии в промышленности и экономике...................................................................................................... 86

6.3. Информационные технологии в образовании........................................................................................................................................ 92

6.4. Информационные технологии автоматизированного проектирования....................................................................................... 101

Контрольные вопросы........................................................................................................................................................................................ 105

Глава 7. Информационная технология построения систем......................................................................................................................... 105

7.1. Системный подход к построению информационных систем.......................................................................................................... 106

7.2. Стадии разработки информационных систем..................................................................................................................................... 108

7.3. Формирование модели предметной области....................................................................................................................................... 112

7.4. Построения систем с использованием информационных технологий.......................................................................................... 120

7.5. Оценка качества информационных систем.......................................................................................................................................... 126

Контрольные вопросы........................................................................................................................................................................................ 128

Глава 8. Инструментальная база информационных технологий............................................................................................................ 129




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.