Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваша душа — духовная часть вашего Я. 1 страница




Ваша пища — жидкие и твердые продукты, которыми вы питаетесь.

Ваша среда — пространство, время, атмосфера, цвет, звук и температура, т. е. факторы существования вашего Я.

Ваши отношения — отражают вашу способность всту­пать во взаимодействие с различными людьми.

Ваши _ощущения — отражают работу ваших органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.

Ваши чувства — отражают вашу эмоциональную сферу.

Ваши мысли — отражают ваш интеллект.

Через первую линзу вы видите свое тело со всеми его частями и органами. Если вы никогда не видели, из чего состоит организм человека, а большинство из нас никогда не видели этого, найдите хороший анатомический атлас и рассмотрите рисунки, на которых изображены кости, мышцы, внутренние органы и все системы организма: кровообращение, дыхательная и нервная системы.

А теперь соотнесите все это с вашим собственным организмом. Прислушиваетесь ли вы к потребностям своего тела? Ваш организм может сообщить вам, голодны ли вы, или устали, или, быть может, слишком напряжены.

Вторая линза отражает ваш интеллект, познавательные спо­собности и возможности вашего мозга. Благодаря когнитивной, рациональной части вашего Я вы можете получать ответы на вопросы типа: «Как я могу научиться новому? Как могу анализи­ровать ситуацию и решать различные проблемы?» Мы стоим лишь у самых истоков понимания того, как устроен и функционирует наш мозг.

Через третью линзу отражаются наши эмоции и чувства. Насколько вы свободны в осознании и принятии своих чувств? Какие ограничения вы налагаете на собственные эмоции и переживания? Как вы выражаете свои чувства? Можете ли вы дру­жески относиться к ним, ведь от того, как вы обращаетесь с ними, очень многое зависит? Все чувства человечны. Они вносят в нашу жизнь своеобразие, краски и остроту. Без эмоций мы все были бы роботами. Они отражают ваше сиюминутное состояние. Ваши чув­ства по поводу эмоциональных переживаний отражают связь вашей самооценки и вашего эмоционального Я.

Четвертая линза дает представление о том, как вы себя ощущаете. Каково физическое состояние ваших органов чувств? Насколько свободно вы позволяете себе видеть, слышать, обонять, воспринимать вкусовые и тактильные ощущения? Какие ограни­чения вы наложили на действия ваших органов чувств? Можете ли вы отбросить эти ограничения?

Когда мы были детьми, многих из нас учили тому, что видеть, слышать, трогать можно только строго определенные вещи. Часто это кончалось тем, что мы не в полную силу использовали свои органы чувств. Если же мы полностью принимаем наши ощуще­ния и эмоции, свободно пользуемся нашими органами чувств, мы расширяем круг своих связей с миром и значительно обогащаем себя. Нам нужно немало сенсорных стимулов для того, чтобы вни­мательно прислушиваться к тому, о чем нам говорят наши органы чувств.

Пятая линза отражает то, как складываются ваши отношения с людьми. Они формируются в процессе общения. Как вы оцени­ваете качество различных отношений, которые складываются между вами и другими людьми? Как вы используете свою силу и авторитет? Может быть, вы стараетесь их не показывать и предпо­читаете быть жертвой? А может быть, вы используете их, чтобы стать диктатором? Можете ли вы направить свою силу и власть на гармонизацию отношений с другими людьми и самим собой, зани­мая позицию разумного лидера? Другими словами, вы исполь­зуете свою силу для помощи и поддержки других и самого себя или для того, чтобы держать всех в страхе? Можете ли вы объеди­няться вместе с членами вашей семьи или с другими людьми для того, чтобы действовать сообща? Как обстоят у вас дела с чувством юмора, любите ли вы шутить, хватает ли вам хорошего настрое­ния для того, чтобы сделать свою собственную жизнь и жизнь дру­гих людей легче и счастливее? Помните, юмор и любовь обладают величайшей целительной силой.

Шестая линза сообщает вам о том, чем вы питаетесь. Чем вы кормите и поите ваш организм? Понимаете ли вы, что для того, чтобы он был сыт, вам нужна хорошая еда? Последние исследова­ния показали, что существует прямая связь между тем, как питается человек, и тем, как он себя чувствует.

Седьмая линза отражает среду, в которой вы живете. Она «/ фокусирует ваше внимание на звуках, образах, различных пред­метах, температуре и освещенности, качестве воздуха и особенно­стях пространства, в котором вы живете и работаете. Каждый из факторов влияет на вашу жизнь. Например, количество и каче­ство света значительно сказываются на вашем здоровье. Мы пони­маем связь между цветом, звуками, музыкой и тем, что происхо­дит в нашем организме.

Восьмая линза отражает духовные связи нашего Я, наше отношение к источнику жизни. Как вы воспринимаете свою жизнь? Гордитесь ли вы ею? Присутствуют ли проявления духовного начала в вашей повседневной жизни?

Каждая из этих восьми частей нашего Я играет свою роль и может быть рассмотрена в отдельности. Однако ни одна из них не функционирует самостоятельно. В каждый момент времени они взаимодействуют друг с другом.

На рисунке изображены все восемь частей нашего Я в виде отдельных окружностей. Все эти кружки собираются в центре и формируют то, что называется вашим Я.

Представьте себе, что каждая окружность раскрашена в свой цвет. Вы даже можете их сделать. Просто надо вырезать восемь кружков из разноцветной бумаги.

Расположите все эти кружочки на листе бумаги внутри одной окружности. Это все — магический узор вашего Я. Посмотрите на него внимательно и подумайте, насколько вам знакомы все его элементы и как вы их используете в своей жизни.

Еще до недавнего времени идея взаимосвязи различных частей нашего Я была вне области внимания медиков. Потом врачи обратили внимание на то, что, например, развитие язвы нередко провоцируется дисгармоничными взаимоотношениями между разумом и эмоциями. Это привело к возникновению нового направления в медицине, названного психосоматическим. Даль­нейшее развитие идей, положенных в основу психосоматического направления, позволило сформулировать следующий вывод: здо­ровье можно обеспечить гармонией между всеми частями челове­ческого Я.

Это очень важный вывод. Теперь же мы приходим к тому, что все восемь частей нашего Я влияют друг на друга. Нам просто необходимо узнать как можно больше о том, как это происходит. Правда, сегодня мы только разрабатываем методику, которая позволит нам все это понять. Например, мы уже можем просле­дить влияние плохих мыслей на химические процессы в нашем организме.

Постарайтесь узнать о себе как можно больше. Вы откроете для себя огромный мир новых знаний. Сегодня много говорят о стрессе и его негативных последствиях для тела, разума и эмоций. Теперь, когда вы знаете о всех этих взаимосвязях, вы сможете лучше объяснить те или иные реакции своего организма и понять то, что с вами происходит.

По мере того, как мы все больше узнаем о себе, первостепенное значение приобретает забота о поддержании и развитии нашего здоровья. Для того чтобы быть физически здоровыми и ощущать полноту жизни, мы должны:

1. Оказывать своему телу внимание, любить его, заботиться о нем и развивать его с помощью упражнений.

2. Развивать свой интеллект, обучаясь новому и окружая себя тем, что стимулирует нашу мыслительную деятельность: книгами, работой, общением с другими людьми, посещением специальных курсов.

3. Уметь управлять своими чувствами.

4. Развивать наши ощущения, научиться тому, как заботиться об органах чувств, использовать их как дорогу жизни, соединя­ющую наш внутренний и внешний мир.

5. Научиться гармонично решать всевозможные проблемы, успешно выходить из конфликтных ситуаций, развивать честные и здоровые отношения с людьми.

6. Изучить наши физические потребности и научиться их удовлетворять. Помните, каждый человеческий организм уника­лен: для одного, например, клубника — наслаждение, для друго­го — гадость.

7. Создать себе комфортное пространство из звуков, света, цве­та, тепла, воздуха, чтобы чувствовать себя в нем наиболее ком­фортно.

8. Развить в себе способность чувствовать биение пульса жиз­ни, принадлежность к Вселенной, полностью раскрывать и прояв­лять себя.

Обращая внимание на свое здоровье в целом, заботясь о нем, мы в конце концов начнем жить более цельной, гармоничной и счастливой жизнью. Возможно, наградой за это станет установле­ние более тесных связей между нами и нашей планетой. Сегодня мы живем в тени ядерных ракет и установок, которые могут поло­жить конец всей жизни на Земле.

Не так давно в одной из телевизионных программ я видела кадры, в которых сначала показали ядерные ракеты, а спустя некоторое время приземление космического корабля. По форме они были очень похожи, но по своим целям они принципиально отличались друг от друга. Ядерное оружие несет в себе смерть и уничтожение, космический корабль — открытие нового.

Мы, люди, должны благословлять удивительные возможности своего организма. Поэтому мы должны аккуратно использовать данные нам возможности. Я верю, что наша энергия, интеллект, знания, воля, любовь позволят нам сделать правильный выбор в пользу прогресса. По-настоящему зная и понимая себя, мы можем достичь вершин человеческой природы.

Глава 4.Как мы говорим и как мы слушаем

Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми. Общение — один из важнейших факторов, отражающих характер отношений каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире.

Наша способность к выживанию, к установлению близких отношений с другими, наше представление о смысле жизни, вер­ность собственным идеалам — все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми.

Это многогранный процесс. Его можно рассматривать, напри­мер, как особый измерительный прибор, с помощью которого люди определяют ценность друг друга. Одновременно это инструмент, позволяющий изменить самооценку каждого из нас. Общаясь, люди обмениваются информацией.

Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейших пред­ставлений ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, ни о том, что представляет из себя окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, которые несут за него ответственность с первого дня его рождения.

К пяти годам каждый человек овладевает огромным числом различных способов и типов общения. К этому возрасту человек имеет представление о том, чего следует ждать от других, что можно делать, а чего — нельзя. Пока какие-то особо важные собы­тия жизни не поставят под сомнение эти представления, мы фак­тически руководствуемся ими на протяжении всей жизни.

А можно ли изменить тип общения, если нам этого захочется. Для этого надо сначала проанализировать, из каких элементов состоит этот процесс. Человек реагирует на то, что происходит в процессе общения, как кинокамера, записывающая также и звук. Мозг регистрирует картинки и звуки, все, что происходит между мной и тобой, здесь и теперь.

Так мы общаемся. Мы смотрим друг на друга, твои чувства отражают информацию обо мне, мой внешний вид, звуки, которые я произношу, мой запах, и если ты дотрагиваешься до меня, ты чувствуешь мою реакцию на тебя. В этот момент твой мозг истол­ковывает все это на основе твоего прошлого опыта, особенно того, который получен в ходе общения с родителями и другими людьми, на основе того, что ты узнал из книг, и в зависимости от того, насколько ты способен воспринимать информацию, которую посылают твои органы чувств. В зависимости от этого ты чувствуешь себя спокойно или напряженно.

Со мной в это время происходит то же самое. Я тоже вижу, слы­шу, чувствую что-то, думаю о чем-то. У меня тоже есть прошлый опыт, ценности и ожидания. Ты по сути не знаешь, что я чув­ствую, ощущаю, что представляет из себя мой прошлый опыт, мои ценности, не знаешь, как реагирует на тебя мой организм. Ты можешь только догадываться или что-то воображать, и со мной происходит то же самое. Пока наши догадки и фантазии не нашли своего подтверждения или не опровергнуты, они играют роль так называемых фактов и в этой своей ипостаси часто становятся источником недопонимания и ошибок.

Чтобы разобраться в том, какую информацию посылают нам в процессе общения органы чувств, что говорит нам наше сознание, что мы ощущаем, давайте рассмотрим такую ситуацию. Я нахо­жусь рядом с вами; вы — мужчина. Я думаю: «Его взгляд обращен вовнутрь себя, должно быть, этот человек погружен в раздумья» или «У него длинные волосы, он, наверное, хиппи». Чтобы понять смысл увиденного мною, я обращаюсь к своему опыту и знаниям, и то, что я говорю себе, влияет на меня, вызывая определенные чувства по поводу вас и самой себя еще до того, как мы обменя­емся словами.

Например, я говорю себе, что вы — хиппи, а я боюсь хиппи, поэтому в следующий момент я чувствую, что мне не по себе и вы мне тоже очень не нравитесь. Я могу просто встать и уйти, могу попытаться выпроводить вас. А может быть по-другому. Напри­мер, я говорю себе: «Это, должно быть, ученый». А я восхищаюсь умными людьми и чувствую, что у нас есть много общего, я могу заговорить с вами. В то же время если я ощущаю себя неумной, невежественной, необразованной, то даже мысль о том, что вы очень умны, может вогнать меня в смущение. Другими словами, я создаю ваш образ сама. Возможно, что вы даже не догадываетесь, как я вас воспринимаю. Мое поведение и реакция на вас могут показаться вам непонятными.

В это же самое время вы строите догадки на мой счет. Может быть, вы ощущаете запах моих духов и думаете, что я певица из ночного клуба, а вы презираете женщин моей профессии. Тогда вы просто отворачиваетесь от меня. Или же запах моих духов может навести вас на мысль, что я — тонкий и изысканный чело­век, и вам захочется познакомиться со мной поближе. И снова все это происходит за тысячные доли секунды до того, как мы загово­рим друг с другом.

С кем мне сейчас так приятно — с вами или моим представле­нием о вас?

Я разработала целую серию игр и упражнений, которые помо­гут лучше понять, что происходит в процессе общения. Эти упраж­нения развивают ваши способности видеть, слышать, сосредоточи­вать свое внимание, понимать и осмыслять то, что происходит между людьми.

Выберите любого члена вашей семьи, того, кого вам захочется. Если вам не удалось никого уговорить, попытайтесь делать упраж­нения в одиночку, в своем воображении.

Сядьте прямо напротив своего партнера, достаточно близко, чтобы вы легко могли прикоснуться друг к другу. То, что я вас попрошу сделать, может показаться вам странным или необычным. Однако и в таком случае продолжайте упражнения и посмо­трите, что произойдет дальше. Насколько я знаю, никто еще не пострадал от них.

А теперь представьте себе, что в руках у каждого из вас каме­ра, которой вы фотографируете друг друга. Это поможет вам сос­редоточиться друг на друге. Рядом с вами могут быть и другие люди, но вы никого из них не замечаете.

Люди отражают то, что видят, мозг интерпретирует увиденное; на основе этих интерпретаций человек строит свое поведение.

Итак, начнем упражнение. Для начала сядьте поудобнее и просто посмотрите на вашего визави. Забудьте о том, что мама или папа говорили вам — неприлично разглядывать других людей. Дайте себе возможность до конца насладиться этим процессом. Разговаривать не надо. Рассмотрите каждую черточку лица своего партнера, его глаза, брови, ноздри, мышцы лица и шеи, посмотрите, как окрашена его кожа. Она розовая или красноватая, белая или с голубоватым оттенком? Посмотрите на одежду, которая на нем. Обратите внимание на то, как он движется, как держит спину.

Рассматривайте его внимательно всего минуту. Потом закройте глаза. Проверьте, насколько близко к реальности вы можете воспроизвести внутренним зрением облик этого человека. Если вы почувствуете, что пропустили что-то, откройте глаза. Хорошо рассмотрите пропущенные вами детали.

Все, что с вами в этот момент происходило, называется процессом построения зрительного образа человека. А ваш мозг дополнял полученную информацию.

Вот фрагменты вашего внутреннего монолога: «Его волосы слишком длинные, он пытается сидеть очень прямо и очень похож на свою мать». А может быть, вы говорили себе: «Мне нравятся его глаза, у него красивые руки. Мне совсем не нравится цвет его брюк. Почему у него такой хмурый взгляд?» Может быть, вы начали сравнивать этого человека с собой: «Я никогда не смогу быть такой красивой, как она!»

Подобные диалоги постоянно разворачиваются в вашем созна­нии.

Как только вы осознаете свои мысли, вы отметите про себя, что, некоторые из них вам неприятны. Вы даже почувствуете, что и ваше тело как-то отрицательно реагирует на них. Вы можете ощу­тить физическое напряжение; если же ваши мысли будут вам при­ятны, тело расслабится и успокоится. Мысли и тело оказывают друг на друга сильное взаимное влияние.

Но продолжим наш эксперимент. Вы хорошо рассмотрели вашего партнера? А теперь закроите глаза. Напоминает ли он вам кого-нибудь? Каждый человек нам кого-то напоминает: родите­лей, близких друзей, школьных товарищей или известных акте­ров. Если вы нашли, на кого он похож, то попробуйте понять, что вы чувствуете по отношению к человеку, сидящему напротив. Почти наверняка, если ваш визави очень похож на кого-то, вы обнаружите, что эти два образа как бы сливаются друг с другом.

После минуты вашего внутреннего монолога откройте глаза и расскажите своему партнеру, что вы о нем думали. Если он кого-то напомнил, расскажите ему, кто это был и чем именно ваш партнер напомнил вам этот образ. Понятно, что и он должен поделиться с вами своими мыслями.

Надо сказать, что подобное случается и в жизни, когда люди общаются не со своими реальными партнерами, а с тенями из прошлого. Я встречала семьи, в которых люди, живя вместе 30 и более лет, принимают друг друга совсем за других людей и в результате постоянно испытывают взаимное разочарование.

Мы уже говорили, что внутренние реакции на другого чело­века длятся буквально мгновение. Слова, которые при этом произ­носятся, зависят от того, насколько вы и ваш партнер свободно чувствуете себя друг с другом, насколько вы уверены в себе и насколько осознанно выражаете свои чувства. Постарайтесь выс­казать все, что думаете. Но не насилуйте ни себя, ни своего парт­нера.

Итак, вы смотрите на него и начинаете осознавать, что при этом происходит с вами.

Закройте на минуту глаза. Постарайтесь осознать, что именно вы чувствовали и думали, когда смотрели на партнера. Пред­ставьте, что вы рассказываете ему о вашем внутреннем мире, обо всем том, что с вами происходило, когда вы смотрели друг на дру­га. Может быть, даже сама мысль об этом пугает вас? Вы развол­новались? Попробуйте выразить словами все то, что можете или хотите сказать о внутреннем монологе, о ваших чувствах и ощу­щениях. Скажите спокойно обо всем этом друг другу. Расскажите о том, что чувствовали в тот момент, когда вы смотрели друг на друга.

Насколько полно вы смогли раскрыть ваш внутренний мир этому человеку? Если сама мысль о необходимости поделиться своими мыслями вас смутила, значит, вам хотелось многое утаить. Если вы почувствовали что-либо неприятное в поведении партнера, возможно, что вы хотели кое-что скрыть.

Если вы испытываете отрицательные эмоции, это означает, что ваши отношения с партнером достаточно проблемны и трево­жат вас. Если вы чувствуете, что в общении вам следует быть осторожным, попробуйте понять, почему. Проанализируйте, почему вы не можете быть искренними и честными друг с другом до конца.

А теперь я познакомлю вас с еще одним упражнением. Я назы­ваю его «поиском исходной позиции».

Каждый член семьи связан с другими целой историей взаимо­отношений. Иногда какие-то события прошлого остаются не об­сужденными, и негативные чувства и фантазии, связанные с ними, так и живут в нашей душе.

Давайте попробуем довести до конца все, что еще не окончено, сказать друг другу все недосказанное. Сделав это, мы как бы ока­жемся на исходной позиции в отношениях с каждым членом семьи и начнем их с чистой страницы. Постарайтесь, чтобы такая реви­зия прошлого стала привычной в вашей повседневной жизни.

Предложите одному из членов вашей семьи присоединиться к вам. Не забывайте, что цель совсем не в том, чтобы заняться выяс­нением отношений друг с другом. Скорее, это похоже на прощание со старой, давно прочитанной интересной книгой. Если кто-то согласится принять участие в этой игре, найдите удобное место, сядьте друг напротив друга, успокойтесь и сосредоточьте свое вни­мание на дыхании. А теперь расскажите вашему партнеру о том, что вам хотелось бы прояснить, уточнить, или о тех темах, кото­рые вам бы хотелось «закрыть». Возможно, что главное, к чему вы стремитесь, — это прояснить то, что неясно в ваших отноше­ниях.

Диалог между вами может быть примерно таким: «Две недели назад, в понедельник, я обещал погулять с тобой. Но я не сдержал свое слово. Я хочу тебе сказать, что я постараюсь в ближайшее время непременно выполнить свое обещание». Или: «Вчера я при­шел в ярость, когда ты пригласила на танец не меня. Ты не можешь мне объяснить, почему ты так поступила?» Или. «Я так горжусь тобой, твоим вчерашним выступлением на концерте. Мне кажется, я даже немного тебе завидую, и я хочу тебе об этом ска­зать».

Многие говорили мне, что подобные упражнения помогли им избежать серьезных разногласий, залечили душевные раны, углубили взаимоотношения между членами семьи, помогли им понять друг друга.

Когда вы выскажете все, что вам хотелось, попросите вашего партнера поделиться ощущениями, которые у него возникли в связи с вашими словами. Закончите упражнение благодарностью своему партнеру и радостью, что вам удалось высказать не выска­занное ранее.

Важно помнить, что любое ваше предложение может быть либо принято, либо отвергнуто. Поэтому не спешите делать окончатель­ные выводы.

Мы сделали упражнение на формирование зрительного образа партнера, а теперь давайте включим в нашу игру звук. Когда ваш напарник начинает тяжело дышать, кашлять или говорить, это тоже своего рода информация.

Слушая голос собеседника, вы обычно воспринимаете все дру­гие звуки как фон. Тембр его голоса может быть громким, тихим, высоким, низким, мягким, хриплым, быстрым или медленным. И это тоже вызывает у вас определенные мысли и чувства. Вы обращаете внимание на звучание голоса и реагируете на него, порой он так завораживает вас, что вы не улавливаете смысл того, о чем говорит ваш партнер, и вы просите его повторить еще раз то, что он сказал. Голоса, как музыкальные инструменты, имеют свое осо­бое звучание. Многие люди не знают, как в действительности зву­чит их голос, но они хорошо представляют, как бы они хотели, чтобы их голос звучал.

Как-то одна женщина разговаривала со своим сыном у меня в консультации. Громким голосом она сказала сыну: «Ты всегда кричишь!» Сын спокойно ответил: «А ты кричишь сейчас». Мать не согласилась с ним. Разговор проходил при включенном дикто­фоне, и я предложила им прослушать его запись.

«Боже, как кричит эта женщина», — сказала мать, поначалу не узнавшая собственного голоса. Она принимала во внимание только свои мысли и слова, но они не были поняты ее сыном, потому что вступали в противоречие с тоном, которым она говори­ла. Наверное, каждому из нас приходилось слышать скрипучие и резкие, невнятные или слишком тихие голоса людей, они говорили так, словно у них каша во рту, и вам приходилось напрягаться, чтобы понять их. Человеческий голос может помочь нам понять смысл произнесенных слов или, наоборот, скрыть от нас этот смысл.

Если каждый из нас узнает, как звучит его голос, я уверена, это поможет нам измениться.

Если у вас есть возможность прослушать запись своего голоса на магнитофоне, непременно сделайте это. Однако приготовьтесь к сюрпризу. Если вы будете делать это с кем-то из ваших знако­мых, вероятно, вы окажетесь единственным, кто обратит внима­ние на то, что ваш магнитофонный голос звучит не совсем так, как вам представлялось. Другие скорее всего не заметят никакого отличия в его звучании. Не думайте, что ваш магнитофон испор­чен, с ним все в порядке, просто вы начали узнавать новое о самом себе.

Давайте дальше продвинемся по пути вашего исследования общения. Теперь мы займемся прикосновением.

Прикосновение связывает нас глубокими эмоциональными ощущениями с другими людьми. Наше знакомство с миром начи­нается прежде всего с прикосновения человеческих рук, и так­тильные ощущения остаются на всю жизнь наиболее надежным источником информации о другом человеке. Я скорее поверю твоему прикосновению, чем твоим словам. Близкие отношения во многом зависят от того, как люди воспринимают прикосновения друг друга.

Каждое прикосновение имеет определенный смысл. Оно может выражать любовь, доверие, страх, слабость, восхищение, прене­брежение.

Ну, а теперь вы готовы к продолжению наших экспериментов. Вы и ваш партнер сидите напротив друг друга. Посмотрите друг на друга в течение минуты. А затем закройте глаза, протяните друг другу руки и начните осторожно исследовать их. Сосредо­точьтесь на своих ощущениях. Прочувствуйте, что значит чув­ствовать руки другого человека и позволять другому «слушать» ваши собственные руки.

После двух минут исследования откройте глаза и продолжайте вашу «встречу руками». Постарайтесь понять, что при этом прои­зошло. Изменилось ли что-нибудь после того, как вы открыли гла­за? А теперь на полминуты опять закройте глаза и продолжайте ваше общение руками. Прочувствуйте малейшие изменения в ваших ощущениях. Через минуту уберите руки, но расстаньтесь, не отвергая друг друга, а попрощавшись. Сядьте спокойно и мысленно восстановите весь ход упражнения в целом. А теперь откройте глаза и поделитесь вашими чувствами с партнером.

Снова по очереди закрывайте глаза. Пусть один из вас — тот, кто закрыл глаза, — проведет руками по лицу партнера, стараясь прочувствовать каждое свое касание. Потом другой сделает то же самое, и вы обменяетесь своими впечатлениями.

Во время этого упражнения многие люди испытывают нелов­кость. Некоторые чувствуют себя так, будто им пришлось проде­монстрировать на людях свои интимные отношения. Я могу ска­зать на это только одно: «Это всего-навсего ваши руки и лицо парт­нера, до которого вы дотрагивались». Не надо ничего выдумывать. Некоторые люди скажут, что абсолютно ничего не почувствовали, что упражнения показались им дурацкими и глупыми. Мне грустно бывает слышать это, потому что подобные слова означают лишь одно: эти люди просто оградили себя стеной от полноценного общения с окружающими. Нет таких людей, которые не испытывали бы потребности в ласке и нежности.

За последние десять лет мы стали внимательнее относиться к своим потребностям в тактильных контактах. Все чаще, прощаясь или поздравляя друг друга, люди обнимаются. Объятия — это лишенный сексуальной окраски способ выражения симпатии. Постепенно он распространяется и среди мужчин. Если бы люди больше внимания уделяли своим потребностям в тактильных кон­тактах, они, возможно, были бы менее агрессивными.

Я заметила, что, когда супруги постепенно входят во вкус и начинают наслаждаться прикосновениями друг к другу, их отно­шения значительно улучшаются.

Запрет, табу на тактильные контакты возникает на основе прошлого опыта бесцветных, неудовлетворительных, а порой и уродливых сексуальных отношений.

Существованием подобных запретов можно объяснить то, почему молодые люди вступают в половую связь еще до совершен­нолетия. Они чувствуют сильную потребность в физических кон­тактах и ошибочно полагают, что могут удовлетворить ее только в сексе.

Проделывая все эти упражнения, вы, возможно, почувствова­ли, что ваши ощущения и переживания очень субъективны и могут быть интерпретированы по-разному. И вы и ваш партнер касались друг друга руками, но при этом могли испытывать совер­шенно разные чувства. Очень важно, чтобы люди поделились друг с другом тем, что они испытывали при прикосновениях. Напри­мер, если я хотела передать тебе мою любовь и нежность, а ты почувствовал в моем прикосновении грубость и резкость, мне очень важно узнать об этом.

Теперь, когда вы устанавливаете контакт с вашим партнером с помощью глаз, ушей, кожи, когда вы поделились с ним своими чувствами, вы, наверное, лучше начали понимать и принимать друг друга. Но может быть и по-другому. Возможно, как только вы взглянули друг на друга, в памяти всплыли старые обиды, и они оказались такими сильными, что вы не смогли от них отмахнуть­ся. До тех пор пока вы будете «смотреть сегодня, а видеть вчера», барьеры между вами будут только возрастать. Если вы заметили, что лелеете воспоминания о старых обидах, постарайтесь изба­виться от этого.

Глаза, замутненные прошлыми обидами или страхами перед несчастьями в будущем, ограничивают возможности человека видеть то, что окружает его в настоящем, и мешают его общению с другими людьми.

Одним из моих первых открытий в работе с семьями было понимание того, как многое зависит в общении от дистанции и пространства. Например, муж смотрит телевизор, жена за его спи­ной читает книгу. Оба находятся в разных пространствах, однако разговор идет о чем-то важном. Один спрашивает: «Ты заплатил за квартиру?» Другой отвечает положительно. Через неделю выяс­няется, что заплачено не было. Возможно, и у вас в семье случа­лось подобное. Не попадайтесь на удочку довольно глупых пред­ставлений о том, что этикет требует при общении значительной дистанции между людьми. Я думаю, что, когда она превышает девяносто сантиметров, общаться становится очень трудно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.