Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рассуждения




Убеждающей силе рассуждения в живом общении и в риторике всегда придавалось и придаётся особенно большое значение. Убеждающая речь имеет отличия от повествования, описания, инструкции, оценочной (например, торжественной) речи и других ее разновидностей.

Искусство строить рассуждение (доказывать) важно в быту, в суде, в политике и особенно в образовании. Наша речь перед аудиторией, чтобы быть результативной, должна быть убедительной. Причём убеждает не только строгая логическая схема речи. Убеждать могут, например, и психологические арнументы: уверенность оратора в себе, его спокойствие, достоинство, то есть вещи, лежащие за порогом логики (паралогические аргументы). И тем не менее, словесное убеждение, чтобы иметь доказательную силу, должно быть оптимально построено именно с точки зрения логики. При этом не только количество даказательств влияет на действенность убеждающего слова, но и сила доводов, и порядок их расположения.

Хорошее выступление перед слушателями вращается вокруг одной мысли (идеи). Аргументы в подтверждение этой мысли могут располагаться в разной последовательности, но обязательно должны быть связаны с тезисом доказательства. Способы расположения мыслей иногда называют методами доказательства. Таких методов несколько. Приведем в упрощенном виде основные из них.

1. Дедуктивный метод предполагает расположение материала речи от общего к частному. Оратор сначала формулирует какое-то общее положение, а затем разъясняет его смысл, приводя конкретные факты, примеры, статистику и другие аргументы «к делу».

2. Индуктивный метод – изложение от частного к общему. Оратор вначале приводит примеры из жизни, а затем подводит слушателей к выводу.

3. Метод аналогии заключается в сопоставлении каких-то фактов или событий для выявления общей мысли. Сократ говорил по этому поводу: «Общее в частных случаях познается путем сравнения». Обычно параллели проводятся с тем, что хорошо известно слушателю. Метод сравнения позволяет не только выявить общие свойства сравниваемых предметов, но и наглядно представить новый предмет.

4. Концентрический метод – расположение аргументов в виде концентрических кругов, в центре которых находится тезис выступления. Это бывает нужно сделать в сложном, многостороннем доказательстве, когда имеется много подтверждающего главную мысль материала. Обычно это делается в письменном тексте, так как читатель может вернуться к предшествующему, еще раз что-то перечитать и тем самым лучше увидеть план изложения сложного вопроса.

5. Ступенчатый метод – это последовательное изложение одного

вопроса за другим. Так строится, например, вузовская информационная лекция. При этом оратор, рассмотрев какой-либо вопрос, уже не возвращается к нему.

6. Хронологический (исторический) метод – изложение материала в его естественной временной последовательности. Так, например, представляют материал историки, рассказывающие о событиях прошлых времен.Однако и при таком изложении более важны не события сами по себе, а те выводы, к которым приходит историк.

При составлении плана речи и ее произнесении можно использовать разные методы построения фрагментов речи или текста в целом. Все зависит от предмета речи, подготовленности слушателей и вашего умения выбрать наиболее действенный в данном случае способ изложения материала.

ХРИЯ. Смысловая модель нравоучительного рассуждения, которую предлагают древние риторики, называется хрия. Разновидностей этой схемы построения убеждающей речи несколько. Но основной моделью построения смысла является так называемая прямая, или строгая хрия.

М.В. Ломоносов, давая определение хрии, говорил так:

“Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого человека” (Краткое руководство к красноречию).

В строгой хрии содержание располагается в восьми последовательных частях.

Вот как строится рассуждение на тему: "Корень учения горек, но плоды его сладки", которое написал в гимназические годы русский философ Алексей Федорович Лосев. Это рассуждение написано по всем правилам расположения в хрии. Приводим его в сокращении с разбиением на части.

Часть 1. Приступ.

Изречение это, вошедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и сказанное проверил собственным опытом.

Часть 2. Парафразис, экспозиция.

Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами учения, приобретённое знание или искусство.

Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши всё это, он приобретёт желанные выгоды и преимущества.

Часть 3. Причина (causa).

Корень, начало учения, сопряжено с неприятностями, потому что:

1) способности начинающего ещё не развернулись; ум не привык быстро и верно схватывать, а память - крепко и прочно удерживать преподаваемое; воля ещё бессильна, чтобы сосредотачивать и останавливать внимание на данном предмете;

2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, неинтересных, часто не имеющих к его текущей жизни отношения, и требуют упорного труда, частых повторений и продолжительных упражнений;

3) учащийся ещё не понимает пользы элементарных сведений и относится к учению не со всем прилежанием, аккуратностью и терпением.

Переход: Кто превозможет эти неприятности, тот убедится, что плоды, т.е. последствия учения приятны ибо:

а) знания, умение, образование, само по себе, без всякого приложения к обыденной жизни, доставляют человеку высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют кругозор, ставят его в надлежащие отношения к людям, государству, обществу.

б) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве.

Часть 4. Противное ("что предложенной теме противно" (противоположно.)

Кто не хочет подвергаться ограничениям, у кого не хватает терпения одолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать на преимущества и выгоды, достающиеся учёности, искусству и образованию в награду за труд.

Часть 5. Подобие (сопоставление).

Посмотрите на земледельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радостью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он своё поле, тем обильнее будет урожай.

Тем же самым условиям подвержены и выгоды образования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неуёмным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия.

Часть 6. Пример.

Примеров из того, какими последствиями увенчиваются прилежание, добросовестные занятия, в истории находим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Пётр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повёл своих последователей.

Часть 7. Свидетельство (мнение или учение древних).

То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога в начале утёсиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно. "Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни" (Пушкин).

Часть 8. Заключение.

"Краткое увещевательное заключение всего слова" (Ломоносов).

"О вы, которых ожидает отечество от недр своих!.. Дерзайте… рачением вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать" (Ломоносов).

Таким образом, структура строгой хрии насчитывает следующие части:

1. Приступ - похвала или описание

2. Парафразис - разъяснение темы

3. Причина - доказательства тезиса

4. Противоположное - "если нет, то…"

5. Подобие - сравнение с чем-либо

6. Пример

7. Свидетельство

8. Заключение - вывод

В данном фрагменте использован материал из книги А.К. Михальской "Основы риторики". В этой книге приводятся композиционные разработки нескольких речей и дается полный текст сочинения Алексея Федоровича Лосева.

Последовательность хрии как композиционной схемы рассуждения может быть изменена, опущены какие-либо её части. К примеру, рассуждение может быть начато с разъяснения темы, могут быть убраны некоторые примеры или топосы "Свидетельство" и "Противоположное". Но нельзя опускать доказательство тезиса (топос "Причина"). Без него главный тезис "Корень учения горек, но плоды его сладки" совсем потеряет убедительность. Таким образом, центром убеждающей композиции является тезис, логическая аргументация и логически правильная связь между ними.

Итак, расположение материала в разных видах речи подчиняется разным правилам, имеющим к тому же более или менее жесткие требования к их соблюдению. Что касается жанровых схем расположения в практической речи (протокол, приказ, аннотация, статья), то в деловой и научной сферах они довольно устойчивы, а устный неформальный обычай располагает достаточно свободными и разнообразными схемами построения речи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.