Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богослужебные тексты




Песнопения и молитвословия, которые мы слышим на богослужении, имеют несколько источников. Прежде всего, это Священное Писание, а в нем – чтение Святого Евангелия.

Евангелие читается на Литургии, а также на утрене воскресных и праздничных дней. Чтение Евангелия на богослужении происходит в очень торжественной форме, сопровождается пением, возглашениями священника, молитвой о разумении священного текста.

«Вспомним, какое место занимает это чтение в богослужении и вообще, какое место эта книга занимает в храме. Вспомним, как выглядит богослужебное Евангелие: оно всегда украшено, оно хранится на Престоле, оно является объектом особого поклонения. И еще вспомним, что Евангелие — книга, которая не освящается. Текст Евангелия считается священным, когда написана последняя строчка, поставлена последняя точка. Вспомним, как торжественно дьякон выносит Евангелие на утрене, как произносится специальное прошение: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия…». Речь идет, конечно, не о физическом слухе, а подразумевается такое слышание, о котором говорится в Евангелии: «Имеяй уши слышати, да слыш ит» (Мф.13.9). Итак, существует особая молитва о разумении Евангелия»[63].

Среди текстов, большей частью взятых из Ветхого Завета нужно, прежде всего, назвать паре­мии. Слово «паремия» означает «притча», «прообраз». Тексты паремий содержат ветхозаветные прообразы празднуемых событий. Например, во многие богородичные праздники читается отры­вок из книги Бытия о лестнице от земли до неба, которую видел Иаков (Быт.8.10-27). Лествица Иа­кова – один из ветхозаветных прообразов Пресвятой Богородицы, поскольку через Нее Бог пришел в мир, и люди получили возможность взойти на небеса, наследовать Царство Не­бесное. Существуют особые циклы паремий, посвященные Господским праздникам, разным ликам святых (святителям, преподобным и пр.). Паремии чаще всего читаются на вечерне.

Из всех книг Священного Писания на богослужении мы чаще всего слышим Псалтирь. Она читается целыми кафизмами; по одному, по два или по шесть псалмов; отдельными стихами. Нет ни одной службы, где бы ни звучали слова этой книги.

Одним из наиболее часто встречающихся молитвословий являются ектеньи. Название происходит от греческого слова «усердный». Ектенья́ − это усердное совместное моление, когда диакон произносит прошения, а хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Существует четыре основных вида ектений.

Великая ектенья − это первая ектенья каждой службы (литургии, вечерни, утрени). Она начинается словами "Миром Господу помолимся" и состоит обычно из 11-ти прошений.

Малая ектенья всегда начинается словами "Паки и паки миром Господу помолимся". Она содержит всего два прошения и произносится на службах значительно чаще других ектений.

Просительную ектенью можно узнать по ответу хора: начиная со второго или третьего прошения, он поет: "Подай, Господи".

Сугубая ектенья. Отличительная черта сугубой[64] ектеньи − троекратное "Господи, помилуй".

Тематика дней седмицы или празд­ников церковного года отражена в гимнографии — богослужебных песнопениях, сложенных новозаветными церковными поэтами. Наиболее известными гимнографическими жанрами являются тропарь и кондак.

Тропарь — это главное песнопение праздника. В нем в краткой и выразительной форме разъясняется сущность вспоминаемого события или содержание подвига святого.

Кондак, как и тропарь, объясняет сущность праздника, но уже несколько по-иному, иногда даже глубже, чем тропарь. Кондак представляет собой остаток древней церковной поэмы наподобие акафиста, которая вся называлась кондаком. Считается, что наиболее древние кондаки — это первая ее строфа. Появление кондаков церковное предание связывает с именем преп. Романа Сладкопевца (V-VI вв.).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.