Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология поведения в бизнесе. Исходные элементы (Н. Кондратьев) рыночного процесса, включенные в экономический оборот, крайне неустойчивы




Исходные элементы (Н. Кондратьев) рыночного процесса, включенные в экономический оборот, крайне неустойчивы, подвижны и очень динамичны. То же самое можно сказать и об их комбинациях, которые возникают и исчезают под воздействием стохастических переплетающихся субъективных и объективных факторов. Они позволяют предпринимателям использовать, любой представившийся шанс, решая стандартные либо нестандартные задачи, связанные с получением выгоды (Кондратьев, 1991, с. 117).

Поведение предпринимателей как экономических субъектов таково, что они приспосабливаются к конъюнктуре рынка по-разному. Одни, ориентируясь на минимальный доход либо всего лишь на покрытие своих издержек. Во втором их действия не основаны на оптимальных решениях либо протекают в экстремальных условиях с неблагоприятной конъюнктурой. Результат – истощение или утрата контроля над собственными ресурсами (банкротство). В третьем идет активное приспособление немногих агентов к непредсказуемым ситуациям. Создаются инновационные прорывы, нарушающие стандартное равновесие рыночной среды, которые позволяют получить максимально возможную в данных условиях прибыль (Блауг, 1994, с. 428-430). Подобного рода поведение хорошо отражает статистику возникновения и исчезновения предприятий малого бизнеса. «Каждый год более миллиона человек (в Соединенных Штатах) начинают какое-либо деловое предприятие. Статистика говорит, что к концу первого года работы, по крайней мере, 40 % из них будут вынуждены закрыть свое дело. Через пять лет более 80 % из них – 800 000 – закроются. Но плохие новости на этом не заканчиваются: если вы являетесь владельцем малого предприятия, которое сумело выжить в течение этих пяти лет, не стоит вздыхать с облегчением. Потому что более 80% малых предприятий, которые смогли выжить в эти первые пять лет, закроются в следующие пять. Почему же так?» (Гербер, 1996, с. 18). Подобная статистика наблюдается и в России. Только активное приспособление предпринимателей к непредсказуемым ситуациям позволяет развивать бизнес и в последствие из малого он переходит в средний. Средний бизнес имеет свою экономическую и психологическую специфику. Если рассматривать конкретный бизнес, то можно видеть, как часть среднего бизнеса на протяжении десятилетий остается в своем первоначальном статусе среднего бизнеса, другая часть перерастает в крупный бизнес.

Субъекты бизнеса и предпринимательства (индивидуальные и групповые) для себя выбираю предпринимательство как форму экономической активности в отличие от наемного труда и коллективной формы собственности. Для них труд единственный вид присвоения и умножения собственности. При этом их поведение может быть сберегающим и инвестиционным. В бизнесе они используют различные формы взаимодействия: партнерство, конкуренцию, обмен экономическими ресурсами и их эквивалентами.

В работе В.И. Верховина при анализе поведения предпринимателей их личность и основные функции разделяются: «…личность предпринимателя и предпринимательская функция – не одно и то же. В первом случае мы имеем дело с конкретным лицом, реализующим на свой страх и риск венчурное решение. Во втором – с объективным набором постоянно возобновляющихся и изменяющихся ситуаций, где возникают разнообразные модели предпринимательского поведения индивидуального, контрактно-группового и контрактно-организационного типа». (Верховин, 2006). В более ранней работе В.И. Верховин связывает поведение предпринимателей с инновационной деятельностью отмечая, что: «… инновационный эффект предпринимательского поведения складывается как минимум из трех составляющих: 1) уникальных личностных качеств; 2) рыночной среды, являющейся многоальтернативным полем предпринимательского выбора; 3) предпринимательской культуры, включающей в себя инструментальные и терминальные ценности, стандарты и образцы поведения, которые инициируют венчурный модус социальных действий». (Верховин, 1995, с.65). Далее он говорит о том, что существуют предпосылки предпринимателей верить в успех своего дела при постоянном риске неудачи, в силу того, что периодически они наблюдают примеры уникальных результатов и достижений других предпринимателей. В том числе и тех, кто когда-то был неудачником и пережил банкротство (там же).

Предпринимательская функция в процессе реализации распадается на ряд подфункций, которые в разнообразных сочетаниях включаются в целостный акт предпринимательского поведения. В структуре предпринимательского поведения В.И. Верховин выделяет ряд относительно самостоятельных подфункций:

1) непрерывный поиск редких экономических ресурсов (благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей);

2) создание новых экономических ресурсов (инновационных процессов, продуктов и информации);

3) накопление и концентрация редких ресурсов (благ, услуг, информации) в собственности отдельных агентов с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

4) формирование благоприятной рыночной конъюнктуры через оптимальную комбинацию имеющихся ресурсов, новых организационных решений, контрактных и коммерческих сделок;

5)оперативный поиск конъюнктурной ценовой информации с целью выбора

тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства, внедрения и сбыта инновационного продукта;

6)защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

7) минимизация конкурентного воздействия тех, кто преследует аналогичные цели;

8) защита номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского успеха;

9) обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных

ситуациях;

10) консервация и передача новым поколениям предпринимательской культуры.

Выделяются типичные профили и соответствующие им модели предпринимательского поведения:

· Инвестиционная модель базируется на организации и внедрении венчурных инвестиционных проектов, которые осуществляются собственниками свободных или пользователями заемных капиталов на свой страх и риск.

· Инвенторная модель характеризует поведение продуциента и собственника инновационных продуктов и процессов, самостоятельно продвигающего товары на рынок или передающего на контрактной или иной основе свое ноу-хау другим агентам.

· Организационная модель описывает действия рыночных субъектов, реализующих инновационные методы интегрирования и комбинирования человеческих ресурсов с целью максимизации нестандартных управленческих решений.

· Посредническая модель обеспечивает интеграцию экономических интересов и получение дополнительной выгоды, возникающей как следствие нестандартных арбитражных сделок. (Верховин, 2006)

Важное место, с точки зрения С. Одиорне (Odiorne,1966), в поведении предпринимателя занимают поиск удачи и нейтрализация неудач, которые нельзя абсолютно точно предвидеть, достичь или избежать. Постоянная ситуация напряжения, связанная с игрой и риском сопровождает его действия. Факт неравенства в распределении преимуществ в конкурентной борьбе порождает стремление к выравниванию ресурсов или минимизации преимуществ других, что заставляет его быть активным и совершать целенаправленные действия. (Odiorne,1966). Другими словами является диспозицией важнейшего мотива его предпринимательской деятельности и поведения.

Исследования, проведенные В.П. Позняковым 1997 году, показали положительную связь деловой активности предпринимателей с оценками: уровня своей конкурентоспособности, степенью надежности большинства партнеров, изменением уровня жизни семьи за последний год, достижения целей своей предпринимательской деятельности, отношение к конкуренции, ожидаемого изменения жизненного уровня семьи, отношение к риску, собственных возможностей, в повышении успешности своего бизнеса.

По всем выделенным показателям были также обнаружены статистически значимые различия в оценках московских и региональных респондентов. Московские предприниматели более позитивно относятся к конкуренции в предпринимательской деятельности и более высоко оценивают уровень своей конкурентоспособности. В тоже время москвичи чаще, чем предприниматели из других городов Центральной России, испытывали серьезные неудачи. У них в большей степени выражена установка на продолжение предпринимательской деятельности и в случае серьезной неудачи они в большей степени склонны остаться в сфере предпринимательства, либо начав новое дело самостоятельно, либо подыскав надежного компаньона. Московские предприниматели в целом более высоко оценивают степень реализации целей, которые они ставят перед собой в бизнесе и удовлетворенность экономическими результатами своей предпринимательской деятельности.

В целом можно отметить, что уровень деловой активности предпринимателей и ее успешность связаны в их представлении как с оценкой внешних условий предпринимательской деятельности, так и с оценкой собственных возможностей и себя как субъекта предпринимательской деятельности. При этом более успешные предприниматели склонны выше оценивать зависимость развития своего бизнеса от собственных усилий, а менее успешные – от влияния внешних условий (Позняков, 2001).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.