Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи




Среди многочисленных психологических исследований проблем мотивации с деятельностью в бизнесе чаще всего связывают работы, посвященные понятиям мотивации достижения и уровня притязаний. Ученые в области психологии считают, что достижение это некая генерализованная потребность человека (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон и др.). Однако наряду с потребностью в достижении успеха (мотив достижения) у людей есть потребность – избегать неудачи (мотив избегания неудачи). Таким образом, мотив достижения-избегания можно рассматривать как континуум с двумя полюсами, где один полюс мотивация достижения, а другой мотивация избегания неудачи. Если мотив достижения больше мотива избегания человек предпринимает какие-либо действия, если меньше, то поведение избегающее. При наличии этих двух мотивов характеризующих личность возможны различные сочетания степени выраженности и проявления мотива достижения и мотива избегания неудачи.

Мотивация достижения успеха, характеризуется стремлением достигать успеха (высоких результатов), что сопровождается высокой активностью. Мотивация избегания неудачи связана, прежде всего, с тем, что человек стремиться быть не первым, но и не быть последним, т.е. находиться в числе тех, кого не будут «наказывать» или за что не будет «наказывать». Наказанием может служить и самонаказание (отрицательные эмоции – стыд, вина, страхи др.). При выраженной мотивации избегания наказания активность в какой-либо деятельности несколько снижена.

Люди, мотивированные на успех, предпочитают средний уровень риска и средний уровень сложности задач, те же, кто боится неудачи, чаще рискуют (предпочитают сложные задачи) или вообще не рискуют (предпочитают простые задачи).

Исследования О.А. Аникеенок и Е.Р. Сагеевой (см. Таблица 1) показали, как распределяются респонденты с той или иной степенью выраженности мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудачи (Аникеенок, Сагеева, 2009). Степень выраженности этих двух мотивов позволяет поделить любую группу людей на 16 подгрупп. Респонденты этих подгрупп имеют специфический набор личностных проявлений. Примерно такое же распределение мотивов может наблюдаться в любой выборке, которая не относится к какой-то определенной профессиональной группе. Рассмотрим распределение респондентов в исследовании О.А. Аникеенок и Е.Р. Сагеевой (Аникеенок, Сагеева, 2009), приведенные в Таблице 1.

Таблица 1

Сочетание выраженности мотивации достижения и избегания неудачи у студентов в % (379 человек, из которых 167 юношей и 212 девушек)

Мотивация достижения Мотивация избегания
низкий средний умеренно-высокий очень высокий
низкий 0,8 1,9 0,5 0,5
средний 6,6 13,7 8,4 6,3
умеренно-высокий 4,8 14,8 13,9 4,5
очень высокий 2,9 11,7 5,8 2,6

Примечание: жирным шрифтом выделены проценты респондентов, чья активность наиболее высокая.

 

Как видно из Таблицы 1 с низкой мотивацией достижения всего 3,7% респондентов, т.к. студенты вузов отличаются стремлением получить хорошее образование, а без сформированной мотивации достижения на достаточно высоком уровне это невозможно. Наибольший суммарный процент имеют студенты с умеренно-высокими и средними уровнями данных типов мотивации (четыре подгруппы в центре таблицы). Кратко их можно характеризовать следующим образом:

· умеренно активные, несмотря на скромную надежду на успех способны рисковать;

· с нормальной и чуть выше среднего уровня самооценкой;

· выбирают средне-трудные задачи;

· имеют хорошие способности, которые направлены, как на результат деятельности, так и на ее процесс;

· их волнуют негативные оценки компетентности, но они прислушиваются к критике и могут сделать правильные выводы.

Около семи процентов всех респондентов находятся на периферии, т.е. с ярко выраженными крайними уровнями мотиваций. Краткая характеристика этих четырех крайних подгрупп такова:

· Низкая мотивация достижения успеха и высокая мотивация избегания неудачи (0,5%). Респонденты данной подгруппы рассматривают собственный интеллект как некое фиксированное качество и обладают невысокими интеллектуальными способностями, избегают трудные задачи и негативные оценки (возможно избегание неудачи связано с избеганием наказания), активность низкая, ненастойчивы, имеют низкую самооценку, не рискуют, их надежда на успех слабая, ситуации неопределенности вызывают тревогу, слабо адаптивны.

· Высокая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неудачи (2,9%). В данной подгруппе респондентов: высокие интеллектуальные способности; выражено стремление к овладению навыками и развитию; задачи выбирают трудные; рискуют и имеют большую надежду на успех; не боятся ошибиться и получить негативную оценку компетентности; учатся на своих ошибках и хорошо реагируют на обратную связь; имеют высокую самооценку; настойчивы; адаптивны.

· Высокая мотивация достижения успеха и высокая мотивация избегания неудач (2,6%). Респонденты этой подгруппы: при высоких интеллектуальных способностях ориентируются на результат и стремятся получить высокую оценку; самооценка неадекватно завышена; развитию навыков, возможно, препятствует наличие страхов наказания, стыда и вины; не рискуют, выбирают задачи средней трудности, в целом, ищут нишу, где успех гарантирован. Возможен «синдром отличницы».

· Низкая мотивация достижения успеха и низкая мотивация избегания неудач (0,8%). В данной подгруппе респонденты на фоне низких способностей, не стремятся избежать неудачи, не боятся быть наказанными и непослушными, берутся за простые задачи, которые слабо повышают их компетентность, отличаются низкой активностью, к критике невосприимчивы. Возможно, именно такое сочетание основных типов мотивов характеризует асоциальные личности.

Сильно упрощая ситуацию применительно к проблеме активности в бизнесе, можно резюмировать суть рассмотренных идей в виде достаточно простого вывода: активность будет тем выше, чем сильнее развито у человека стремление к достижению поставленной цели и чем ниже вероятность того, что его самооценка будет реагировать на текущие события по принципу избегания неудач. Следовательно, наиболее успешными в бизнесе могут быть около 34% из представленной выборки. Те, кто имеет уровень выраженности мотивации достижения успеха умеренно-высокий и высокий, а выраженность мотивации избегания неудачи – низкий и средний.

Теоретические исследования Мак-Клелланда и других авторов создают хорошую основу для понимания многих процессов, происходящих в бизнесе, а также и для понимания сути множества работ, посвященных бизнесу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.