Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные режимы




Назначение таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения состоит в том, чтобы "вывезенные товары могли оставаться постоянно или могли быть потреблены на таможенной территории Республики Казахстан (статья 28 Закона "О таможенном деле"). Законодательство Республики к этому виду таможенного режима товаров предъявляет следующие требования: а) произвести оплату таможенных платежей и налогов в отношении товаров, выпускаемых в свободное обращение; б) соблюсти оговоренные законом меры экономической политики; в) завершить решение вопросов, имеющих отношение к таможенному оформлению этих товаров.

Сроки переработки казахстанских товаров вне таможенной территории республики устанавливаются Таможенным Комитетом страны по предварительному согласованию с Министерством экономики и Министерством промышленности и торговли Республики Казахстан. Установленные сроки должны соответствовать экономической логике процесса переработки, ее продолжительности.

Условием полного или частичного освобождения продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин является выпуск этих продуктов для свободного обращения.

"Полное освобождение от ввозных таможенных пошлин предоставляется, - говорится в статье 90 Закона "О таможенном деле", - если таможенный орган Республики Казахстан удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенного товара, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, за исключением случаев, когда при первоначальном выпуске для свободного обращения учитывалось наличие недостатка".

Законодательство республики предоставляет "частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин" в случае возмездного ремонта "вывозимого товара". Таможенный Кодекс республики запрещает замену продуктов переработки товарами иностранного происхождения.

Если лицо не возвратило товары обратно на таможенную территорию Казахстана либо не смогло осуществить ввоз продуктов переработки в установленные сроки, оно может быть освобождено от ответственности, "если факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров либо продуктов переработки вследствие аварии или действия непреодолимой силы, их недостачи в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо выбытия из владения вследствие неправомерных по законодательству Республики Казахстан действий органов или должностных лиц иностранного государства подтвержден консульскими учреждениями Республики (статья 92 Закона "О таможенном деле").

Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза товаров служит для того, чтобы сделать возможным пользование товарами как на таможенной территории с освобождением от таможенных пошлин полностью либо частично, а также с неприменением мер экономической политики.

Разрешение на такой ввоз и вывоз товаров выдает Таможенный Комитет Республики Казахстан. Жесткие сроки временного ввоза-вывоза товаров законодательство не определяет, но предельный срок, в течение которого этот режим в отношении временного ввоза и вывоза товаров может осуществляться, определен в 2 года.

Если сроки, установленные в рамках данного таможенного режима товаров, оказались нарушенными и товары - не возвращенными, то такие товары помещаются на складах временного хранения, находящихся в ведении таможенных органов Казахстана.

По общему правилу, фирма или физическое лицо, вывезшее товары и не обеспечившее их ввоз на таможенную территорию, несет установленную законом ответственность. Но оно же на основании статьи 70 Закона "О таможенном деле" может быть освобождено от ответственности, если будет доказано, что "факт уничтожения или безвозвратной утраты товаров" произошел из-за аварии или действия непреодолимой силы, недостачи в силу естественного износа иди убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, или из-за выбытия из владения вследствие неправомерных по законодательству Республики Казахстан действий органов или должностных лиц иностранных государств, что должно быть подтверждено соответствующими документами консульских учреждений Казахстана, функционирующих в этих иностранных государствах.

Таможенный склад может так же, как и товары, подпадать под таможенный режим. Статья 39 Закона "О таможенном деле" раскрывает предназначение режима таможенного склада: "Режим таможенного склада предназначен для хранения под таможенным контролем ввезенных на экспорт товаров без взимания таможенных пошлин и применения нетарифного регулирования на период хранения".

Таможенное законодательство разграничивает таможенные склады на 2 типа: открытого и закрытого. Владельцами таможенных складов могут быть казахстанские предприниматели, граждане, а также таможенные учреждения Республики Казахстан.

Учреждение и функционирование таможенного склада возможно только по получении лицензии от Таможенного Комитета Республики Казахстан. Таможенные склады, учрежденные самими таможенными органами, функционируют без лицензии.

Владелец таможенного склада должен: а) не допускать, чтобы хранящиеся товары были изъяты со склада "помимо таможенного контроля"; б) не создавать затруднений при проведении таможенного контроля; в) соблюдать условия лицензии на учреждение таможенного склада; г) вести надлежащий учет хранящихся в таможенном складе товаров и предоставлять таможенным органам Казахстана отчетность о товарах, хранящихся в складе и находящихся в обороте.

Ответственность по вопросам уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, обращающихся через таможенный склад, возлагается на владельца таможенного склада. Если склад принадлежит таможне, то упомянутый вид ответственности возлагается на фирму или гражданина, поместившего свои товары в этом складе. Предельный срок хранения товара в этих складах установлен в 3 года. Для некоторых категорий товаров этот срок может быть сокращен Таможенным Комитетом Республики Казахстан.

Если срок хранения товара истекает, тогда надо думать о перевoдe товара под другой таможенный режим, либо необходимо переместить товар в склад, находящийся в ведении таможенных органов Казахстана.

Эти вопросы в детализированном виде изложены в специальной Инструкции. В пункте 1 Инструкции об организации деятельности Таможенного склада, утвержденной приказом Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 3 ноября 1999 года, закреплено, что таможенный режим таможенного склада предназначен для хранения под таможенным контролем ввезенных товаров без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования на период хранения, а также для хранения под таможенным контролем предназначенных на экспорт товаров с неприменением таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования до их фактического экспорта. Пункт 2 Инструкции определяет, какие помещения можно считать таможенным складом: "Таможенным складом признается любое специальное определенное и обустроенное помещение или место, предназначенное для хранения товаров в соответствии с таможенным режимом таможенного склада". Территория таможенного склада является зоной таможенного контроля. Под таможенный режим таможенного склада можно помещать любые товары, кроме тех, список которых определяет Правительство Республики Казахстан.

"Помещение или место, предназначенное для учреждения таможенного склада, - определяется пунктом 8 Инструкции, - должно соответствовать требованиям противопожарной безопасности, санитарно-бытовым и техническим нормам, а также отвечать следующим требованиям: 1) обустройство таможенного склада должно исключать возможность изъятия товаров с таможенного склада помимо таможенного контроля; обеспечивать сохранность товаров, находящихся на складе; исключать возможность доступа к товарам посторонних лиц; 2) территория таможенного склада должна быть обозначена и огорожена по всему периметру; 3) склад должен быть оборудован подъездными путями, сертифицированным оборудованием, предназначенным для взвешивания товаров, разгрузочно-погрузочной техникой.

Товары на таможенный склад помещают в соответствии с режимом временного хранения или на основании грузовой таможенной декларации. "После таможенного оформления товаров в таможенном режиме таможенного склада, говорится в пункте 13

Инструкции, товары, находящиеся в изолированной части таможенного склада, используемой в качестве места временного хранения, подлежат перемещению на остальную часть таможенного склада". В таможенном складе можно производить таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада. Товары, помещенные на таможенный склад, могут подвергаться следующим операциям:

1) по обеспечению сохранности этих товаров: чистка, проветривание, сушка (в том числе с созданием притока тепла), создание оптимального температурного режима хранения (охлаждение, замораживание, подогрев), помещение в защитную упаковку, нанесение защитной смазки и консервантов, окрашивание для зашиты от ржавчины, введение предохранительных присадок, нанесение антикоррозийного покрытия; 2) по подготовке товаров к продаже и транспортировке: дробление партий, формирование отправок, сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, тестирование, перемещение товаров в пределах склада с целью рационального размещения; другие подобные операции.

При помещении на таможенный склад товары регистрируются владельцем склада в складских документах учета, в которых должны быть записаны следующие сведения: 1) дата помещения товара на склад; 2) наименование товара; 3) количество мест и вес нетто (кг); 4) номера товаросопроводительных документов; 5) номер грузовой таможенной декларации и дата принятия решения о выпуске.

Особенности учреждения таможенных складов закрытого типа таковы. Они могут учреждаться: 1) лицами, которые специализируются на хранении товаров, предназначенных для профессиональной деятельности; 2) для хранения собственных товаров; 3) для хранения товаров, принадлежащих третьим лицам, определенных владельцем склада при его учреждении.

Свободные таможенные зоны - это относительно новое явление в мировой таможенной практике. Впервые международно-правовой регламентации вопросы, имеющие отношение к таким зонам, подверглись в Киотской Конвенции 1972 года.

Казахстанское законодательство о свободных таможенных зонах в целом корреспондирует (соответствует) международно-правовым нормам об этих зонах. Так, статья 71 Закона Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" от 20 июля 1995 года так определяет понятие свободной таможенной зоны, которое дается вместе с понятием "свободный склад":

"Таможенный режим свободных таможенных зон и свободных складов - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования". Казахстанские товары могут быть размещены и использованы по правилам, которые применяются к вывозу товаров согласно таможенному режиму реэкспорта.

Свободная таможенная зона создаётся на основании решения Правительства Республики Казахстан, которое принимается "по совместному представлению уполномоченного государственного органа по вопросам таможенного дела Республики Казахстан и местных представительных органов Республики Казахстан " (статья 72 Закона). Если та или иная свободная таможенная зона перестанет удовлетворять предъявляемым к подобного рода зонам требованиям, то такая зона ликвидируется решением Правительства Республики Казахстан.

Для того, чтобы учредить свободный склад, нужно получить лицензию (разрешение) Таможенного Комитета страны. Последний определяет порядок рассмотрения и выдачи таких лицензий. Как и за всякую другую, за лицензию, выдаваемую Таможенным Комитетом Республики Казахстан, взимается установленный законом сбор. При наличии оснований эта лицензия может быть отозвана; ее действие может быть приостановлено тем же Таможенным Комитетом республики. Неурегулированные статьей 73 Закона "О таможенном деле в Республике Казахстан" вопросы могут быть разрешены на основе Закона Республики Казахстан "О лицензировании" от 17 апреля 1995 года.

Учитывая таможенную специфику лицензирования свободного склада, следует иметь в виду, что приостановление действия лицензии лишает иностранные товары всех льгот, которыми они наделялись в силу такой лицензии. В статье 73 Закона так и говорится: "При приостановлении действия лицензии помещение иностранных товаров на склад осуществляется с уплатой таможенных пошлин, налогов с применением мер нетарифного регулирования, а освобождение от таможенных пошлин, налогов, либо возврат таможенных пошлин, налогов в отношении помещаемых отечественных товаров не производится".

В свободных таможенных зонах и свободных складах с помещаемыми товарами могут быть совершены производственные и иные коммерческие операции. Но нужно иметь в виду, что розничная продажа этих товаров исключается. Могут вводиться дополнительные отдельные ограничения на проведение тех или иных операций с товарами в рассматриваемых зонах и складах. Такие запреты и ограничения вводятся, исходя из конкретных обстоятельств, решениями Правительства республики.

Нахождение товаров в свободных таможенных зонах и свободных складах сроками не ограничивается.

Таможенные органы Казахстана должны осуществлять таможенный контроль за товарами, расположенными на данных территориях и складах.

Учет товаров, которые ввозятся, вывозятся, хранятся, изготавливаются, перерабатываются в свободных таможенных зонах и свободных складах, возложен на лиц, осуществляющих производственную, коммерческую деятельность в этих зонах и складах. Они же представляют в Таможенный Комитет Республики Казахстан соответствующую отчетность.

Таможенный кодекс предусматривает, что владельцами свободных складов должны быть казахстанские физические и юридические лица. В обязанности владельца свободного склада входят: а) обеспечение прохождения через таможенный контроль всех поступающих товаров; б) содействие проведению таможенного контроля; в) соблюдение условий, заложенных в лицензии, выданной на учреждение свободного склада; г) выполнение всех законных требований таможенных органов республики, обеспечение доступа к размещенным на территориях и складах товаров.

Как уже было отмечено выше, при ввозе товаров (как зарубежных, так и казахстанских) в свободные таможенные зоны и свободные склады, таможенные пошлины и налоги не уплачивают и меры экономической политики к ним (товарам) не применяют. Вели товары с этих зон и складов ввозятся на остальную часть таможенной территории Казахстана, а также если эти товары с зон и складов вывозятся за пределы Казахстана, то происходит взимание таможенных пошлин и налогов, а меры экономической политики таможенные органы применяют с учетом происхождения товаров.

"При ввозе товаров, предназначенных на экспорт за пределы Республики Казахстан, в соответствии с таможенным режимом экспорта, в свободные таможенные юны или при помещении их на свободные склады, такие товары освобождаются от таможенных пошлин либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом экспорте товаров" (статья 80 Закона "О таможенном деле").

Лицо, которое ввезло товары в свободную таможенную зону и в свободный склад, несет ответственность за уплату таможенных платежей, пошлин, налогов[xxv][xxv]. В случае нарушения правил по уплате таможенных пошлин и сборов, неуплаты, данное лицо привлекается к ответственности по закону.

Товары, которые помещены под таможенный режим свободного склада, рассматриваются как не находящиеся на таможенной территории Казахстана, и в этой связи с них не взимаются таможенные пошлины. С этими товарами можно совершать самые разные операции, за исключением их распродажи в розничном порядке.

Свободные склады подразделяются на производственные и торговые.

Свободные склады производственного типа обычно создают в тех местах, где есть реальная производственная и транспортная инфраструктура (связь, транспорт, коммунальное хозяйство в совокупности). А свободные склады торгового типа создаются в портах, аэропортах, железнодорожных узлах Республики Казахстан.

Свободный склад учреждают в том случае, когда есть все основания считать, что такой свободный склад будет содействовать дальнейшему развитию производства товаров, которые являются на мировом рынке конкурентоспособными, будет способствовать становлению и развитию импортозамещающего производства, окажет содействие развитию наукоемкого производства, приведет к созданию и распространению передовых технологий, придаст импульс дальнейшему развитию внешнеторговых связей Казахстана, его отдельных регионов, будет содействовать модернизации и созданию объектов инфраструктуры транспорта.

Согласно п. 5.1 Положения о свободных складах, допускать лиц на территорию свободного склада можно только с разрешения таможенного органа; их пребывание должно находиться под контролем данного таможенного органа.

Различия между свободным и таможенным складами состоят в следующем: на таможенном складе товары максимально можно хранить сроком до 3-х лет, а на свободном складе товары можно хранить сколько угодно; на свободном складе можно хранить товары, а также готовить их к продаже; таможенные склады могут быть учреждены как казахстанскими лицами, так и таможенными учреждениями Казахстана; свободные склады учреждаются казахстанскими лицами.

Магазины беспошлинной торговли (duty free - свободно от пошлин). Содержание таможенного режима магазина беспошлинной торговли заключается в том, что посредством такого торгового заведения можно допустить розничную продажу товаров под таможенным контролем на таможенной территории Республики Казахстан (в аэропортах, портах и пограничных переходах, открытых для международного сообщения) без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики" (статья 50 Закона "О таможенном деле").

Такой магазин можно учреждать только при наличии лицензии, выдаваемой Таможенным Комитетом Республики Казахстан. Магазин беспошлинной торговли может создаваться казахстанским юридическим и физическим лицом в местах, которые определяют таможенные учреждения Казахстана. Порядок выдачи лицензии, приостановления и отзыв могут осуществлять на основе статьи 51 Закона "О таможенном деле" и Закона "О лицензировании" от 17 апреля 1994 года.

Законодательство Казахстана предъявляет ряд требований к владельцу магазина беспошлинной торговли. Статья 52 Закона "О таможенном деле" устанавливает: "Владелец магазина беспошлинной торговли обязан: соблюдать требования к обустройству помещений, предназначенных для учреждения магазина беспошлинной торговли, установленные центральным таможенным органом Республики Казахстан; исключать возможность поступления в магазин беспошлинной торговли, реализации или изъятия товаров помимо таможенного контроля; соблюдать условия лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли; вести учет и представлять таможенным органам Республики Казахстан отчетность о поступающих и реализуемых товарах в порядке, определяемом центральным таможенным органом Республики Казахстан".

Ответственность за ненадлежащую уплату или неуплату таможенных пошлин, сборов и налогов владелец магазина беспошлинной торговли несет сам.

В Инструкции об организации деятельности магазина беспошлинной торговли, утвержденной Приказом Таможенного комитета Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 27 декабря 1999 года, записано: "Таможенный режим магазина беспошлинной торговли - таможенный режим, при котором товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Казахстан, реализуются в розницу без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования при условии последующего вывоза таких товаров с таможенной территории Республики Казахстан".

В Инструкции также сказано: "Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Республики Казахстан в аэропортах, портах и пограничных переходах, открытых для международного сообщения, а также на борту воздушных и морских судов, выполняющих международные перевозки". Товары, приобретенные в магазине беспошлинной торговли, должны быть вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан.

Магазин беспошлинной торговли учреждается отечественным лицом в тех местах, которые определяют таможенные органы Республики Казахстан по получении его владельцем лицензии Центрального таможенного органа страны. Территорию магазина беспошлинной торговли признают зоной таможенного контроля. Ответственность за соблюдение таможенного режима магазина беспошлинной торговли возложена на владельца магазина беспошлинной торговли.

Местом таможенного оформления товаров, находящихся в магазине беспошлинной торговли, может быть только склад магазина беспошлинной торговли. Товары на склад магазина беспошлинной торговли помещаются в присутствии или с ведома уполномоченных должностных лиц таможенного органа.

Особенным признаком магазина беспошлинной торговли является то, что реализация товаров, помещенных под таможен-вый режим такого магазина, осуществляется в розницу и исключительно физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Республики Казахстан. Пунктом 16 Инструкция вносит такое ограничение: "Не допускается реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли по образцам, по предварительным заказам, с доставкой на дом, с рассрочкой платежа, а также оказание дополнительных услуг (кроме предпродажной подготовки, упаковки, демонстрации, переупаковки и аналогичных операций)".

Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, должны быть взяты на учет владельцем магазина беспошлинной торговли и таможенным органом. Владелец магазина беспошлинной торговли ведет учет и предоставляет таможенным органам отчетность о поступающих и реализуемых товарах, помещенных в магазин беспошлинной торговли (п. 18 Инструкции).

Значение таможенного режима отказа от товара в пользу государства состоит в том, что при отказе от товара в пользу государства таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Согласно статье 105 Закона "О таможенном деле": "Отказ от товара в пользу государства... не должен влечь каких-либо расходов для таможенных органов Республики Казахстан".

Статьи Закона "О таможенном деле", посвященные этому виду таможенного режима, получили более детальную регламентацию благодаря принятому Положению о таможенном режиме отказа в пользу государства. В п. 1.4 Положения говорится: "Лицо, избравшее таможенный режим отказа в пользу государства, не вправе изменить указанный режим таможенного органа на помещение товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства".

Под таможенный режим отказа в пользу государства разрешается помещать следующие виды товаров и транспортных средств: ввозимые товары и транспортные средства, которые фактически пересекли таможенную границу Казахстана, ввезенные в Казахстан товары и транспортные средства и помещенные под другой таможенный режим. Пункт 2.2 Положения запрещает помещение под рассматриваемый вид таможенного режима те товары и транспортные средства, которые запрещены к ввозу в Республику Казахстан и вывозу из нее; кроме того, такой запрет распространяется на товары и транспортные средства, которые выпущены для свободного обращения на территории Казахстана. К Положению приложен перечень товаров и транспортных средств, помещение которых под таможенный режим отказа в пользу государства не допускается. В этот перечень вошли: вооружение, военная техника, боеприпасы, ракетно-космические комплексы, уран, шифровальная техника, результаты научно-исследовательских и проектных работ, наркотические и иные вещества, промышленные отходы, отходы радиоактивных материалов и взрывчатых веществ, электрическая и иные виды энергии.

Нужно иметь в виду, что таможенные органы не должны удовлетворять какие бы то ни было имущественные требования третьих лиц (юридических и физических лиц) в отношении товаров и транспортных средств, которые уже помещены под таможенный режим отказа в пользу государства. "При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства, - говорится в п. 4.1 Положения, - таможенные пошлины и налоги, а также таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются".

Предназначение таможенного режима уничтожения товаров состоит в том, чтобы товары под контролем таможенных органов республики были уничтожены, приведены в состояние, в котором они оказались бы непригодными для дальнейшего пользования; при этом таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики не применяются.

Уничтожению могут подлежать любые иностранные товары, которые нельзя использовать по их назначению. Разрешение на уничтожение дает таможенный орган Казахстана. Он не должен давать разрешения на уничтожение, если процесс уничтожения может нанести ущерб здоровью людей, причинить вред окружающей среде, растениям, животным.

Необходимо знать, что заключение о возможности или невозможности уничтожения тех или иных товаров дают Министерство здравоохранения и Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан.

Расходы по уничтожению товаров не могут налагаться на таможенные органы Республики Казахстан. Эти расходы несет владелец товара, который должен был закупить товар, отвечающий предъявляемым потребительским требованиям.

По Инструкции о порядке таможенного оформления товаров в таможенным режиме уничтожения, утвержденной приказом Таможенного комитета республики от 9 декабря 1999 года № 148-п, под "таможенным режимом уничтожения" понимается такой таможенный режим, при котором товары и транспортные средства уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и иных налогов (п. 1).

Таможенный орган не должен давать разрешение на уничтожение товаров и транспортных средств, если это уничтожение может причинить существенный вред окружающей среде, если таможенный орган не может обеспечить надлежащий контроль за уничтожением товаров, если такое уничтожение влечет расходы государства.

Заключение о необходимости уничтожения товаров дают соответствующие государственные органы.

Товары, которые перемещаются под таможенный режим уничтожения, декларируют путем представления в таможенный орган грузовой таможенной декларации (п. 14).

Экспорт товаров с таможенной точки зрения нашел свое регулирование в Законе о "Таможенном деле", в частности, в главе 14 этого документа. Из статьи 94 вытекает содержание таможенного режима экспорта товаров. Таможенный режим экспорта товаров предназначен для того, чтобы товары могли быть вывезены за пределы таможенной территории Республики Казахстан с целью постоянного нахождения или потребления вне этой территории. При экспорте товаров должны быть соблюдены определенные условия: должна быть произведена оплата экспортных таможенных пошлин, а также внесение иных таможенных платежей. Когда товары вывозят за пределы таможенной территории Казахстана, то они должны быть в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации; при этом изменения естественного свойства могут иметь место.

В статье 97 смысл таможенного режима реэкспорта товара раскрывается: "Таможенный режим реэкспорта товаров предназначен для того, чтобы иностранные товары были реэкспортированы с таможенной территории Республики Казахстан без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики".

Реэкспорт товаров обставлен рядом условий; невыполнение хотя бы одного из них влечет за собой непризнание реэкспорта товара. Если ввозимые на таможенную территорию Казахстана товары заявлены, что они предназначены для реэкспорта, то есть вывоза их за пределы Казахстана, то ввозные пошлины и налоги не взимают, а также мер экономической политики не применяют. Чтобы не случилось так, что товары ввезли в Казахстан якобы для реэкспорта с целью неуплаты ввозных таможенных пошлин, установлено, что реэкспорт ввезенных товаров в Казахстан должен быть осуществлен в течение 6-ти месяцев. По истечению 6-ти месяцев таможенный орган должен проконтролировать, произошел ли ре экспорт ввезенных товаров в течение установленного срока. Если этого не произошло, то ввозившая товары фирма обязана уплатить импортную таможенную пошлину, предусмотренные законом налоги, а также проценты с этих пошлин и налогов по ставке ре финансирования, которая устанавливается Национальным банком страны.

Если реэкспорт товаров состоялся, то в этом случае уплаченные при ввозе таможенные пошлины и налоги возвращаются. Но и возвращение их связано с выполнением следующих условий. Возвращение этих пошлин и налогов возможно, если состояние товаров, идущих на реэкспорт, не изменилось с момента их ввоза за исключением естественных последствий убыли, усушки, износа, которые случаются при определенных нормативами условий транспортировки и хранения товаров (продукции). Следующим условием возвращения таможенных пошлин и налогов является осуществление реэкспорта товаров в течение 2-х лет со времени ввоза этих товаров. Не менее существенным условием возвращения пошлин и налогов является не использование товаров, предназначенных на реэкспорт, для получения дохода.

По общему правилу, при осуществлении реэкспорта товаров вывозные пошлины не взимают и мер экономической политики не применяют. Но могут быть исключения из этого общего правила.

Реэкспорт товаров может быть осуществлен в следующих случаях: а) если это специально предусмотрено казахстанским законодательством; б) если это закреплено в международном договоре Республики Казахстан. Разрешение на реэкспорт товаров выдает Таможенный Комитет республики. Назначение режима реимпорта товаров (повторного ввоза) регулируется статьей 30 Закона "О таможенном деле". "Реимпорт товаров, - говорится в ней, таможенный режим, при котором казахстанские товары, вывезенные с таможенной территории Республики Казахстан в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные... сроки без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования". Чтобы этот вид режима был соблюден, необходимо, чтобы реимпортированные товары были ввезены на таможенную территорию Казахстана в течение 3-х лет со времени вывоза и чтобы эти товары находились в том же состоянии, в котором они находились на момент вывоза (при этом естественные изменения, нормы износа, убыли, усушки должны быть приняты во внимание).

При осуществлении реимпорта таможенный орган Казахстана должен возвратить фирме (отечественной или иностранной) либо физическому лицу, производящему реимпорт, таможенные пошлины, уплаченные ранее. Причем возврат этих пошлин производится в течение 3-х лет при исчислении с момента вывоза товара.

Следует иметь в виду, что при реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров (статья 32 Закона "О таможенном деле)".

Назначение такого вида таможенного режима товаров, как транзит товаров, раскрыто в статье 33 Закона "О таможенном деле": "Таможенный режим транзита товаров предназначен для того, чтобы товары могли быть перемещены под таможенным контролем через таможенную территорию Республики Казахстан, а также через территорию иностранного государства без взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования".

При перемещении транзитом требуется, чтобы товары оставались в неизменном состоянии, кроме изменений естественного свойства: эти товары не должны быть использованы в коммерческих целях. Такие товары должны перевозиться по тем путям и дорогам, которые Правительством страны определены как транзитные. Эти товары должны доставляться в таможенный орган назначения в оговоренные сроки.

Необходимо обратить внимание на условие, заложенное в статье 34 Закона "О таможенном деле": "Товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Казахстан, должны: оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, и не использоваться в предпринимательских целях; перевозиться по путям и направлениям транзита, если таковые установлены Правительством Республики Казахстан; доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления в соответствии с обычными сроками доставки, исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц". Как правило, разрешение на транзит товаров дают таможенные органы Казахстана. Товары, в отношении которых законодательством Республики Казахстан установлено применение мер нетарифного регулирования и (или) взимание таможенных пошлин и (или) налогов при выпуске для свободного обращения на таможенной территории Республики Казахстан, разрешаются к транзиту при условии: соблюдения требований к надлежащему оборудованию транспортного средства, установленных центральным таможенным органом Республики Казахстан; предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в виде гарантии уполномоченного банка или внесения на депозит таможенного органа Республики Казахстан причитающихся сумм; таможенного сопровождения товаров.

Следующим видом таможенного режима товаров является переработка товаров на таможенной территории Казахстана. Этот режим предназначается для того, чтобы иностранные товары на таможенной территории Казахстана перерабатывались с возвратом ввозных пошлин, налогов, при условии вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории Казахстана.

Товары на таможенной территории республики могут быть переработаны при наличии официального разрешения Таможенного Комитета республики. Этот центральный таможенный орган страны может позволить совершать переработку товаров на своей территории при условии, если переработка будет содействовать экспорту продуктов переработки, или если она будет способствовать "использованию производственных мощностей Республики Казахстан".

Возврат ввозных таможенных пошлин и налогов при вывозе продуктов переработки осуществляется таможенными учреждениями республики при следующих условиях: а) в случае соблюдения таможенного законодательства по таможенному режиму переработки товаров на таможенной территории Казахстана; б) если не прошло более 3-х лет со дня перемещения товаров на таможенную территорию Казахстана.

Законодательство Казахстана предусмотрело такой вид таможенного режима товаров, как "переработка товаров под таможенным контролем". При этом виде таможенного режима иностранные товары могут быть использованы на таможенной территории Казахстана; при этом таможенные пошлины и налоги таможенные учреждения республики не взимают и мер экономической политики не применяют. Переработка товара под таможенным контролем производится до выпуска товара для свободного обращения либо до изменения таможенного режима продуктов переработки.

При таможенном режиме переработки товаров вне таможенной территории казахстанские товары перерабатываются на таможенной территории Республики Казахстан, затем продукция переработки выпускается на таможенную территорию Казахстана в свободное обращение; при этом такая продукция при ввозе освобождается от налогов и меры экономической политики к ней не применяются. Этот таможенный режим товаров используется при наличии разрешения Таможенного Комитета Республики Казахстан. При этом такое разрешение казахстанской фирме, предприятию или физическому лицу будет выдано, если таможня Казахстана сочтет, что можно проследить ход переработки вывезенных казахстанских товаров вне таможенной территории страны и это не нанесет серьезного урона казахстанской экономике.

В развитие этого документа о таможенном деле был принят инструктивный документ Таможенного Комитета республики - "Порядок таможенного контроля за ввозом иностранных товаров для переработки на таможенной территории Республики Казахстан" от 1995 года. Одним из основных положений данного документа является п. 4.2, в котором говорится, что таможенное оформление осуществляется при условии: показа разрешения на переpaбoткy товаров на казахстанской таможенной территории; предъявления лицензии, выданной соответствующими государственными органами, позволяющей заниматься переработкой товаров на таможенной территории Казахстана; зачисления ввозных пошлин и налогов на счет таможенного органа; показа всех грузовых таможенных деклараций; предъявления товаров с целью их досмотра, идентификации.

Понятие "переработка товаров" представляет собой совокупность операций: по изготовлению товаров (здесь подразумевается монтаж, сборка и подгонка под другие товары); по ремонту товаров, вплоть до восстановления; по использованию некоторых товаров, используемых в производстве.

Согласно Порядку таможенного контроля за вывозом казахстанских товаров на переработку вне таможенной территорий Республики. Казахстан, рассматриваемый таможенный режим не может быть использован; "если вывоз товара даёт основание требовать возврата ввозных таможенных пошлин и налогов; если товары до вывоза были выпущены в свободное обращение с полным освобождением от ввозных таможенных пошлин и налогов - до окончания пользования таким освобождением; если товары, вывозимые на переработку, не подлежат возврату в связи с заключением контракта о продаже товаров переработки за пределы таможенной территории Республики Казахстан" (п.1.1.).

Лица, осуществляющие вывоз товаров Казахстана на переработку, должны заблаговременно представить в Таможенный комитет и Министерство экономики Республики Казахстан следующие документы: заявление, свидетельство о регистрации юридического лица, договор (контракт) о переработке товаров, технико-экономическое обоснование режима переработки, в котором должны быть указаны объемы производства по переработке, а также условия возврата продуктов переработки с указанием их цен и стоимости. Если товар или продукт переработки подпадает под правительственный перечень экспорта и импорта товаров, тогда требуется распоряжение Правительства с соответствующим разрешением. К этим документам должны быть приложения и лицензия соответствующего государственного органа, если перерабатываемая продукция производится в лицензируемой государством сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.