Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные платежи




Казахстанские таможенные платежи можно классифицировать на 3 больших класса: 1) пошлины; 2) сборы; 3) плата за услуги.

К первому классу относятся: а) специальная таможенная пошлина; 2) сезонная таможенная пошлина; в) компенсационная пошлина; г) антидемпинговая пошлина.

Второй класс образуют следующие таможенные сборы: а) сбор за таможенное оформление; б) таможенный сбор за хранение товаров; в) таможенный сбор за таможенное сопровождение товара; г) сбор за выдачу лицензии таможенными органами Казахстана; д) сбор за выдачу аттестата специалиста по таможенному оформлению.

К третьему классу можно отнести следующие платежи в виде оплаты за услуги: а) плата за предоставление необходимой информации и консультационных услуг; б) плата за услуги по принятию предварительного решения; в) плата за предоставление возможности участия в таможенных аукционах.

Таможенная пошлина - один из видов таможенных платежей, взимаемых с товаров, перемещаемых через таможенную границу государства, размер которой предусматривается таможенным тарифом.

Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к ввозимым на таможенную территорию государства и к вывозимым с этой таможенной территории. Вот этот свод сгруппирован по логике товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан, которая основывается на Гармонизированной системе кодирования и описания товаров. Эту Гармонизированную систему ведет Всемирная Таможенная Организация (ВТО) специально для пользования государствами-членами этой специализированной международной организации. Казахстан является членом ВТО, и в силу этого имеет право и пользуется услугами этой Гармонизированной системы.

Ставки пошлин на ввозимые и вывозимые товары устанавливает Правительство Казахстана; предложения по ставкам поступают от Таможенно-тарифного совета.

Ставки таможенных платежей можно подразделить на 3 вида: 1) специфические; 2) адвалорные; 3) комбинированные.

Специфические ставки таможенных платежей - это ставки, которые начисляются "в установленном размере за единицу облагаемых товаров". Адвалорные ставки таможенных платежей - это ставки, которые начисляются "в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров" (статья 112 Закона "О таможенном деле"). Комбинированные ставки таможенных платежей - это комбинирование двух упомянутых и определяемых видов таможенного освобождения.

Такой вид таможенной пошлины, как специальная таможенная пошлина, служит защитной мерой, в качестве меры предупреждения и ответной меры. Смысл защитной меры состоит в том, что если на таможенную территорию Казахстана завозятся товары в таких количествах и на таких условиях, которые могут угрожать экономической безопасности страны, применяют специальную таможенную пошлину. Этот вид пошлины применяют как предупредительную меру в отношении тех участников внешнеэкономической деятельности, которые нарушают экономические интересы Казахстана и которые могут привнести элементы недобросовестной конкуренции. Специальная пошлина выполняет роль ответной меры на действия иностранных государств и их союзов, которые дискриминируют, ущемляют экономические и иные интересы Казахстана.

Сезонная таможенная пошлина используется Правительством Республики Казахстан для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров в тот или иной сезон. Законодательство установило, что такие пошлины могут взиматься в течение периода, не превышающего 4 месяца.

Компенсационную таможенную пошлину применяют случае ввоза товаров в Казахстан, при производстве которых использовалась субсидия (прямо или косвенно), а также если ввоз таких товаров может нанести ущерб товаропроизводителям Казахстана, особенно производителям аналогичных товаров в Казахстане. Компенсационная пошлина применяется в случае вывоза из Казахстана товаров, в производстве которых использовалась субсидия; она же применяется в случае нанесения ущерба экономическим интересам Казахстана.

Антидемпинговая пошлина взимается в том случае, если в Казахстан ввозится товар по цене гораздо ниже конкурентной цены в стране экспорта на момент ввоза товара. Непременным условием использования этой пошлины должно быть наличие или угроза ущерба казахстанским товаропроизводителям.

Перед применением специальных, компенсационных, антидемпинговых таможенных пошлин Тарифно-таможенный совет при Правительстве Республики Казахстан рассматривает вопрос о целесообразности их применения, учитывая содержание заявлений заинтересованных органов и учреждений.

В таможенном законодательстве Казахстана не предусмотрены транзитные пошлины. И это согласуется с нормами международного права. На Барселонской Конференции в 1921 году представители 34 государств приняли Статут о транзите, согласно которому все участники Конференции приняли обязательство не взимать транзитных пошлин и обеспечивать свободный транзит товарам других государств по своей территории.

Критерием принимаемых решений по этим пошлинам должна быть экономическая обоснованность. Ставки рассмотренных пошлин устанавливает Правительство Казахстана, исходя из результатов каждого проанализированного случая; при этом Правительство при установлении размера пошлин должно их соотносить с величиной занижения цены, с суммой установленного ущерба.

Статья 118 Закона "О таможенном деле" говорит о том, что таможенные сборы взимаются за таможенное оформление товаров, транспортных средств, пересекающих таможенную границу Казахстана.

Таможенные органы республики могут взимать таможенные сборы за хранение товаров, находящихся на тех складах, владельцами которых являются сами таможенные органы.

Сбор взимается таможенными органами страны и за таможенное сопровождение товаров. Во всех случаях взимания таможенных сборов их размер устанавливается Правительством. Чтобы установить размеры пошлин, сборов, налогов и иных видов таможенных платежей, необходимо руководствоваться какими-то исходными началами для их исчисления. Основой исчисления всех таможенных платежей перемещаемых через таможенную границу товаров, а также транспортных средств является таможенная стоимость.

Таможенную стоимость заявляет таможенному органу декларант при перемещении товара через таможенную границу.

Из чего складывается таможенная стоимость товара? В таможенную стоимость товара входят: а) указанная в счет фактуре цена товара; б) стоимость перевозки товара; в) страховая сумма, уплаченная за риск возможной гибели товара во время его транспортировки; г) расходы, связанные с доставкой товара до места вывоза товара с таможенной территории Казахстана; д) стоимость контейнеров, другой тары, а также упаковки.

Таможенную стоимость завозимых в Казахстан товаров определяют, исходя из общих принципов таможенных оценок, сформированных Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), (ныне ВТО, Всемирная торговая организация).

Таможенную стоимость товара разглашать не рекомендуется. В этой связи статья 124 Закона "О таможенном деле" устанавливает: "Информация, предоставляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенным органом исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Указом и законодательством Республики Казахстан".

Таможенное законодательство страны регулирует объём прав и обязанностей в отношении таможенной стоимости товара. Декларанту предоставлено право доказывать, что представленные им сведения о перемещаемом товаре соответствуют действительности в том случае, если у таможенного органа возникли сомнения в их достоверности. Декларант вправе обжаловать решение таможенного органа по поводу определения таможенной стоимости товара.

Декларант несёт следующие обязанности: а) определение и заявление таможенной стоимости и предоставление сведений, удостоверяющих эту информацию; б) предоставление дополнительных по требованию таможенного органа данных для подтверждения таможенной стоимости; в) несение дополнительных расходов, связанных с уточнением таможенной стоимости.

Производящий таможенное оформление таможенный орган вправе "принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара". Кроме того, если таможенный орган на определенных основаниях полагает, что таможенная стоимость товара не совсем точно определена, он имеет право произвести корректировку этой стоимости. Если декларант официально обратится с просьбой о разъяснении причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята в качестве основы для исчисления таможенных платежей, то таможенный орган обязан дать письменный ответ на этот запрос.

Таможенная стоимость определяется с помощью разных методов. Наиболее распространённым методом является метод по цене сделки с ввозимыми товарами. Ценой сделки является цена уже фактически уплаченная на момент перемещения на таможенную территорию Казахстана.

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляет декларант по правилам таможенной оценки. При этом декларирование таможенной стоимости осуществляется по формам декларации таможенной стоимости - ДТС -1, ДТС - 2. Нужно учесть, что "декларация таможенной стоимости не заполняется на сделки по установленной номенклатуре товаров, стоимость которых равна или меньше эквивалентной 5000 долларов США, за исключением случаев, вызывающих обоснованные сомнения таможни в правильности заявленной стоимости (например, при значительном отклонении цен)" (п. 1.1 Инструкции по применению порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан, утверждённой приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 26 сентября 1995 года, № 123-П).

Пункт 1.4 данной Инструкции требует, чтобы заявляемая декларантом таможенная стоимость основывалась на "достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтверждённой информации".

Законом определено, что таможенные платежи уплачивают до принятия таможенной декларации или в день её принятия. Таможенные платежи вносят в государственной бюджет. Плательщику таможенных пошлин и налогов может быть предоставлена отсрочка, но не более чем на 3 месяца со дня принятия таможенной Декларации.

Обеспечение уплаты таможенных платежей возможно посредством залога товаров, а также гарантии, выдаваемой третьим лицом. Кроме того, внесение на депозит необходимых сумм также может служить обеспечением уплаты таможенных платежей. По общему правилу, заложенные товары не забираются у залогодателя, они у него же остаются. Но таможенный орган может принять и иное решение по поводу заложенного имущества. Если заложенные товары остались у залогодателя, то он (залогодатель) не имеет права распоряжаться этим имуществом; он обязан обеспечить сохранность заложенных товаров.

Когда речь идёт о гарантии третьего лица, то обычно этим третьим лицом выступает либо банк, либо организация, выполняющая те или иные виды банковских операций. Внесение на депозит причитающихся сумм означает: "На депозит вносится сумма таможенных платежей и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта". За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются" (статья 138 Закона "О таможенном деле"). Уплата таможенных платежей производится в тенге и иностранной валюте, которые котируются Национальным Банком Республики Казахстан.

У таможенного органа есть право изымать прямо со счетов фирм, организаций неуплаченные таможенные платежи, и он это делает вне зависимости от того, когда эта неуплата была бы обнаружена. В соответствии со статьёй 140 Закона "О таможенном за весь период "задолженности взимается пеня в размере 1,5-кратной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, действующей в день уплаты суммы задолженности. Доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени уплачиваются плательщиком либо могут быть обжалованы в течение пяти банковских дней с даты уведомления плательщика в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. В случае, если данное решение не обжаловано плательщиком в указанном порядке, доначисленные таможенные платежи, штрафы и пени взыскиваются таможенными органами со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Погашение задолженности по таможенным платежам, начисленной по ним пени, а также по штрафным санкциям осуществляется в порядке очередности, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан для погашения задолженности по налогам.

При отсутствии у плательщика денег на взыскание, с согласия плательщика, обращается в соответствии с законодательством Республики Казахстан на имущество плательщика. Согласием по настоящей части считается необжалование плательщиком решения об обращении взыскания на имущество в течение пяти банковских дней с даты уведомления о таком решении в порядке, установленном статьями 388-395 настоящего Закона. При уклонении от уплаты таможенных платежей принимается обязательное для банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, решение о приостановлении расходных операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты. За неисполнение решений о взыскании предусматривается ответственность в соответствии со статьей 296 настоящего Закона. В случае отсутствия средств на счетах плательщика для обеспечения уплаты задолженности по таможенным платежам и пени выносится решение об ограничении распоряжения имуществом плательщика. Взыскание неуплаченных таможенных платежей и пени со счетов плательщиков, принятие решения о приостановлении расходных операций по счетам плательщика, а также вынесение решения об ограничении распоряжения имуществом осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Лицам, уклоняющимся от уплаты таможенных платежей и налогов, отсрочка и рассрочка уплаты таможенных пошлин не предоставляется".

По общему правилу, все таможенные пошлины должны быть уплачены вовремя. Но таможенные органы могут предоставлять плательщикам право на отсрочки и рассрочки по уплате таможенных пошлин. И это предусмотрено Инструкцией о порядке предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных пошлин, утвержденной приказом Таможенного комитета Республики Казахстан от 26 октября 1995 года, № 117 П. Инструкция предусматривает предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин под залог товаров и транспортных средств. "Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин залога товаров и транспортных средств при предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей, - говорится в п.29 Инструкции, принимается начальником таможенного органа при наличии письменного заявления плательщика о предоставлении отсрочки рассрочки) уплаты таможенных пошлин в случае невозможности обеспечения уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин иным способом". В этой связи составляется договор о залоге. Отдел таможенных платежей таможенного органа контролирует исполнение обеспеченного залогом обязательства уплаты таможенной пошлины и процентов за предоставленную отсрочку;рассрочку). Таможенные платежи могут быть осуществлены в любой форме: перевода, аккредитива, инкассо, а также смешанных форм.

Тарифные льготы и преференции. Под тарифной льготой следует понимать смягчение в уплате таможенных платежей в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Казахстана, в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения ставок платежей, возврата ранее уплаченных таможенных платежей.

От уплаты таможенных платежей освобождаются продовольствие, предметы снабжения и снаряжения, топливо, вывозимые для казахстанских предприятий, функционирующих за рубежом, казахстанских судов, ведущих морской промысел, ввозимая на таможенную территорию Казахстана продукция промысловиков. От уплаты таможенных платежей освобождаются национальная валюта тенге, иностранная валюта, ценные бумаги. Транспортные средства, производящие международные перевозки грузов (товаров), пассажиров и багажа, также освобождаются от обложения таможенными платежами. Таков же режим в отношении товаров, ввозимых и вывозимых с таможенной территории страны в виде гуманитарной помощи. Не облагаются таможенными платежами товары, ввозимые на таможенную территорию Казахстана и вывозимые с территории страны по линии иностранных государств, международных организаций в виде безвозмездной, благотворительной помощи, технического содействия.

В этом же режиме следует рассматривать конфискованные, бесхозные ценности, ценности, которые перешли к государству в порядке наследования. Те товары, которые перемещаются через таможенную границу Казахстана физическими лицами не для производственных и коммерческих целей, также освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Осуществляя с иностранными государствами торгово-коммерческие отношения. Республика Казахстан может устанавливать преференции (предпочтения) по ставкам таможенного тарифа Республики Казахстан, что означает снижение ставок пошлин, освобождение от обложения пошлиной, установление на преференции ввоз-вывоз в отношении товаров, которые происходят из государств, вместе с Казахстаном образующих таможенный союз или зону свободной торговли, а также обращающихся в сфере приграничной торговли.

Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов также можно отнести к сфере таможенных льгот.

 

Правовые нормы перевозок грузов в смешанных и интермодальных перевозках

 

К сожалению, пока не существует международно при­знанного юридического документа, регулирующего дого­ворные отношения между грузоотправителем (исходя из «базисных условий» внешнеторгового контракта им мо­жет быть или продавец, или покупатель товара) и опе­ратором (организатором) перевозки груза в международ­ном как в смешанном, так и в интермодальном сообще­ниях (независимо от того, является ли такой оператор фактическим или договорным перевозчиком).

С другой стороны, к настоящему времени подготовле­на достаточная правовая база для принятия международ­ного законодательства в отношении интермодальных со­общений. Она создавалась непрерывно в течение после­дних трех десятилетий, хотя о необходимости разработки унифицированных норм, которые бы регулировали меж­дународные перевозки с участием нескольких видов транс­порта, было заявлено еще в 1927 г. на Стокгольмской конференции Международной торговой палаты.

Лишь только в 1956 г., в ходе создания проекта «Кон­венции о договоре международной перевозки грузов» (КДПГ/ЦМР) было уделено внимание вопросу ответствен­ности сторон договора при перевозке груза, размещенном на дорожном транспортном средстве (автомобиле), кото­рое, в свою очередь, транспортируется другим видом транс­порта, например морским паромом.

Согласно условиям КДПГ/ЦМР, считается, что если в ходе такой смешанной перевозки груз не снимается с ав­тотранспортного средства (со временем это понятие было распространено на автоприцеп), то условие КДПГ про­должает действовать. Но если груз из автомобиля или с автотрейлера будет выгружен, а контейнер с шасси будет снят, то в этом случае автомобильный перевозчик несет ответственность по договору дорожной перевозки, подтвержденном международной автотранспортной наклад­ной ЦМР, не согласно нормам КДПГ/ЦМР, а в соответ­ствии с правилами и нормами, действующими на соот­ветствующем виде транспорта (ЦИМ/КОТИФ, СМГС — на железнодорожном; Гаагско-Висбийскими правилами— на морском; Варшавской конвенции 1929 г. — на авиаци­онном), согласно выписанному дополнительно транспор­тному отраслевому документу: железнодорожной, речной, авиационной накладной, коносаменту.

Таким образом, впервые официально, на уровне меж­дународной конвенции, был установлен диапазон различ­ных пределов ответственности участников международ­ной интермодальной перевозки применительно к 1 кг веса грузов в пересчете на доллары США: 2,8 — на морском, 11,7 — на автомобильном и 23,8 долл. — на железнодо­рожном транспорте.

Такое решение вопроса, да еще подкрепленное Тамо­женной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП («Конвенция МДП» — «TIR Convention» 1975 г.), облегчающей таможенные проце­дуры при следовании грузов транзитом через территорию третьих стран, способствовало развитию прогрессивных технологий перевозок грузов в смешанных и интермодальных сообщениях с участием автомобильного транспорта (в США «пиггибэк», германской — хукепак, различные европейские контрейлерные системы; съемные ку­зова, бимодальные и др.).

В 60-е гг. проблемами правового оформления смешан­ных перевозок занимались Международные институты по унификации частного права (Унидруа) и Международ­ный морской комитет (МКК).

В то же время 60-е гг. — это годы первого этапа научно-технической революции, годы колоссального роста международного рынка, годы вовлечения самых отдаленных уголков земного шара в многосторонние эконо­мические связи. Получилось так, что самим транспорт­никам (линейным судоходным компаниям, экспедито­рам, портовым транспортным агентам) приходилось за­ниматься не только организацией и практическим ис­полнением доставки груза по сложной логистической цепи с участием нескольких перевозчиков и перевалоч­ных пунктов, но и одновременно решением сложных правовых вопросов на основе общепринятых норм граж­данского права и, прежде всего, договоров поручения, агентирования, комиссии. Так родилась, в частности, концепция сегментарной ответственности участников смешанного сообщения, когда каждое из юридических лиц принимало на себя ответственность за доставку гру­за на его конкретном участке по собственному транс­портному документу: локальному коносаменту, локаль­ной экспедиторской расписке. Вместе с тем число орга­низаторов таких перевозок было весьма ограниченным; причем с узким для каждого из них регионом деятельно­сти.

Важную роль организаторов перевозок отечественных внешнеторговых грузов по сквозным коносаментам вы­полняли агенты Совфрахта в Роттердаме, Антверпене, Ге­нуе, Порт-Саиде, Пирее, Бейруте, Сингапуре. Самому Совфрахту в качестве фрахтового брокера требовалось согласовывать сложную систему правовых отношений с грузовладельцами в части суброгации на них имуществен­ных требований по договорам Совфрахта о перевозке гру­зов по сквозным коносаментам. При этом приходилось контролировать два параллельных потока транспортных документов по каждому грузу: товарораспорядительного и локального, регулирующего правоотношения участни­ков комбинированной перевозки друг с другом.

Ни в коем случае нельзя такую систему считать ушед­шей в прошлое. По существу, она лишь упростилась в своем оформлении, но на ее основе строится сегодня сис­тема правовых норм между экспедитором-оператором пе­ревозки груза в смешанном сообщении и всеми факти­ческими перевозчиками и терминалами.

Неоценимую роль в организации международных пе­ревозок грузов в смешанных и интермодальных сообще­ниях в 60-е гг. внес в/о «Союзвнештранс». По его ини­циативе было организовано для перевозки транзита ли­нейное сообщение судами «река-море» плавания между портами Северного — Балтийского и Средиземного мо­рей и портами Ирака на Каспийском море через системы «Волго-Балта» и «Волго-Дона».

Сложилась ситуация, когда происходивший в крупных масштабах рост объемов перевозок по варианту «от двери до двери» (с его особенностями в США, Канаде и в Западной Европе) «подталкивал» его международную правовую регламентацию.

Такое положение заставило «Международный морской комитет юристов в области морского права» в 1965-67 гг. разработать концепцию унификации международ­ных правил в части ответственности в перевозках грузов в смешанном сообщении (с акцентом на «сообщение «land/ sea» — «земля/море»). При этом международный аспект концепции рассматривался с учетом «контейнерной рево­люции во многих частях света».

На конференции в Токио в 1969 г. на основе разрабо­танных принципов был принят проект Конвенций о сме­шанных перевозках грузов — Конвенции ТСМ (Transport Combine de Marschandises), которая получила наименова­ние «Токийских правил» («the Tokyo Round»). В этих пра­вилах впервые получила официальное правовое призна­ние концепция оператора перевозки груза в смешанном сообщении — ОСП, как юридического лица, которое зак­лючает с отправителем договор перевозки груза в сме­шанном сообщении и несет перед ним ответственность за утрату или повреждение груза, независимо от того, на каком участке — морском или сухопутном они произош­ли. Оператор, в свою очередь, заключает договоры с со­ответствующими фактическими перевозчиками, которые такую ответственность несут непосредственно перед ним.

Эти и другие подходы к проблемам рассматривались в 1971 г. в Лондоне на конференции Межправительствен­ной морской консультативной организации — ИМКО (the Intergovermental Maritime Consultative Organization) и Европейской Комиссией ООН (the Economic Commission for Europe — ЕЭС).

Наряду с экспедиторским во второй половине 60-х и в первой половине 70-х гг. сложилось операторство судо­владельческое, заняв ведущее место в интермодальных перевозках на Северо-Атлантическом, Тихоокеанском и Дальневосточном океанских направлениях.

Международная Федерация Экспедиторских Ассоциа­ций (ФИАТА) и Балтийский Международный Совет (БИМКО) развернули деятельность по разработке транс­портных документов для смешанных сообщений под от­ветственностью оператора и опубликовали свои формуля­ры коносаментов ФИАТА в 1970 г., а БИМКО в 1971 г. под кодовыми символами «ФБЛ«и «Комбиконбилл».

Наиболее распространенной логистической цепочкой смешанного сообщения является та, которая начинается и заканчивается автомобильной доставкой. Следствием этого явился процесс сращивания в 60-70-е гг. экспедиторско­го и судовладельческого предпринимательства с автомо­бильным (в США железные дороги уже с 20-х гг. имели дочерние автомобильные компании, а судоходная компа­ния «Sea-Land» в середине 90-х гг. располагала парком тягачей, трейлеров и шасси в 4500 единиц).

Дальнейшее становление интермодального законода­тельства ознаменовалось тем, что в 1973 г. Международ­ная торговая палата опубликовала «Унифицированные правила в отношении комбинированного транспортного документа» (ICC Publication № 298 — Правила МТП № 298). На основании этих Правил («subject to») Между­народная ассоциация судовладельцев совместно с БИМ­КО выпустили в 1977 г. для использования линейными судоходными компаниями рамочную проформу товаро­обменного документа комбинированной перевозки для использования при осуществлении смешанных перевозок на конкретных направлениях—«Комбидок» (Combined trans­port document). ФИАТА, в свою очередь, продолжала со­вершенствовать свой мультимодальный коносамент, остановившись на проформе ФИАТА FBL1992 г., исполь­зуемой в настоящее время (Negotiable PLATA Multimodal Transport Bill of Lading).

70-е гг. являются временем активизации политики раз­вивающихся стран, направленной против диктата судо­ходных монополий на фрахтовом рынке. Практически это выразилось в том, что Конференция ООН по торговле и развитию—ЮНКТАД/МТП проводила целую серию меж­дународных форумов, результатом которых являются при­нятые в 1974 г. «Конвенции о кодексе поведения линейных конференций». В1978 г. была принята «Конвенция ООН о морской перевозке грузов» («Гамбургские правила»). От­мечавшаяся выше работа над регламентацией международ­ных смешанных перевозок завершилась после проведения 6 сессий и двух дипломатических конференций принятием в мае 1980 г. Конвенции ООН «О международных смешанных перевозках и формулярах документа комбини­рованной перевозки (СТ), используемых в практике пере­возок». Конвенция состоит из 8 частей, семь из которых по названию и содержанию в основном соответствуют «Гам­бургским правилам»: 1. Общие положения. 2. Документа­ция. 3. Ответственность оператора смешанной перевозки. 4. Ответственность грузоотправителя. 5. Претензии и иски. 6. Дополнительные положения. 7. Таможенные вопросы. 8. Заключительные положения. Конвенция утвердила концепцию товарораспорядительного (оборотного) мультимодального коносамента (Multimodal В/L) и организатора - опе­ратора перевозки груза в смешанном сообщении.

К сожалению, эта конвенция, не получив необходимого для этого числа ратификаций государств-участников, не вступила в силу.

Этот факт интерпретируется по-разному. Правоведы на­ходят в ней «эклектику» в виде несоответствия норм част­ного и гражданского права («презумпция вины мультимодального оператора — presumption of foult»; бремя доказа­тельства — burden of proof недостаточности вины — lack of foult лежит на операторе — multitransport operator—MTO»). Ответственность перевозчиков и операторов определяется в Конвенции согласно нормам «Гамбургских правил» 1978 г., а они тоже не вступили в силу. Ряд стран не устраивают правила упрощенного таможенного режима для транзитных грузов.

Конвенция определяет мультимодальную перевозку участием в ней не менее двух видов транспорта, но весьма осто­рожно рассматривает участие в ней воздушного перевозчи­ка.

В1986 г. это несоответствие разрешила Международная Ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), утвердив, в соответствие с Гвадалахарским протоколом гражданской авиации 1961 г., образец экспедиторской нейтральной авиа­накладной — NAWB (Neutral Air Waybill), в которой огова­ривается ее применение на сухопутных участках смешанно­го сообщения.

Принципиальное значение для повышения статуса транспортного документа смешанной (мультимодальной) пере­возки имело принятие Международной торговой палатой Единых обычаев и практики применения документарных аккредитивов в публикации МТП № 500 (ICC UCP-500) в 1994 г., которые отнесли «документ смешанной перевозки» (ст. 26), «транспортные документы, выдаваемые экспеди­торами» (ст. 30), «курьерские, почтовые квитанции» (ст. 29) к категории документов для международных расчетов в ак­кредитивной форме, по цене товаров между экспортерами и импортерами.

В сложившейся ситуации ЮНКТАД и Международная Торговая Палата сначала в 1992 г., а затем в 1995 г. опубликовали «Правила ЮНКТАД/МТП в отношении докумен­те смешанных перевозок» (UNCTAD/ICC Rules 95), кото­рые в настоящее время рассматриваются перевозчиками, эк­спедиторами и грузовладельцами в качестве единственного Международного установочного документа при создании внутренних законодательств, касающихся перевозок грузов в смешанных сообщениях.

С учетом норм, содержащихся в «Правилах», БИМКО обновил свою проформу договора (коносамента) перевозки груза в смешанном сообщении с участием морского пере­возчика и назвал ее «Multidoc-95» (Multimodal Trans-port Bill of Lading).

«Правила ЮНКТАД/МТП-95» синтезируют сложив­шиеся на практике нормы и правила, хотя и не делают прямых ссылок на условия КДПГ, Токийских правил, Правил МТП 1973 г., конвенции ООН 1980 г.

Правила определяют договор смешанной перевозки как договор на перевозку грузов, по крайней мере, двумя раз­личными видами транспорта, а лицо, заключившее такой договор и принявшее на себя ответственность за его осу­ществление в качестве перевозчика, называют операто­ром смешанной перевозки (ОСП) — Multimodal transport operator (MTO). Таким оператором, например, является экспедитор, подтверждающий свой договор выдачей ко­носамента ФБЛ, или морской перевозчик (carrier), под­писывающий коносамент «Мультидок-95».

К понятию «груз» Правила относят любую собствен­ность грузоотправителя (any property), включая его кон­тейнеры, поддоны (pallets) или подобные им (similar) уст­ройства для транспортировки или объединения мелкопартионных грузов в унифицированную отправку (articles of transport of packaging), т. е. УЛД, но не предоставляемые (not supplied) оператором (ОСП).

Ответственность оператора за груз охватывает (covers) период с (from) момента принятия им, ОСП, груза в свое ведение (in his charge) до момента выдачи груза (to the time of the delivery) получателю. При этом ответствен­ность оператора - ОСП за утрату и повреждение груза и за задержку в доставке адекватна ответственности перевозчи­ка, определяемой нормами гражданского законодательства. Соответственно, удовлетворив претензию или иск клиента по убыткам, оператор, согласно ст. 1081ГК РФ, имеет «пра­во регресса к любому лицу, причинившему вред», в данном случае к фактическому перевозчику или к владельцу перевалочного терминала.

При необходимости возможно и прямое обращение кли­ента к фактическому перевозчику после нанесения соответ­ствующей передаточной надписи оператора в пользу кли­ента на оборотной стороне коносамента фактического пере­возчика.

Правила ограничивают ответственность оператора (если характер и стоимость груза не были объявлены грузоотпра­вителем и не были включены в документ смешанной пере­возки - СП) за любую утрату или повреждение груза в размере, превышающем эквивалент 666,67 СПЗ (специаль­ных правил заимствования), или около 960 долларов США за место или единицу груза, или 2 СПЗ — около 3 долл. США на один кг веса брутто утраченного или поврежден­ного груза в зависимости от того, какая из этих величин больше. Контейнер, поддон и др. считаются местом или единицей груза, если в документе СП не было перечислено число мест, загруженных в него или уложенных на него грузов. Если смешанная перевозка не включает перевозку грузов морем или внутренним водным транспортом, то этот предел увеличивается до 8,33 СПЗ, или около 12долл. США на один кг веса брутто утерянного или поврежденного гру­за. Однако, если для какого-то конкретного участка пере­возки будет составлен отдельный договор перевозки, то ог­раничение ответственности при перевозке на этом участке определяется или нормами применяемой отраслевой между­народной конвенции или императивной нормой националь­ного права (например/ КТМ РФ или отраслевого Устава).

Конечно, ни о каких привилегиях в отношении огра­ничений ответственности не может идти речь, если будет доказано, что утрата, повреждение или задержка в дос­тавке груза произошли в результате личного действия или упущения оператора (ст. 7 «Правил»). Уведомление оператора об утрате или повреждении гру­за надлежит делать в момент передачи груза получателю, а в случае их неявного характера - в течение шести календарных дней после дня передачи груза грузополучателю (ст. 9.2 «Правил»).

«Правила» и коносамент «Мультидок-95» ответственность за ущерб, связанный с задержкой груза, ограничивают разме­ром, не превышающим эквивалент фрахта в соответствии с договором смешанной перевозки (ст. 6.5). Необходимо учи­тывать, что вст. 6.2 коносамента «ФБЛ», принятого в 1992 г., т. е. до выхода «Правил», эта норма увеличена в 2 раза (twice the freight, ст. 8.7) более высокая.

Товарораспорядительное качество коносамента и свя­занные с ним процедуры, во-первых, пересылки ориги­налов коносамента почтой и, во-вторых, порядок выдачи груза только по предъявлению оригинала коносамента обернулись уже в 70-х гг. многочисленными случаями задержек выдачи груза в портах, а также дополнительны­ми расходами в связи с оплатой всякого рода банковских гарантий и т. д., поскольку время транспортировки кон­тейнеризированных грузов сократилось в 2-3 раза по срав­нению со сроками доставки грузов конвенциональным способом. Движение документов оказалось более медленным, чем движение товаров. Встал вопрос о переходе на перевозки грузов в контейнерах с их оформлением вмес­то бортовых (on board) коносаментов «необоротными мор­скими накладными» (Non-Negotiable Sea Waybill), выда­ваемыми не с отметкой «по приказу отправителя/получа­теля», а на имя конкретного грузополучателя (consignee). (Понятно, что для оформления перевозок грузов внутри­производственной кооперации коносаменты не требуют­ся вообще). Правила «ЮНКТАД/МТП-95» в ст. 6 опре­деляют в общей форме возможность выдачи документа смешанной перевозки «в виде оборотного документа» или «в виде необоротного документа с указанием имени гру­зополучателя».

Правовой основой такого документа являются «Еди­нообразные правила для морских накладных», принятые в 1990 г. Международным морским комитетом (ММК) и приведенные в соответствие с английским законодательством Британской палатой судоходства в виде «Акта о морской перевозке груза 1992 года» (CM/Uniform Rules for Sea Waybills, 1992), что придает ему международный статус.

«Правила ЮНКТАД/МТП-95» и «Правила МКК» се­годня можно считать правовой основой транспортных накладных перевозок грузов в смешанных сообщениях, согласно условиям, принятым БИМКО в 1995 г. в виде Проформы «Мултивэйбилл» (Multimodal Transport Waybill) и в 1997 г. — проформы Combicon Waybill, и экспеди­торской накладной проформы ФИАТА 1998 г. — FWB (Non Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill).

Контейнерный характер коносамента и накладной, его прямая ссылка на CMI и на DRS, а также на примене­ние как в смешанном, так ив межпортовом варианте перевозки (Containers new DRS Bill of Lading for Combined Transport Shipment or Port to Port Shipment) позволяют рассматривать условия этих документов, соответствую­щими статусу международного договора перевозки груза (грузового места) в интермодальном сообщении. Что ка­сается накладных, то они помимо ссылок на «Правила» содержат ссылки на оговорки «Control» и «COGSA» и в целом защищают интересы грузоотправителя, грузополу­чателя, банка, страховщика и перевозчика.

Ст. 24 Правил Международной Торговой палаты «ЮР-500» гарантирует грузоотправителю, продавцу получение платы за товар с аккредитива при предоставлении в банк накладной, а не бортового коносамента. Оговорка «Control» охраняет интересы грузополучателя — покупателя, по­скольку она запрещает отправителю менять в документе наименование получателя в ходе перевозки груза. Ого­ворка «COGSA» позволяет банку назначить себя, при не­обходимости, получателем груза с выдачей груза факти­ческому получателю только по полномочию банка. Инте­ресы перевозчика защищаются тем, что этой же оговор­кой одновременно не позволяется банку изменять условия ранее заключенного с отправителем груза договора пе­ревозки. Распространение на накладную Гаагско-Висбийских правил учитывает интерес перевозчика в части ограни­чения его ответственности за груз и дает страховщику право регресса к перевозчику в случае уплаты страховщиком стра­хового возмещения за гибель или ущерб грузу.

В части интермодальных перевозок важное положение содержится в условии: «Общее количество контейнеров/ Мест, принятых перевозчиком»: «Перевозчик принимает на себя ответственность за то количество груза, которое подтверждено тальманским счетом. При перевозке груза на базисе FCL (груз, полностью заполняющий контей­нер), это будет один контейнер, или какое-то количество контейнеров, а если груз перевозится на базисе LCL (груз меньше объема контейнера), то в тальманском счете будет указано количество грузовых мест или упаковок».

Таким образом, можно констатировать, что к настоя­щему времени в ходе разработки основ управления мульти- и интермодальными перевозками созданы единые пра­вовые основы взаимодействия разных видов транспорта. Конечно, правовое регулирование, как смешанных сооб­щений, так и интермодальных, как их разновидности, остается сложным, прежде всего потому, что их организа­ция может осуществляться разными участниками транс­портного процесса перевозки груза по той или другой логистической цепочке. Отмечаются факты, когда функ­цию оператора — организатора перевозки груза в сме­шанном сообщении, принимает на себя экспедиторская компания, расположенная в пункте перевалки или на терминале транспорт­ного узла.

Проследим типичные правоотношения, возникающие при организации экспортных отправок грузов, следую­щих в смешанных сообщениях.

Когда грузы доставляются в контейнерах и отправля­ются с полным заполнением контейнера (базис FCL), a загрузка контейнера товаром осуществляется самим грузоотправителем или его экспедитором и загруженный кон­тейнер доставляется грузоотправителем на контейнерную площадку (СУ), используемую оператором, то в этом случае операция, оформляется двумя до­кументами, передаваемыми в комплекте оператору и автопе­ревозчику: поручение на отгрузку экспортного груза — ECIS (export cargo shipping instruction) и весовой контей­нерный сертификат, если вес контейнера брутто превы­шает 29000 фунтов (13154 кг). В поручении обязательно указывается: наименование отправителя; наименование пункта назначения; наименование получателя; наимено­вание и сведения о грузе; информация о грузе и его внеш­нем состоянии; информация о размере фрахта, подлежа­щем уплате получателем. В этот комплект, в зависимости от характера груза, может включаться также план разме­щения груза в контейнере (container load plan) и свиде­тельство о загрузке контейнера опасными грузами.

Автоперевозчик, занимающийся доставкой контейне­ров непосредственно на терминал, оформляет соглашения об обороте контейнерами (с лизинговыми компаниями, с операторами, терминалами и т. д.). Роль автотранспорт­ной накладной выполняет зачастую один из экземпляров ECIS и доковая расписка (Dock Receipt), если оператором является судовладелец. Автоперевозчик извещает опера­тора или представителя грузоотправителя в порту о при­бытии груза в порт и получает информацию от него о названии судна, дате отхода, номере причала или месте стоянки и др. указания. При этом экспедиторами могут предоставляться услуги по упаковке и маркировке гру­зов, их взвешиванию, измерению, по обеспечению со­проводительной документацией и др.

В случае отправок мелких партий грузов, которые не обеспечивают полную загрузку контейнера, контейнеры формируются под контролем оператора или его агентов в депо группировки (a groupage depot) или на контейнерной товарной станции (CFS) и расформировываются под анало­гичным контролем оператора в стране назначения (LCL —

FCL — FGL— LCL). Такие станции (CFS) обычно соору­жаются поблизости от оперативной контейнерной площади (marshalling yard — MY), прилегающей к контейнерному причалу. (Контейнер, сгруппированный экспедитором на своем складе—a groupage depot, рассматривается как FCL). Многие CFS выполняют одновременно функции внутренних таможенных складов, где производится таможен­ная очистка грузов. Экспедиторские фирмы действуют как таможенные брокеры, располагая для этого соответствующей лицензией. Оформленный сборный контейнер направляется на терминал оператора с приложением до­кумента ЕСРС (Export cargo packing certificate) у водите­ля. В режиме безбумажных технологий (кодирование ин­формации — cargo data coded), ввод информации в систе­му телепроцесса — teleprocessing system (TPS), выпуска­ются в межкомпьютерный оборот (Input via TPS) коноса­менты, манифесты. Одновременно выполняются тради­ционные операции экспедиции отправления: резервиро­вание (букирование) вместимости на соответствующем транспортном средстве для доставки в конечный пункт назначения. Операции с другими грузовыми модулями или операции, выполненные конвенциональным спосо­бом, отличаются от изложенного только деталями (лат. mutatis mutandis).

Операции с импортом включают в себя извещение оператором получателя за два дня до прихода судна о прибытии груза и передачу грузовых списков терминалу, организацию таможенной очистки груза, оформление приемосдаточных расписок (delivery orders) no сдаче грузов и контейнеров (interchange 6оситеп15), расформированию контейнера и сдаче груза FCL или LCL получателю про­тив предъявления им оригинала операторского коноса­мента или накладной, полученных отправителем груза от оператора в пункте отправления.

Таким образом, любую логистическую систему пере­возки груза в смешанном сообщении можно рассматри­вать как документально оформленные правовые отношения подсистем: магистрально-фидерной по доставке груза со склада отправителя в опорный терминал отправления; магистрально-фидерной подсистемы для развоза груза с опорного терминала назначения на склад получателя и повагонных, контейнерных, контрейлерных и других си­стем перевозки груза между опорными терминалами, как отправления, назначения, так и промежуточными в пунк­тах перевалки максимально эффективными средствами транспорта. В целях концентрации обширного объема ин­формации на ограниченном пространстве транспортного документа разработаны специальные аббревиатуры, кото­рые уже приводились. Можно сослаться также на следу­ющие: «от терминала — до терминала — р/р», «ворота контейнерного терминала—g (gate)», «прием — сдача кон­тейнера на железнодорожной станции — R», «на авто­станции — М» и др.

Работа над дальнейшим совершенствованием и разви­тием законодательства, регламентирующего перевозки гру­зов в интермодальных сообщениях, должна быть продол­жена. Прежде всего, требуется реанимировать правила в отношении облегчения процедур таможенного транзита, заложенные в «Конвенцию ООН о международных сме­шанных перевозках грузов» 1980 г. Они, как следует из содержания Приложения к этой Конвенции, сводятся к тому, что при международных смешанных перевозках грузы, как правило, не подлежат таможенному досмотру. Таможенным властям рекомендуется ограничиваться проверкой таможенных пломб и не подвергать грузы прохождению дополнительных формальностей или требованиям, относящимся к экспортным или импортным товарам.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.088 сек.