Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

МОИСЕЕВ В.В. 2 страница




 


ния оказываются безрезультатными. Это опять же ведет к проб-лемам между детьми и родителями.

5. Методы семейного воспитания

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопе-реживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индиви-дуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Начальной структурной единицей общества, которая за-кладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка. Семейное вос-пита-ние очень важно. Оно может помочь ребенку во всей его дальнейшей жизни. Но если родители по тем или иным причи-нам не уделяют воспитанию должного внимания, у ребенка могут возникнуть проблемы с самим собой и обществом в даль-нейшем.

Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное вос-питание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д.

К ребенку нужно проявлять гуманность и милосердие, вовле-кать его в жизнедеятельность семьи, как равноправного ее чле-на. В семье отношения должны быть оптимистичными, что по-может ребенку в дальнейшем преодолевать трудности, чувствовать «тыл», которым является семья. Среди методов вос-питания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь.

Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специал-истами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «от-

 


лично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вы-зовет комплексы и неврозы.

Оказание помощи своему ребенку вызовет только положи-тельный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания — формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интел-лекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмо-циональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется. Именно ро-дители — первые воспитатели. Они имеют колоссальное влия-ние на детей. Еще Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый после-дующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий.

Из всего сделаем вывод, что чем правильнее методы родите-ли выбирают, тем большую пользу принесет это ребенку.

6. Выбор и применение методов родительского воспитания

Методы воспитания — это конкретное влияние на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с пе-дагогом-воспитателем.

Выбор и реализация осуществляются в соответствии с це-лями. Целиком и полностью зависит от родителей, как воспиты-вать своего ребенка. Необходимо опираться на опыт других лю-дей. Сейчас есть очень много разноплановой литературы по этому поводу.

Методы воспитания следует отличать от средств воспита-ния, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реали-зуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей. Ме9 тоды гуманистического воспитания — запрещение телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повинове-

 


ния, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит.

Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе — это его хо-рошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребе-нок вырастет не приученным к труду, очень мала.

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Шко-ла, конечно, в первую очередь оказывает влияние. Но очень много закладывается в ребенка до 7 лет, когда он еще не ходит в школу, а постоянно играет, находится под присмотром роди-телей. В дошкольном возрасте можно приучать ребенка к труду таким образом, чтобы показать ему, что он должен убрать за со-бой игрушки, которые он разбросал. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка.

В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудо-вое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменя-ясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие лю-ди дают ребенку знания об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье вырабатыва-ют некоторые интеллектуальные навыки, воспитывают отно-шение к миру, людям, жизни.

Родители должны показывать хороший пример своим де-тям. Это также относится к методам родительского воспитания. Огромна роль отца в семье. Особенно это касается мальчиков. Мальчики всегда хотят найти себе кумира, человека сильного, му-жественного, на которого можно равняться.

Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, вни-мание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.

Вывод: какими методами родители воспитывают ребенка, таким он и вырастет в дальнейшем, так он и будет относиться к своим же родителям и окружающим людям.

 


7. Распространенные ошибки семейного воспитания

Залог семейного воспитания — любовь к детям. Педагогиче-ски целесообразная родительская любовь — это забота о будущем ребенка, в отличие от любви во имя собственной прихоти, жела-ния родителей «купить» детскую любовь различными способа-ми: исполнением всех желаний ребенка, лицемерием. Слепая, не-разумная родительская любовь делает из детей потребителей. Пренебрежение к труду, к желанию помогать своим родителям притупляет чувство благодарности и любви.

Когда родители заняты только своими делами и не имеют вре-мени уделять должного внимания детям, возникает следующая проблема, которая имеет серьезные последствия: дети стано-вятся предоставленными самим себе, они начинают проводить время в поиске увеселений, попадают под влияние дурных ком-паний, пагубно влияющих на мировоззрения детей и их отноше-ние к жизни, к труду, к родителям.

Но есть и другая проблема — гиперопека. В этом случае жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запре-ты. В результате становится нерешительным, безынициатив-ным, боязливым, не уверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность ги-перопеки — воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок при-выкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспре-кословно выполняются, им восхищаются. А в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возмож-ности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не пони-мают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех. Только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая че-ловеку множество переживаний на протяжении дальнейшей его жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т. е. в обстановке эмоцио-нальной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чув-ствует, что отец или мать его не любят, тяготится этим, хотя по-

 


сторонним может показаться, что родители достаточно внима-тельны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства добро-ты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует развитию неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответствен-ности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязатель-но должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, по-стоянная тревога за благополучие свое и близких.

Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обре-кает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

8. Правила семейного воспитания

Семья — это социально-педагогическая группа людей, пред-назначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья вызывает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, понимают и защищают. Семья — это такое образование, которое охватывает человека целиком во всех проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в разви-тии личности растущего человека общеизвестна.

Каждая семья живет по своим правилам. У каждой семьи они свои. Но есть несколько общих правил для всех.

Во-первых, ребенок обязательно должен слушаться своих родителей. У них есть уже жизненный опыт, они направляют ре-бенка в нужное русло, помогают ему стать достойным человеком. В конце концов, они знают намного больше, чем он. Родители советуют своему ребенку, как поступать, что делать. Хорошее по-ведение — это своего рода благодарность ребенка родителям.

 


Во-вторых, нужно создать максимальные условия для роста и развития ребенка.

В-третьих, обеспечить социально-экономическую и психоло-гическую защиту ребенка.

В-четвертых, передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим.

В-пятых, научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.

В-шестых, воспитать чувство собственного достоинства, цен-ности собственного «Я».

Ребенок должен уважать своих родителей. Ценить их заботу о нем. Эти качества тоже нужно постараться привить ребенку. Но, прежде всего ребенка надо любить. Так же нужно прислуши-ваться к его мнению, узнавать, что его интересует, что он хочет. Ребенок — это маленький человечек, который очень серьезно ре-агирует на отношение родителей к нему. Нельзя слишком стро-го относиться к ребенку. Это будет вызывать постоянные стра-хи, а в дальнейшем вызовет комплексы.

Нельзя допускать, чтобы ребенок «садился родителям на шею». Тогда вырастет капризный, избалованный, никому не нужный (кроме мамы и папы) член общества.

Родители должны оказывать помощь своему ребенку, должны быть готовы отвечать на вопросы. Тогда у ребенка появится чув-ство, что с ним хотят общаться, ему уделяют должное внимание. Добродушные взаимоотношения в семье умножают любовь, привязанность друг к другу. У ребенка будет всегда хорошее на-строение, не будет чувства вины, если на него вдруг беспричин-но накричали и наказали. Доверительные отношения в семье — главный признак хорошей, крепкой семьи.

Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи — это одно из условий понимания детей и родителей. Дети чувствуют, что они не «чужие» в семье, что к их мнению прислушиваются. Любовь творит чудеса. Поэтому нельзя забывать об этом.

9. Связь семейного и школьного воспитания

Связь семейного и школьного воспитания неотделима. Пос-ле 7 лет, т. е. после поступления в школу, ребенок проводит там

 


большое количество времени. Влияние семьи немного ослабе-вает, так как ребенок попадает под руководство учителя. Ребенок начинает расти в коллективе, жить по его законам. Влияние коллектива (общества) становится огромным.

Но тем не менее существует сильная связь семьи и школы.

Если ребенок живет в хорошей, крепкой семье, то в ней, кроме требований, ребенок получает еще и любовь, заботу, ла-ску.

В школе с ребенка только требуют. Личностный подход к вос-питанию — это последовательное отношение педагога к воспи-таннику как к личности. Как к ответственному субъекту соб-ственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, твор-ческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубо-кое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринима-ют другие и как он воспринимает себя сам. Учитель и родители должны вместе работать над формированием личности ребенка. Чем чаще родители общаются с учителем, чем чаще они пытают-ся найти оптимальные способы улучшения знаний и умений ребенка, тем лучше для самого ребенка. Ребенок находится под их общей опекой, что способствует лучшему его развитию. В вос-питательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании отводит первостепен-ную роль тем видам деятельности, которые способствуют ра-звитию личности. И учителю, и родителям нужно сотрудничать вместе, чтобы в ребенке выработать личность.

Личностно-деятельный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечивать деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания, а помогать в этом должны родители.

Родители должны осознавать, что они тоже учились в школе, что необходимо доказать ребенку, что школа — это место, где есть друзья, где ребенку дадут важные и нужные знания. Педагог

 


должен привить любовь к своему предмету, научить ребенка уважать себя, других преподавателей, и, конечно же, старших. Без совместной деятельности родителей и учителя это практиче-ски невозможно.

Воспитание должно происходить постоянно: и в семье, и в школе. Ребенок в этом случае будет под «надзором» или присмотром, не будет негативного влияния улицы, и это помо-жет воспитать в ребенке хорошего человека, личность.

Учителю необходимо помогать семье в разработке индиви-дуальной программы воспитания ребенка с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержа-ние воспитания.

Таким образом, существует неотделимая связь школьного воспитания и домашнего.

 


ЛЕКЦИЯ№ 15. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

1. Формы деятельности классного руководителя с семьей

Классный руководитель имеет право вести опытно-экспери-ментальную работу по проблемам дидактической (разрабаты-вать авторскую программу по своему предмету, если он являет-ся еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Деятельность учителя, например, начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный ру-ководитель. От его работы во многом зависит, насколько ус-пешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллек-туальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «бла-гополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать специфику данного возраста.

У детей этого возраста очень важно воспитывать познава-тельные интересы и потребности. Если учитель формирует у де-тей способность и умение работать целенаправленно, у них ин-тенсивно развивается произвольное внимание. Это тесно связано с формированием ответственности за усвоение знаний; младшие школьники вполне могут заставить себя внимательно выпол-нить любое задание.

Подростковый возраст (пубертальный период) традиционно считается сложным. Его называют переходным, трудным, опас-ным возрастом. В этих названиях зафиксирована главная его особенность — переход от детства к взрослости. Учителю необ-ходимо постараться найти общий контакт с ребенком, не вызы-вать раздражения.

 


Юность тесно связана с системой взаимодействия возрастных слоев. В юношеском возрасте наблюдается усиление тенденции к общению со взрослыми. Это обстоятельство нужно учитывать классному руководителю в воспитательной работе с детьми дан-ного возраста.

Основное требование классного руководителя — воспита-ние коллектива учащихся. Это важно потому, что, выйдя из школы, ребенок войдет в различные коллективы. От того, нас-колько успешно пройдет его адаптация в этих коллективах, за-висит и его психологический комфорт, и успешность в любой деятельности. В классном коллективе ребенок строит модели и проверяет взаимоотношения в мире взрослых.

Деловые отношения складываются автоматически в классе с момента организации коллектива. Организационно класс фор-мируется для достижения определенных учебно-воспитатель-ных целей. Классный руководитель должен правильно органи-зовывать любые отношения в классе.

Совместная деятельность во внеурочное время (внеклассная работа) может быть очень разнообразной. Классный руководи-тель должен также выполнять и ее. Наиболее эффективна дея-тельность, которая выполняется всем классом. Это может быть театр, кружок и т. д. Классный руководитель должен уметь заин-тересовать детей, вовлечь их в процесс творчества.

В выборе деятельности классный руководитель практически не ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу учащихся. Положительные эмоциональ-ные переживания самым благотворным образом влияют на раз-витие личности детей, формируют и закрепляют положительный стереотип поведения.

2. Классный руководитель

Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классным ру-ководителем назначается один из учителей, на которого возла-гается особая ответственность за воспитательную работу в данном классе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др., изменилась деятель-

 


ность общеобразовательной школы. Соответственно изменил-ся институт классного руководства.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

1) учитель-предметник, одновременно выполняющий функ-
ции классного руководителя;

2) классный руководитель, преподающий отдельную школь-
ную дисциплину, т. е. имеющий минимальную учебную на-
грузку. Их также называют классными дамами, кураторами;

3) классный руководитель, выполняющий только воспита-
тельные функции (освобожденный классный руководитель).
В некоторых учебных заведениях введена должность классно-
го наставника (вариант должности освобожденного классного ру-
ководителя), а так же тьютора (от лат. «защитник, покровитель,
опекун»). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще имену-ют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Классный руководитель выполняет несколько функций: ана-литическую, организационно-координирующую, коммуника-тивную.

Аналитическая функция включает в себя:

1) изучение и анализ индивидуальных особенностей уча-
щихся с помощью психолога (как правило, определяется тип
личности, темперамент, акцентуация характера);

2) изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии.

Основой для этого служит беседа руководителей классов зве-на с учителями начальной школы, а руководителей 10— 11 клас-сов — с классными руководителями средней школы. В результа-те педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологи-ческую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ уча-

 


щихся (сочинение типа «наш класс»), анализ и оценку семейно-го воспитания учащихся. Если семья неблагополучная, то сведе-ния есть у классного преподавателя и у администрации школы.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оцен-ки результата корректировать профессиональную деятельность.

Классный руководитель — это наставник, который больше всех следит за успеваемостью, дисциплиной в классе и отвеча-ет за это.

3. Основные направления деятельности классного руководителя

Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оцен-ки результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные проме-жутки времени: в начальной и средней школе — в конце каждой четверти (триместра), в старшей — через полгода (или в конце три-местра). Подводить итоги и корректировать деятельность — лич-ную и учителя класса — надо с помощью психолога и педагогов. Объединить эту деятельность должен классный руководитель.

Организационно9координирующая функция предполагает:

1) установление и поддержку связи школы и семьи (лично,
вместе с социальным педагогом);

2) организацию внеурочной деятельности детей (проведе-
ние различных мероприятий);

3) работу с учителями данного класса, психологом, со-
циальным педагогом, руководителями кружков, спортивных
секций, для учителей начальной школы и 5—7 классов —
с воспитателями группы продленного дня;

4) индивидуально-педагогическую работу с каждым уча-
щимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, со-
циального работника и личных наблюдений.
Коммуникативная функция:

 

1) формирование позитивных взаимоотношений между деть-
ми, управление взаимоотношениями в классе;

2) формирование оптимальных отношений в системе «учи-
тель — ученик».

 


Здесь классный руководитель выступает как посредник в слу-чае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руково-дителю нужно предложить так называемый «компромисс Игги-на» — третье решение, хотя бы в минимальной степени устраи-вающее обе стороны (конфликты чаще всего происходят из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках.

В обучении школьников — установлению положительных взаимоотношений с людьми.

Классный руководитель — административное лицо. Он име-ет право:

1) получать информацию о психическом и физическом здо-
ровье детей;

2) контролировать успеваемость каждого ученика;

3) контролировать посещаемость учебных занятий детьми,
координировать и направлять в единое русло работу учителей
данного класса (а также психолога и социального педагога);

4) организовать воспитательную работу с учащимися класса
через проведение «малых педсоветов», педагогических кон-
силиумов, тематических и других мероприятий;

5) выносить на рассмотрение администрации, Совета шко-
лы предложения, согласованные с коллективом класса;

6) приглашать родителей в школу, по согласованию с адми-
нистрацией обращаться в комиссию по делам несовершенно-
летних, в психолого-медико-педагогическую комиссию и со-
веты содействия семье и школе на предприятиях, решая
вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;

7) получать помощь от педагогического коллектива школы;

8) определять индивидуальный режим работы с детьми, ис-
ходя из конкретной ситуации;

9) отказываться от лежащих за границами содержания его ра-
боты поручений.

4. Основные требования к классному руководителю

Классный руководитель должен быть профессионалом в сво-ем деле. Он должен постоянно совершенствоваться, опираться на опыт других классных руководителей.

 


Классный руководитель должен знать:

1) психолого-педагогические основы воспитания, особен-
ности возраста;

2) содержание, формы и методы воспитания;

3) индивидуальный подход в воспитательной работе;

4) педагогическое руководство и сотрудничество с учащими-
ся, с опорой на ученическое самоуправление;

5) как планировать внеурочную воспитательную работу;

6) как формировать интерес к учебе, развивать познаватель-
ные потребности учащихся;

7) как совмещать работу классного руководителя с учите-
лями, работающими в классе;

8) как взаимодействие с родителями;

9) осуществлять взаимодействие с социальным окружением.

Если оценивать с самой положительной точки зрения, то дея-тельность классного руководителя оценивается следующим обра-зом: он владеет принципами современной психолого-педагогиче-ской концепции воспитания, использует их как основу в работе. Также проявляет глубокие, разносторонние знания, свободно ориентируется в методической литературе по проблемам воспи-тания, в нормативных документах, систематически изучает осо-бенности учащихся, ведет таблицу уровня воспитания, осуществ-ляет индивидуальную работу с каждым воспитанником.

Стиль старшего товарища во взаимоотношениях с учащи-мися, рациональная структура самоуправления. Коллективно-творческая деятельность как основа в организации жизнедеятель-ности. С учетом уровня воспитанности определяются цели и задачи воспитания. Планируется систематическая работа с уче-том интересов. Имеет место система работы по развитию позна-вательных интересов, формированию культуры умственного труда, навыков самообразования.

Тесный контакт с учителями в изучении возможностей уча-щихся, уровня их развития в организации познавательной дея-тельности воспитанников.

Классный руководитель хорошо знает семьи, их воспита-тельные возможности, активно привлекает их к воспитатель-ной работе, систематически проводит совместные мероприя-тия. Хорошо ориентируется и знает воспитательные возможности

 


ближайшего окружения, использует их в воспитательной рабо-те, общается с руководителями объединений, посещаемых уча-щимися вне школы, работает увлеченно.

Классный руководитель должен суметь организовать работу в классе, т. е. чтобы ученики были вовлечены в жизнь школы, принимали в ней активное участие. Классный руководитель должен посещать уроки своего класса, узнавать о поведении и успеваемости каждого его подопечного. Очень велика ответ-ственность классного руководителя в школе. Это очень важное дело — быть классным руководителем. Он должен уметь разре-шать конфликты, спорные ситуации. Должен объективно оце-нивать ситуации и делать правильные выводы. Работа классно-го руководителя является сложной, но интересной. Ес-ли установить контакт с детьми, будет только польза для всех.

5. Обязанности классного руководителя

Классный руководитель имеет право вести эксперименталь-ную работу по проблемам дидактической и воспитательной дея-тельности. Обязанности же классного руководителя заключают-ся в следующем:

1) организация в классе учебно-воспитательного процесса,
оптимального для развития положительного потенциала лич-
ности учащихся в рамках деятельности общешкольного кол-
лектива;

2) оказание помощи ученику в решении острых проблем
(предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

3) установление контактов с родителями и оказание им по-
мощи в воспитании детей (лично, без психолога, социально-
го педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необ-ходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, спо-собах и формах воспитательной деятельности. В частности, ов-ладеть методиками воспитания.

Классный руководитель должен правильно и грамотно орга-низовывать учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Он также выполняет несколько важных функций: анали-

 


тическую, организационно-координирующую, коммуникатив-ную.

Классный руководитель — это особый наставник, который должен помогать другим учителям в порученном ему классе, найти контакт с детьми, устранять возникающие конфликтные ситуации. Классный руководитель должен уделять огромное внимание своему классу. Он должен присутствовать на осталь-ных уроках в этом классе (хотя бы 1 раз в неделю), проводить ме-роприятия, праздники. Часто в школах проводятся конкурсы между классами. Как правило, проводят такого рода состяза-ния классные руководители. Это помогает найти более близ-кий контакт с детьми, понять их внутренний мир и чувства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.