Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие современной отечественной культуры




Развитие отечественной культуры осуществлялось в условиях новой политической системы и социально-экономических отношений. Укреплялась негосударственная форма собственности, углублялась имущественная дифференциация населения. Частное предпринимательство занимало все более прочные позиции в сфере культуры. Исчезли жесткий идеологический диктат и директивы «сверху». Была отменена цензура печати. Противоречивые и сложные процессы в общественно-политической и экономической сферах оказывали существенное воздействие на культурное развитие последней четверти ХХ в.

Образование. Социально-экономические реформы вызвали перемены в области отечественного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Наряду с государственными действовали негосударственные учебные заведения. Наиболее широкое распространение альтернативная форма обучения получила в крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. В первые годы нового столетия в Российской Федерации насчитывалось около 700 негосударственных общеобразовательных школ, что составляло немногим более 1% от общего их числа. Негосударственных высших учебных заведений было создано еще больше: они составляли 27–28% от общего числа вузов, в них обучались 8–12% всех студентов. Интенсивный рост доли платного образования в России к 2006 г. был доведен до 70%. Курс на сокращение бесплатного высшего образования в современной России продолжается: за последние три года, по словам Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бесплатных бюджетных мест в вузах сократилось на 25%.

Модернизация отечественного образования имела и другие негативные последствия. Высшие учебные заведения плодились с необычайной быстротой не только в столичных городах, но и в регионах. По сведениям Краснодарского губернатора Александра Ткаченко, в крае к началу 2010 г. насчитывалось 140 вузов, почти половину из них составляли частные. Это привело к тому, что сегодня гораздо труднее определить ребенка в детский сад, чем молодому человеку поступить в вуз. Кроме того, нехватка квалифицированных преподавательских кадров в негосударственных учебных заведениях приводила в ряде случаев к падению качества образовательной подготовки.

Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы преподавания, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались многочисленные учебники, пособия, прежде всего по общественным наукам. В соответствии с потребностями общества, росло число выпускников, пополнявших ряды менеджеров, экономистов, биржевиков, банкиров.

Наука. Значительные трудности в своем развитии переживала отечественная наука. Российская академия наук (преемница АН СССР) испытывала острую нехватку финансов для поддержки фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с научными учреждениями бывших советских республик и стран Восточной Европы.

Слабая материально-техническая база отечественной науки, низкая оплата труда заставили многих ученых покинуть страну в поисках лучшей доли за рубежом. Согласно заявлению статс-секретаря Министерства образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, за период времени с 1989 по 2004 год из России уехало порядка 25 тысяч ученых, а 30 тысяч работают за рубежом по временным контрактам. По его данным, число занятых в российской науке в начале XXI в. составляло всего 40 % от уровня 90-х годов». Однако, на наш взгляд, ситуация «с утечкой мозгов» была еще хуже, чем ее пытался представить этот чиновник*.

В условиях недостаточного финансирования, нехватки оборудования оставшиеся ученые трудились над реализацией ранее составленных планов, участвовали в разработке новых, в том числе международных, научных программ. Продолжались исследования космоса. С середины 80-х гг. на околоземной орбите действовала международная космическая станция «Мир». На ней в течение 14 месяцев работал советский космонавт В.В. Поляков.

С конца 90-х гг. положение дел в науке стало меняться к лучшему. Увеличились государственные ассигнования, направленные на нужды всех ее отраслей. Началась модернизация материально-технической базы исследований. Ежегодно присуждались Государственные премии Российской Федерации за выдающиеся работы в области науки и техники. Достижения отечественной науки получили высокую оценку мировой общественности. В начале нового столетия лауреатами Нобелевской премии по физике стали отечественные ученые Ж.С. Алфёров, В.Л. Гинзбург и А.А. Абрикосов. Открылись новые возможности для развития общественных наук – философии, истории. Так, исследователи получили доступ к документам по истории России, хранившимся в закрытых ранее архивах страны.

Происходили изменения в сфере художественной культуры. Уничтожение идеологических ограничений способствовало развитию свободы творчества. В литературе и искусстве происходило переплетение идей классической русской и массовой западной культур. Углублялась взаимосвязь духовной жизни, всех отраслей культуры с религией. Идеологический плюрализм и демократизация общества способствовали распространению разнообразных течений и стилей в литературе и искусстве.

Продолжателями реалистических традиций в литературе оставались Б.П. Астафьев, В.И. Белов, В. Г. Распутин. Заметным явлением в литературной жизни 90-х гг. была публикация повестей и романов В.С. Маканина и произведений представителей постмодернизма в литературе Вен. Ерофеева, В. Пьецуха, В. Пелевина и др. Получила развитие так называемая новая проза. Выразителями ее различных направлений – фантастического реализма, отстраненной прозы, новейшего реализма – являлись писатели Л. Бородин, В. Бутромов, А. Курчаткин, А. Москвина. Отказ от идеологического единомыслия вызвал появление многих группировок среди молодых поэтов (ироники, концептуалисты и др.). По данным официальной статистики, Россия занимает 3-е место в мире (после Китая и США) по количеству разнообразных названий книг, выпускаемых ежегодно. В 2007 г. в России зарегистрировано более 100 тыс. наименований книг.

Современные авангардные течения получили распространение в музыке (композиторы Э.В. Денисов, А.П. Шнитке), театральном искусстве (режиссеры П.Н. Фоменко, Р. Г. Виктюк, Л.П. Додин), скульптуре (З.К. Церетели). Художественному творчеству представителей новых направлений в литературе и искусстве (постмодернистам) были присущи такие черты, как смешение художественных стилей и принципов, стремление мыслить символами, метафорами, использование элементов мистики, ироническое отношение к действительности.

Происходившие в культуре постсоветского периода перемены коснулись мира музеев, хранящих бесценные исторические и художественные коллекции. В Москве был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Появлялись музеи, позволяющие непредвзято взглянуть на многие события прошлого, например Музей российских благотворителей (Москва). В то же время были ликвидированы некоторые музеи, игравшие заметную роль в советском государстве: Центральный музей В.И. Ленина и его филиалы, музеи революционных деятелей. Реставрировались музеи С.А. Есенина в Константинове и декабристов в Ялуторовске, усадьбы А.К. Толстого и Ф.И. Тютчева в Брянской области.

Одной из особенностей культурного строительства являлись развернувшиеся в масштабе всей страны работы по сохранению и восстановлению памятников прошлого. В 90-е гг. были разработаны и стали претворяться в жизнь федеральные программы сохранения и развития памятников культуры и искусства. Главное внимание в них уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. В соответствии с программами проводились реставрационные работы по восстановлению памятников прошлого в Санкт-Петербурге, Новгороде Великом, Устюге и других российских городах. Широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве. Был реставрирован Гостиный двор – памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. Завершились работы по реставрации построенного в середине XIX в. Большого Кремлевского дворца – резиденции российского президента. В короткие сроки был восстановлен храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г. и разрушенный в 1931 г. Для проведения реставрационных работ привлекались средства частных инвесторов. Активное участие в возрождении памятников прошлого принимала Русская православная церковь.

В связи с переводом на рыночные отношения жилищного строительства развернулось сооружение офисно-деловых, торговых и банковских зданий. В городах по индивидуальным проектам создавались малоэтажные жилые дома и частные коттеджи, похожие на дворцы.

На рубеже XX–XXI в. наметилось оживление во всех сферах культурной жизни. Было широко отмечено 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Регулярно проводились Московские международные кинофестивали, Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского, расширялся культурный обмен с другими странами. Участились зарубежные поездки ведущих театральных коллективов и отдельных мастеров сцены. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.

Многообразие направлений и жанров художественной культуры не перечеркнуло значения и ценности многих художественных произведений советского времени. В творчестве наиболее талантливых представителей литературы и искусства были сохранены и приумножены лучшие традиции культурного наследия прошлого.

Однако в современной культуре наметилась весьма опасная тенденция: засилье боевиков, сцен убийств, изнасилований и т.п. Олигархи, бандиты, воры в законе, проститутки, мошенники, наркоманы, киллеры стали главными персонажами литературных произведений и созданных на их основе многих художественных фильмов и телесериалов («Бригада», «Черный бумер», «Антикиллер», «Боец» и др.)

В результате такого воздействия средств массовой информации, по мнению председателя Совета Федерации С.М.Миронова, «на наших глазах вырастает поколение с нарушенной философией и поврежденным мировоззрением, не способное выбирать между добром и злом, не знающее, что такое сострадание, целомудрие, мужество, доблесть и честь». Руководитель аналитического центра еженедельника «Аргументы и факты» Вячеслав Костиков в продолжение этой темы пишет: «Нужно ли удивляться, что при вопросе социологов, кем бы вы хотели стать, многие девчонки отвечают – «хочу стать проституткой», а ребята готовы идти в «братки». Зачастую просто не хочется включать телевизор, чтобы не получить очередную порцию экранизированных убийств, насилия, чрезвычайных происшествий.

Отличительной чертой современной культуры, так сказать веянием нового времени стало возрождение религии, укрепление православия, мусульманства и других традиционных для России конфессий. Под давлением Русской православной церкви (РПЦ) во главе с патриархом всея Руси Алексием II религиозная пропаганда проникла не только в учебные классы и школьные программы, но и на экраны российского телевидения. Сюда следует добавить широкий показ по всем каналам государственного телевидения церковных литургий и богослужений, посвященных «Рождеству Христову», «Крещению Иисуса Христа» и т.д. Если принять во внимание открытие на ТВ специального религиозного канала, то станет понятно, каков тренд последнего времени. «Патриарх Алексий II стал первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно», отмечалось в его некрологе, опубликованном 6 декабря 2008 г., на следующий день после кончины. Эту линию сегодня с честью продолжает его преемник патриарх Кирилл.

Возвращает утраченные позиции в последние годы российское художественное кино. Благодаря поддержке государства, ведущие российские кинорежиссеры создали высокохудожественные фильмы, заслужившие признание зрителей и авторитетных жюри на международных фестивалях. В их числе: «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «12» Никиты Михалкова, «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова, «Телец» Александра Сокурова, «Мусульманин» Владимира Хотиненко, «Артистка» С. Говорухина и ряд других кинолент.

Ежегодно проводятся Всероссийский «Кинотавр» – кинофестиваль в Сочи (президент фестиваля – М. Рудинштейн) и кинофестиваль стран СНГ и Балтии «Кино-шок» в Анапе (президент В. Мережко). Лучшие произведения киноискусства выдвигаются на присуждение престижных премий «Ника» и «Золотой орёл».

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как проходило становление новой российской государственности?

2. Какую роль в обновлении правовой системы новой России сыграла Конституция РФ 1993 г.?

3. Как развивался конституционный кризис и чем закончилось противостояние президента и парламента осенью 1993 г.?

4. Как проходили ельцинские реформы в России?

5. Что такое «шоковая терапия»?

6. Для чего нужно было проводить приватизацию?

7. Как отразились ельцинские реформы на жизни простых россиян?

8. Назовите основные этапы реформ В.В. Путина.

9. Что такое вертикаль власти?

10. Назовите произведения искусства, внесшие заметный вклад в развитие культуры обновленной России.

 

Глава 16. Актуальные проблемы социально-экономического развития современной России




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.