Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные проблемы российского общества 2 страница




Однако в последние два десятилетия население России не только не увеличивалось, но напротив, неуклонно снижалось. «В среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тыс. человек», – констатировал В.В. Путин 10 мая 2006 г. Из этого следует, что в России ежегодно вымирало население таких крупных городов, как Краснодар, Хабаровск, Владивосток или Тула и Орел вместе взятых. Причин депопуляции* россиян несколько: это и низкая рождаемость при высокой смертности, и рост самоубийств, и отравление алкоголем, и гибель в автокатастрофах, и плохая экология, и др. Россия занимает 2-е место в мире по суициду: ежегодно сводят счеты с жизнью 50 тыс. россиян. Сюда следует добавить 32–35 тыс. человек, погибающих ежегодно в автомобильных катастрофах на российских дорогах. Примерно 30 тыс. гибнет от рук преступников. До 40 тыс. человек ежегодно травится контрафактным алкоголем. А от чрезмерного потребления спиртных напитков каждый год умирает около 90 тыс. человек. Десятки тысяч россиян погибают от наркотиков. «Сегодня каждый второй мужчина в стране не имеет шансов дожить даже до 60 лет. Позор! А граждан России все еще становится меньше с каждым годом», – констатировал В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 г.

По данным Института демографических исследований, за последние 15 лет естественная убыль россиян превысила 11 млн человек. Население нашей страны продолжает и сегодня сокращаться, хотя и несколько замедленными темпами. Одна из причин депопуляции, то есть перманентного вымирания россиян – недостаточно продуманная социально-экономическая политика нашего государства.

По признанию экс-министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова, половина российских семей, имеющих двух и более детей, живут в бедности: доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Размер ежемесячного пособия на одного ребенка в некоторых регионах, по свидетельству М. Зурабова, составлял мизерную сумму – всего 70 рублей. В 16 регионах эта сумма колеблется от 100 до 500 рублей.

Справедливости ради следует отметить, что руководство страны в последние годы принимает меры по изменению демографической ситуации к лучшему. В 2006 г. была утверждена «Национальная программа демографического развития России на период 2006–2015 гг.». На ее основе были приняты соответствующие программы в регионах. В ежегодных президентских посланиях российскому парламенту главой государства ставилась задача изменения демографической ситуации, «сбережения народа». Так, в послании президента РФ 2006 г. предложены конкретные меры по стимулированию рождаемости в России, в том числе по созданию «материнского капитала». В.В.Путин определил и области применения этого капитала: либо для решения жилищного вопроса, либо на образование детей, либо в накопительную часть пенсии.

Об изменении демографической политики в лучшую сторону свидетельствует и новая Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 г., утвержденная указом президента РФ 9 октября 2007 г. Она предусматривала значительные финансовые вливания в социальную сферу, на стимулирование рождаемости и уменьшение смертности в стране. Итоги переписи населения 2010 г. покажут, как эти и другие меры сказались на демографической ситуации.

По данным Росстата, на 1 августа 2010 г. в России насчитывалось 141,8 млн граждан. Причём на каждые 1000 мужчин приходилось 1162 жен­щины. По различным причинам почти половина женщин в России одиноки. Это одна из многочисленных причин того, что суммарный коэффициент рождаемос­ти составляет только 1,32 ребёнка на од­ну женщину, в то время, как для восстановления «популяции» россиян требуется более двух детей.

Некоторые депутаты Госдумы в целях повышения рождаемости предлагают запретить аборты, как это недавно сделали власти Польши. При этом они ссылаются на данные российской статистики: почти две трети забеременевших женщин делают аборт, что уменьшает общее число рожденных детей на 1,7 млн ежегодно. Кроме того, около пяти миллионов россиянок бесплодны.

И еще одна проблема, напрямую связанная с демографией, – это высокий процент распада российских семей. По этому отрицательному показателю современная Россия занимает третье место в мире. Статистика такова: на 1,1 млн браков, заключенных в течение года, в России приходится 640,8 тыс. разводов, что составляет 58%. Крушение семьи не лучшим образом сказывается на демографической ситуации в стране: супруги не будут заводить детей, если их союз разваливается. Бракоразводный процесс, сопровождаемый ссорами и скандалами, разделом имущества, взаимными упреками и обидами, отрицательно сказывается на психике и здоровье детей.

В связи с этим государству следует принимать решительные меры по укреплению института брака, который напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране. Среди этих мер следует назвать заботу о материнстве и детстве, повышение оплаты труда, сокращение безработицы.

Безработица. Право на труд, гарантированное Конституцией 1993 г., нашим государством в полной мере не обеспечивается. Об этом свидетельствуют миллионы безработных в России, зарегистрированных на биржах труда и в центрах занятости населения.

В том, что безработица в России в последние годы выросла, есть несколько объективных и субъективных причин. Среди них следует назвать мировой финансово-экономический кризис. Он привел к закрытию нерентабельных производств, сокращению рабочих мест и увольнению работников. Наиболее высокий рост безработицы в период кризиса был зафиксирован в строительстве, автопроме, металлургической отрасли, частично в торговле и финансовом секторе. Если в начале кризиса (сентябрь 2008 г.) Росстат насчитывал всего 4,6 млн безработных, то в ноябре того же года – уже 5 млн человек, или на 400 тыс. больше. За декабрь 2008 г. уровень общей безработицы вырос еще на 1%, а на 1 января 2009 г. в стране безработных было уже 5,8 млн человек, что составляло 7,7% экономически активного населения*. Таким образом, в первый год кризиса безработица возросла более чем на четверть.

К росту безработицы среди учителей привело массовое закрытие сельских школ, осуществленное по решению российского правительства. Только за последние десять лет в России стало на 10 тыс. школ меньше, а безработных учителей – на десятки тысяч больше.

К лету 2009 г. в России насчитывалось уже 7,5 млн безработных. Это означало, что каждый десятый россиянин, способный трудиться, не находил себе работу. По сравнению с докризисной численностью резервная армия труда увеличилась на 63%.

По данным Росстата, самый высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15–19 лет (33,8%), а также 20–24 года (16%). В сумме молодежь в возрасте от 15 до 24 лет составляла почти половину всех безработных. Эта статистика вполне объяснима. В период кризиса в первую очередь не могли трудоустроиться молодые люди, не имевшие опыта работы. В мае 2009 г. численность молодых безработных составляла 1,6 млн человек.

Результаты социологических опросов показали, что россияне всерьез обеспокоены ростом безработицы и боялись масштабных увольнений, которые, по их мнению, вполне реальны. Так, согласно опросу Левада-Центра, проведенного весной 2009 г., треть россиян находилась под угрозой массовых увольнений, а 36% считали вероятной потерю работы в связи с ликвидацией предприятия и своего рабочего места. Согласно данным Росстата, опубликованным в мае 2009 г., число людей, ищущих работу, в России увеличилось до 7,7 млн человек, что составляло 10,2% от экономически активного населения.

Все эти и другие факты свидетельствуют о том, что в обновленной России миллионы трудоспособных людей так и не сумели привыкнуть к капитализму. Особенно остро вопрос с трудоустройством встал в кризисное время. В этих условиях нужны были энергичные меры правительства и региональных властей, соответствующих органов государственного управления. И они последовали.

Постановлением правительства на финансирование программ в сфере занятости на 2009 г. было выделено 43,7 млрд рублей. По предложению Минздравсоцразвития были увеличены субвенции регионам на выплату пособий по безработице и на активную программу повышения занятости в общей сумме 34 млрд рублей. Возросло и само пособие по безработице, достигнув 4900 рублей в месяц*. В Японии пособие по безработице составляет в переводе на российскую валюту 60 тыс. рублей (при прожиточном минимуме в 23 тыс. рублей). В Германии – 100 тыс. при прожиточном минимуме в 32 тыс., в Дании и Швейцарии – 120 тыс. рублей при минимальных затратах на жизнь в 36 и 31 тыс. рублей соответственно. Из приведенных данных следует, что о людях, потерявших работу, более других заботятся государственные структуры Японии, Германии, Дании и Швейцарии. Получая по 120 тыс. рублей в месяц, безработный швейцарец или датчанин может не только в достатке жить сам, но и кормить семью из нескольких человек.

В России прожить на пособие по безработице практически невозможно. Заплатив из 4900 рублей за квартиру и коммунальные услуги (иначе останется без крыши над головой), гражданин великой страны будет вынужден, скорее всего, жить впроголодь, завидуя швейцарцу.

Но в нищенском пособии есть, как ни странно, и рациональное зерно. Чтобы не бедствовать, россиянин будет двумя руками держаться за имеющуюся работу, а потеряв ее, станет искать энергичнее, чем на Западе.

Выделенные правительством 43,7 млрд рублей должны были пойти не только на пособия по безработице, но и на региональные программы поддержки занятости. Программа могла включать такие меры, как переобучение безработных, вовлечение их в общественные работы, например, в сфере ЖКХ или сельского хозяйства, выплату пособий по безработице авансом для организации малого бизнеса (при условии, что в регионе будет создан бизнес-инкубатор), стимулирование трудовой миграции внутри региона и между регионами и т.п.

И, тем не менее, принятые меры позволили к концу 2010 г. сократить безработицу в России до 5 млн человек.

Практика показала, что россияне только тогда соглашаются на переезд из одного региона в другой, когда на новом месте будут созданы определенные жилищные условия и предложена достойная оплата труда. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в сентябре-октябре 2010 г., 58% россиян поедут в другой регион на условиях повышения зарплаты в 2 раза, 53% – за бесплатное жилье, 19% нужен карьерный рост, 13% хотят, чтобы предоставили работу членам их семьи. Поэтому разработчикам программ трудовой миграции нужно помнить: чтобы мотивировать россиянина на переезд, нужны серьезные стимулы, в том числе по оплате труда.

Низкая оплата труда. По заработной плате и другим доходам населения Россия отстает не только от Соединенных Штатов Америки, но и от развитых стран Азии и Африки, которых ранее причисляли к «третьему миру». Для иллюстрации этого тезиса приведем сравнительные данные по заработной плате педагогических работников в Российской Федерации и странах Азии и Африки. По данным ректора Северокавказской региональной академии государственной службы профессора В.Г. Игнатова, зарплата педагогических работников в России ниже, чем в Турции, в 9 раз, ниже, чем в Тунисе, в 16 раз и ниже, чем в Южной Корее, в 38 раз. В целом по заработной плате мы отстаем от Соединенных Штатов Америки, по подсчетам специалистов, в 15–20 раз.

Руководитель Совета Федерации Сергей Миронов, третье лицо в государстве, заявил: «Только в нашей стране есть работающие бедные, нигде, даже в «третьем мире», этого нет. Если человек работает, он по определению не должен быть бедным. А деньги, повторяю, в стране есть».

На этом фоне Государственная дума РФ провела корректировку закона об образовании, приняв печально известный 122-й закон, который, помимо прочего, отменил принцип оплаты школьных учителей в зависимости от средней оплаты труда в промышленности. Невероятно, но факт: выпускник педагогического университета в Туле, придя в школу в 2007 г., получал зарплату от государства всего 2550 рублей в месяц. Неудивительно после этого, что 93% молодых педагогов не стали работать учителями. После введения новых нормативов в оплату труда педагогов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Россия так и не приблизилась к цивилизованным странам, в которых учителя школ, преподаватели колледжей и вузов относятся к среднему классу.

Низкая оплата труда, по мнению российских педагогов, приведет к тому, что молодые способные учителя в школу не придут и тогда «наших детей будут учить бездари, которых на более прибыльную работу не взяли».

Невысокая зарплата и у преподавателей высшей школы. Справедливости ради следует отметить, что в конце 2006 г. Государственная дума сделала небольшой шаг в сторону увеличения зарплаты преподавателям вузов, имеющим ученую степень. В соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ от 16 октября 2006 г. с 1 ноября им увеличены доплаты: за ученую степень кандидата наук до 3000 рублей, за ученую степень доктора наук – до 7000 рублей. Однако эти надбавки за ученую степень кардинально не решают оплату труда педагогов высшей квалификации. Они остаются мизерными по сравнению с оплатой труда этих категорий в других странах, прежде всего в Западной Европе и США. «Мы сегодня перенимаем у Запада очень многое: ЕГЭ, двухуровневую систему подготовки бакалавр – магистр, – писал академик РАН Олег Кутафин. – Не берем только уровень зарплат преподавателей. А между тем это единственное, что, по большому счету, нам нужно было скопировать у Запада…»

Еще хуже положение с заработанной платой тружеников сельского хозяйстваРоссии. По данным бывшего министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, уровень заработной платы в сельском хозяйстве в 2,5 раза ниже,чем в среднем в экономикестраны. «Это ненормально и унизительно», – считал министр.

По данным Росстата, среднемесячная заработная плата летом 2010 г. составила на одного работающего всегооколо 20 тыс. рублей. Это менее 500 евро. Для сравнения: среднемесячная заработная плата, например, во Франции, Германии, других развитых европейских государствах превышает 4000 евро, то есть больше российской почти в 20 раз! Вот и получается, что при одинаковых ценах на продукты питания, одежду и обувь, но при разном уровне зарплаты россияне живут хуже всех в Европе.

Существенно отличается зарплата отдельных представителей власти от средней по стране. Так, зарплата федеральных судей сегодня превышает 100 тыс. рублей в месяц, федеральных министров и депутатов Государственной думы – 160 тыс. рублей. Это почти 10-кратное превышение среднестатистической зарплаты. Пользуясь бесконтрольностью федерального центра, некоторые руководители субъектов РФ назначают себе еще более высокие зарплаты. Так, губернатору Омской области законодательное собрание утвердило зарплату в размере 427 тыс. рублей в месяц (свыше 5 млн руб. в год).

В современной России появились свои министры-капиталисты и супербогатые депутаты. Годовой доход главы министерства природных ресурсов Юрия Трутнева составлял 133 млн рублей, а годовой доход экс-министра информационных технологий и связи Леонида Реймана – 112 млн рублей. По сообщениям прессы, состояние 20 народных депутатов Госдумы, входящих в состав фракции «Единая Россия», превышал в 2009 г. 660 млрд рублей.

Резкая дифференциация в доходах отрицательно сказывается на отношении значительной массы населения к своему правительству, органам государственного управления, власти в целом. «Несомненно, в этом кроется первопричина нынешнего отношения к власти, которая 2–3% своего населения дала возможность сколотить огромные состояния, а остальных поставила на грань выживания», – отмечает видный политолог.

Юрий Лужков, будучи мэром Москвы, прямо говорил: «Главная реформа, которая сейчас в России необходима, заключается в преодолении исторически сложившейся у нас недооценки труда, в коренном изменении политики доходов населения. Речь идет о необходимости кардинально, в разы поднять трудовую заработную плату, обеспечить рост жизненного уровня населения. Дать наконец сигнал обществу, что человек превращается в цель преобразований, а не является просто ресурсом экономики, наряду с нефтью». Поэтому в ближайшее время у государства нет более важной задачи, чем удвоение или даже утроение средней заработной платы рабочих и служащих и соответственно – размера пенсий и пособий ветеранам труда.

Необеспеченная старость. В 2010 г. в России насчитывалось 38,3 млн пенсионеров, что составляло четверть всего населения. Из них почти две трети – женщины. Этот факт объясняется тем, что средняя продолжительность жизни мужчин составляет около 60, а женщин – свыше 70 лет.

По данным Пенсионного фонда РФ, три четверти российских пенсионеров, точнее, 76% получают пенсию по возрасту (официально – по старости), 18% – по инвалидности, 3% – военную, 2% – по потере кормильца.

Пенсионная реформа, проводимая в последние годы, не привела к позитивным изменениям. Методы ее осуществления оказались нерезультативными. Возник «эффект двойного бремени», когда из одного и того же объема пенсионных взносов нужно было платить и нынешним пенсионерам, и накапливать будущим. В мировой практике нет примера успешного перехода к такой системе.

Провал пенсионной реформы был вынужден признать в начале 2007 г. бывший руководитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов. Он же был одним из авторов современных пенсионных новаций. Пенсии, которую выплачивало государство, едва хватало, чтобы свести концы с концами.

В.В. Путин, будучи президентом, в речах и выступлениях неоднократно ратовал за достойную жизнь в старости, за повышение пенсий и пособий ветеранам. «Занимаясь проблемой повышения рождаемости, поддержки молодой семьи, мы не вправе забывать и о старших поколениях, – указывал В.В. Путин. – Это люди, всю жизнь свою отдавшие стране, работавшие на страну, а если нужно было, встававшие на ее защиту. Мы должны сделать все, чтобы обеспечить им достойную жизнь».

Однако слова и дела прежнего руководителя государства не всегда совпадали. Трудно поверить, но журнал «Российская Федерация сегодня», печатный орган российского парламента, в ту пору отмечал, что «паек немецких военнопленных в российских лагерях был на 30–40% сытнее «пайка», установленного государством для нынешних пенсионеров».

Как сообщала пресса, освещая визит президента В.В. Путина в Уфу на празднование 450-летия присоединения Башкирии к России, ему были известны просьбы россиян о повышении пенсий. Именно в дни празднования в Уфе к президенту обратилась пенсионерка, получавшая 1800 рублей в месяц, с просьбой о повышении трудовой пенсии. Президент могучей державы распорядился выделить пенсионерам дополнительно по 300 рублей. Бабушка стала получать трудовую пенсию уже более 2100 рублей в месяц, немного не дотягивая до установленного в то время прожиточного минимума.

По признанию председателя думского профильного комитета А. Исаева, 70% россиян получали при втором президенте России пенсию ниже прожиточного минимума. Для пенсионеров прожиточный минимум был установлен с 25 апреля 2007 г. в размере 2676 рублей 92 копейки. Выходит, что семь пенсионеров из десяти получали пенсию, которая едва ли дотягивала до физиологического выживания. А пенсионерка П.Г. Швецова, добившаяся от президента в Уфе ощутимой прибавки к пенсии, так и осталась за чертой бедности.

«Президент В. Путин, председатели обеих палат парламента С. Миронов и Б. Грызлов не раз говорили о том, что надо обеспечить достойную жизнь старикам… почему их не слышат?» – вопрошала пенсионерка Л. Куликова на страницах общественно-политического журнала. Член Совета Федерации от законодательного органа государственной власти Амурской области Галина Буслова о положении пенсионеров выразилась еще резче: «…Нам стыдно за то, как живут российские старики. Особенно стыдно, когда по телевизору или в глянцевых журналах демонстративно показывается роскошная жизнь, а на этом фоне многие люди преклонного возраста влачат жалкое существование».

Выход на пенсию в России, одной из самых богатых стран мира, не должен проходить под лозунгом: «Добро пожаловать в бедность!» Существенное повышение пенсий должно стать главной целью новой пенсионной реформы. По данным Пенсионного фонда РФ, в 2009 г. было реализо­вано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточ­ного минимума пенсионера – 4294 руб. в месяц. Прямо скажем, не густо. Особенно в период неумеренного роста цен на продукты и лекарства, не говоря уже об одежде и обуви.

В «Стратегии-2020» поставлена задача – увеличить среднюю пенсию в России в 4 раза. Уже к 2013 г., по утверждению главы Минздравсоцразвития Т. Голиковой, она достигнет 13 тыс. рублей в месяц и якобы приблизится к европейским уровням.

Для сравнения уровня пенсионного обеспечения в европейских странах и обновленной России достаточно привести следующие данные, опубликованные в российской прессе. Пенсия в Германии, Швеции, Португалии выплачивалась в 2007 г. в пределах от 2220 до 2900 долларов, в Норвегии она превышала 3000 долларов, а в Швейцарии составляла 4500 долларов США, или более 135 тыс. российских рублей в месяц! Из этого следует, что средняя пенсия в России в период правления В.В. Путина была ниже, чем в Германии, в 25 раз, чем Норвегии – в 35 и чем в Швейцарии – в 50 раз! Россия, получавшая триллионы рублей от экспорта нефти и газа, выплачивала своим старикам и продолжает выплачивать до сих пор самую скудную пенсию в Европе.

Но чтобы уровень российских пенсий соответствовал западным образцам, следует сначала поднять доходы россиян до этого уровня. В США, Канаде, Германии, Великобритании, Финляндии, Франции и других странах зарплата неизмеримо выше российской. С высокой зарплаты и отчисления в пенсионный фонд на порядок выше, чем в России. Когда чужая пенсионная система слепо копируется, отрываясь от уровня зарплаты, результат получается не такой, как планировался.

К европейскому уровню пенсионного обеспечения почти вплотную приближаются депутаты Государственной думы, министры, губернаторы, федеральные судьи. Их пенсии по закону составляют 75-85% от совокупного заработка.

Достойным является пенсионное обеспечение чиновников, относящихся к высшему государственному управлению. У многих из них оно значительно превышает швейцарский уровень. Ежемесячная пенсия М. Зурабова составит около 100 тыс. рублей, губернатора Омской области – 363 тыс. рублей (не считая единовременного пособия, превышающего 25 млн рублей). А бывшему президенту Башкирии установили пенсию в размере 700 тыс. рублей в месяц (8,4 млн руб. в год), что в 3 раза превышает пенсионное обеспечение первого президента России.

Низкие зарплаты и пенсии большей частироссиян стали источником массовой бедности в нашей стране.

Бедность и борьба с нею в России. По официальным данным, количество граждан РФ, находящихся за чертой бедности, неуклонно сокращается: с 42,3 млн в 2000 г. до 18,5 млн человек в 2008 г. По утверждению Росстата, среднемесячная зарплата за последние 10 лет увеличилась с 3025 рублей до 20 383 рублей (на 1 мая 2010 г.). Однако реальные масштабы бедности в современной России значительно выше, чем показывает официальная статистика. Институт социологии РАН и Представительство Фонда имени Ф. Эберта провели специальное исследование и подсчитали, что малообеспеченные граждане с доходами до 5 тыс. рублей в нашей стране составляют 41%. Бедных (с доходами не более 2,5 тыс. рублей) в России насчитывается 12%. Если сложить две категории: малообеспеченных и бедных, то получится 53%, то есть более половины россиян получают доход до 5 тыс. рублей. Если из этих денег заплатить налоги, оплатить коммунальные услуги, то на оставшуюся сумму трудно свести концы с концами.

По данным независимой организации Всероссийского центра уровня жизни, численность бедных россиян составляет сегодня более 50 млн человек, или около 42%. Еще примерно столько же – 41% – образуют неустойчивый «переходный» слой населения с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не в состоянии. Россиянин В. Цветков, видимо, доведенный до отчаяния своей бедностью, обращаясь в газету в мае 2007 г., писал: «Рублевка бесится с жиру, губерна­тор Чукотки покупает себе пя­тую яхту, над Куршевелем ле­том и зимой идет долларовый дождь, а в это время миллионы россиян затягивают потуже рем­ни на своих впалых животах. Если Владимир Путин действи­тельно хочет блага своему наро­ду и процветания России, ему бы надо поучиться у скандинавов, построивших социальное госу­дарство на справедливой основе».

В скандинавских государствах практически решена такая острая социальная проблема, как бедность. Российская Федерация, несмотря на то что по Конституции 1993 г. называется социальным государством, до сих пор не может справиться с задачей преодоления массовой бедности населения.

К бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления. Этот стандарт в каждом государстве свой и зависит от возможностей производства, богатства нации, традиций, менталитета и т.п. В Российской Федерации национальный стандарт потребления получил название прожиточный минимум. В него входит так называемая потребительская корзина, в которой до граммов рассчитывается пот­ребность человека в основных продуктах питания, поштучно – количество физиологически необходимых непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы*. В официальной статистике, научных исследованиях и прогнозах показатель прожиточного минимума рассматривают как границу или черту бедности.

Правительство В.В. Путина установило на II квартал 2010 г. прожиточный минимум на душу населения в размере 5625 рублей в месяц. Для трудоспособного населения он установлен в размере 6070 рублей, для пенсионеров – 4475 рублей, для детей – 5423 рубля.

Для преодоления бедности необходимы экстренные меры правительства. Они проводятся, правда, недостаточно эффективно, большей частью путем индексаций зарплат бюджетникам, пенсий ветеранам, пособий и дотаций малообеспеченным россиянам. Однако большую часть этих индексаций и дотаций «съедает инфляция», повышенные аппетиты монополистов, в том числе в ЖКХ и торговых сетях. Социальное государство должно умерить аппетиты монополистов, владельцев торговых сетей, установив предельный уровень тарифов и торговой наценки на товары народного потребления, как это делается в целом ряде стран.

Определенную роль в исправлении положения могло бы сыграть возвращение внутреннего долга населению, образовавшегося в период так называемых шоковых реформ.

Полный расчет по старым вкладам уже осуществили Литва и Казахстан. Российское правительство пока производит мизерные компенсации. На погашение указанной задолженности в трехлетнем бюджете России на 2008–2010 гг. было выделено по годам всего 56, 70 и 85 млрд рублей на всю страну. При таких темпах долг перед вкладчиками может быть погашен в течение 70 лет. Так долго россияне не проживут, а значит, свои деньги не получат, если политика государства кардинально не изменится.

Велик разрыв в доходах между 10% наименее и 10% наиболее обеспеченного населения современной России. В настоящее время он превышает 15-кратный размер. К тому же 1% населения в лице так называемых олигархов присваивает на вполне законных основаниях более 80% всех доходов от российских недр. 100 богатейших людей России, по данным журнала «Форбс», увеличили свое состояние за год на 2,3 трлн рублей. Это треть доходной части годового бюджета нашей страны с ее энергоресурсами, золотом, алмазами и другими природными богатствами.

Для исправления создавшегося положения некоторые члены Торгово-промышленной палаты России предлагают «ежемесячно переводить половину налогов с экспортной выручки на индивидуальные счета граждан». Похожая практика распределения доходов от продажи нефти действует в Арабских Эмиратах и некоторых других нефтедобывающих государствах. Такая социальная политика помогает решать многие социальные проблемы, в том числе и наиболее сложную – жилищную.

Жилищная проблема. Несмотря на ипотеку, национальный приоритетный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», государство не может сегодня обеспечить право граждан на жилище так, как это было до начала реформ. Можно ли сегодня всерьез говорить о доступности жилья, если около 70% россиян не в состоянии приобрести себе ни квартиру, ни построить дом, у них просто нет на это средств. Низкие темпы жилищного строительства, превышение спроса над предложением привели к резкому повышению стоимости квартир (от 5 до 14 раз в зависимости от региона).

Встать в очередь на бесплатное получение жилья по новому Жилищному кодексу РФ может сегодня только ничтожная часть самых обездоленных, социально незащищенных, малоимущих людей. И они обретут крышу над головой, по подсчетам специалистов, не раньше чем через 20–30 лет.

Для остальных россиян государством указан только один путь реализации конституционного права на жилище – через ипотеку. После рекламы ипотеки в средствах массовой информации цены на жилье возросли, став еще менее доступными для большинства граждан. В год средний житель Тульской области, например, при его скромных доходах может приобрести по рыночным ценам только около 0,85 квадратного метра жилья. Житель соседней Орловской области может позволить себе купить на свои годовые накопления 0,8 квадратного метра, а калужанин и того меньше – только около 0,77. И то при условии, что их расходы на повседневные нужды (питание, одежду, обувь, лекарства, оплату коммунальных услуг и т.д.) будут минимальными.

Конечно, без ипотеки купить квартиру при таких скромных доходах невозможно. Поэтому в условиях низких доходов населения курс государства на ипотечное кредитование многими экономистами признается единственно правильным. Но и с помощью банков обрести крышу над головой в России сегодня крайне проблематично: высок ипотечный процент, который в 5–8 раз выше, чем, например, в европейских государствах. Даже при том, что процентные ставки постепенно снижаются, низкая зарплата не позволяет подавляющему большинству россиян воспользоваться ипотекой. По подсчетам экономистов, только около 10% нуждающихся россиян могут приобрести себе жилье таким способом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.