Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные проблемы российского общества 4 страница




Глава государства В.В.Путин, видя широкий размах коррупции в России, в конце своего второго президентского срока объявил ей «непримиримую войну». В целях противодействия коррупции по инициативе президента РФ В.В. Путина в ноябре 2006 г. в Кремле состоялось Всероссийское координационное совещание руководителей правоохранительных органов. Выступая на нем, президент говорил о необходимости создания законодательства, препятствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки. Одновременно глава государства призвал правоохранительные структуры к более решительным действиям.

Для противодействия коррупции при президенте был создан специальный совет, в который вошли известные юристы, видные политики и общественные деятели. Однако ощутимых результатов они не принесли, так как этот совет практически ни разу не собирался. Дважды Государственная дума принимала закон о борьбе с коррупцией, и оба раза, воспользовавшись правом вето, президент Путин его отклонял.

Разумеется, в условиях, когда действующее законодательство не устанавливает ни уголовную ответственность, ни конфискацию имущества, ни другие суровые меры противодействия коррупции, она расцветает пышным цветом. Если в 2001 г. объем коррупционных сделок оценивался в суммe 50 млрд долларов, то в 2007 г. он достигал уже 250 млрд долларов США. Это пятикратный рост за шесть лет. Получается, что война коррупции, объявленная В.В. Путиным, принесла совершенно противоположные результаты.

В докладе МВД РФ летом 2007 г. отмечалось, что «масштабы коррупции уже представляют реальную угрозу национальной безопасности». «Коррумпированной системой» назвал В.В. Путин свой государственный аппарат в феврале 2008 г. Тем самым бывший глава Российского государства признал, что те кадры, которые он подбирал, назначал или рекомендовал Госдуме, Совету Федерации, региональным законодательным собраниям, не оправдали его высокого доверия.

В начале 2008 г. проблему борьбы с коррупцией в России обсуждали в Общественной палате*. Палата констатировала, что работа над антикоррупционным законом идет уже полтора десятка лет, а нормативно-правового акта как не было, так и нет. Валерий Фадеев, председатель Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства, на заседании палаты подчеркнул: «Коррупция в России не правонарушение, а система общественных отношений».

Новый этап борьбы с коррупцией начался весной 2008 г. с избранием Д.А. Медведева президентом страны. «Мы должны дать бой, причем настоящий бой, самой тяжелой болезни, поразившей наше общест­во, – коррупции. Должен в особом порядке быть раз­работан и реализован национальный план по борь­бе с коррупцией», – заявил преемник Путина.

По инициативе Д.А. Медведева был разработан не только национальный план по борьбе с коррупцией, но и подготовлен и принят пакет антикоррупционных законов, вступивших в законную силу с 1 января 2009 г. Они предусматривают ряд мер, в том числе тотальную ревизию действующего законодательства на предмет «коррупционной составляющей», то есть исключения из нормативно-правовых актов разного рода лазеек.

При сравнении первоначального варианта антикоррупционного законодательства с итоговыми документами бросается в глаза метаморфоза в сторону послабления. В проекты законов депутаты внесли столько поправок, что сумели сделать их беззубыми и практически не опасными для коррумпированных чиновников. Из них убрали главное, что требуют от России Конвенция ООН и Совет Европы по борьбе с коррупцией, а именно: введение уголов­ной ответственности за незакон­ное обогащение.

Уголовные наказания в виде длительных сроков лишения свободы и конфискация имущества содержатся в кодексах большинства европейских государств. Но аналогичные нормы не были включены в российские законы по противодействию коррупции, принятые Госдумой, одобренные Советом Федерации и подписанные главой государства. Возможно, по этой причине в 2010 г. Россия в борьбе с коррупцией занимала малопочетное 154-е место в мире из 178 возможных в рейтинге коррумпированности государств, составленном организацией Transparency International. За год наша страна переместилась на восемь строчек вниз, пропустив вперед Украину. Столько же баллов, сколько и Россия набрали Таджикистан, Папуа – Новая Гвинея, Кения. Лаос, Конго-Браззавиль и Коморские острова. Все эти страны находятся в так называемой «зоне национального позора».

В конце октября 2010 г. президент Д.А. Медведев узнал от руководителя контрольного управления своей администрации К.А.Чуйченко*, что восьмая часть бюджета страны (1 трлн рублей) расхищается коррупционерами при организации госзакупок. Причем ежегодно!

Не обошлось без коррупции и в криминализации России. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют недавние события в станице Кущевская Краснодарского края, г. Волгодонске Ростовской области, г.Гусь-Хрустальный Владимировской области, г.Энгельсе Саратовской области и других больших и малых городах, где бандиты через коррупцию срослись с органами местной власти, образовав организованные преступные группы (ОПГ), которые при попустительстве правоохранительных органов терроризировали местное население.

Поэтому сегодня уже недостаточно просто обличать и ругать коррупцию. Настала пора перейти от слов к делу, от призывов к конкретным действиям. Нужно не грозить пальчиком коррупционерам, пойманным за руку, а сажать их в тюрьму и конфисковывать имущество, нажитое преступным путем. К борьбе с коррупцией следует шире привлекать институты гражданского общества. На наш взгляд, было бы правильно освещать такие судебные процессы в СМИ. Для успешной борьбы с коррупцией нужна не только свободная пресса, но и независимые суды и неподкупные стражи правопорядка. Только в этом случае удастся если не искоренить, то хотя бы существенно снизить высокий уровень коррупции в нашей стране.

В какой-то степени исправить ситуацию может реформа МВД, предусматривающая не только чистку рядов в этой правоохранительной структуре, но и создание профессиональной полиции, свободной от коррупции и нарушений законов.

Политики и правоведы в целях борьбы с коррупцией предлагают также подвергнуть ротации кадровый состав российской прокуратуры и судебной системы. Эти правоохранительные органы привыкли за многие десятилетия в минимальной степени зависеть от закона и в большей степени – от политической и экономической конъюнктуры.

Кроме кардинального повышения зарплаты судьям и прокурорам в целях повышения их неподкупности, а также справедливости и законности вынесенных ими решений, нужно тщательно расследовать каждое постановление прокуратуры, каждую «судебную ошибку», незаконно искалечившую человеческую судьбу. По свидетельству федерального судьи Владимира Казакова, «сегодня вполне реально упечь в тюрьму кого угодно; и доказательства подкинут, и свидетелей найдут». Этой точки зрения придерживаются многие россияне. Они предлагают: «Надо, чтобы за любое неправосудное решение и судьи, и прокуроры, и следователи навсегда изгонялись из этой сферы деятельности». При зарплате в 100 тыс. рублей конкурс на замещение вакантных мест будет весьма значительный.

Одновременно нужно законодательно установить уголовную ответственность работников прокуратуры, высших государственных чиновников за любые попытки вмешательства в принятие решений, оказания давления на судей и председателей судов. Принцип невмешательства исполнительной власти в деятельность судебной власти должен неукоснительно соблюдаться. Тогда не будет в России «карманных» судов и несправедливых решений. А прокуратура станет надежным органом по контролю за соблюдением принятых законов и подзаконных актов, действующего законодательства в целом.

Коррупция в высших эшелонах власти и управления, по мнению независимых политологов и экономистов, стала одной из внутренних причин нового кризиса в России, начавшегося осенью 2008 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.