Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. «имя существительное как часть речи»




«Имя существительное как часть речи»

Морфологические задания

Задание 1. Укажите номера существительных общего рода

1. Вокалист 6. Недотрога

2. Гроздь 7. Недоучка

3. Выскочка 8. Тамада

4. Дизайнер 9. Учитель

5. Запевала 10. Ябеда

 

Задание 2. Отметьте номера существительных, обозначающих наименования профессий и должностей, которые не имеют родовых пар

1. Генерал 6. Машинистка

2. Директор 7. Маникюрша

3. Доктор наук 8. Ткачиха

4. Кондуктор 9. Балерина

5. Машинист 10. Солист

Задание 3. Определите средства выражения рода у следующих существительных; заполните таблицу: союз, родина, государство, редкая плакса, новое пальто, учитель, учительница, зайчишка, городишко, леди, воевода, юноша.

Показатели родового значения Средства выражения Примеры
1. Морфологический    
2. Словообразовательный    
3. Синтаксический    
4. Род мотивирован семантически    

 

 

Задание 4. Распределите приведенные существительные по разрядам; заполните таблицу: ножницы, село, ребенок, пепси, молоко, гелий, листва, мошкара, Огайо, Миссури, героизм, сознание, тропинки, щи, хлопоты, валет, толпа, русалка.

Собственные Нарицательные Одушевленные Неодушевленные Вещественные Собирательные Конкретные Отвлеченные
               

 

 

Задание 5. Определите, к каким разрядам относятся разные значения приведенных существительных

Гений

1. Высшая степень творческой одаренности, талантливости человека в какой-либо сфере деятельности.

2. Человек, обладающий подобной одаренностью.

3. Устар. поэт. Дух – покровитель человека (по древнеримской мифологии).

4. чего. Олицетворение, высшее проявление чего-либо. «Как гений чистой красоты» (П.).

Власть

1. Право управления государством, политическое господство.

2. Органы государственно управления, правительство.

3. Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять чем-либо.

4. чего. Могущество, господство, сила.

Задание 6. Укажите, чем выражается категория числа существительных

1. дом – дома

2. чудо – чудеса

3. человек – люди

4. один кенгуру – стадо кенгуру

5. сын – сыновья (сын - ов - j - а)

6. брат – братья (брат - j - а)

7. козленок – козлята

8. властелин – властелины

9. цыган – цыгане

Задание 7. Допишите окончание, определите падеж и склонение существительных

В дым_ и копот_; знать о приближении_ опасности; о доме и верност_; в смущении_ и ярости; о его бескорыстности_ и скромност_; о стойкост_ и бесскорысти_; в недоумении_ и расстерянност_; говорить о величии_ человека; учиться латын_ и математик_; в кра_, район_, област_; на фестивал_ молодеж_ в Германии_; нуждаться в защит_ и помощ_; в литератур_, живопис_ и график_; о новом период_ жизни; в корн_ и окончании_; в случа_ аварии_.

Задание 8. Поставьте в дательном падеже имена собственные

Наташа, Наталия, Наталья; Мария, Марья, Маша; Анастасия, Настя; Юлия, Юля; София, Софья, Соня; Лидия, Лида; Эмиль, Эмилия; Григорий, Гриша; Виктория, Вика.

Задание 9. Поставьте в предложном падеже имена нарицательные

Юность, юноша, юношество; молодость, молодежь; ветвь, ветка; площадь, площадка; ель, елка.

Задание 10. Из приведенного текста выберите все существительные и разберите по схеме

Первый мегабестселлер Третьего тысячелетия завершен. Как ни крути, он создан в старой Европе и насквозь пропитан ее дыханием. Бог весть – придется ли читателям Ролинг когда-либо всерьез защищать осажденный Хогвартс.

.. Но ежели что, мальчик с серебряным мечом будет с ними.

(Новая газета. 2007. №98)

Стилистические задания

Задание 1. Укажите номера слов, где неправильно употреблен род существительных

1. Красивая бра 6. Болезненный мозоль

2. Новая тюль 7. Серая мышь

3. Серьезное жюри 8. Вкусное какао

4. Зеленое такси 9. Горячее кофе

5. Лечебная шампунь 10. Черный рояль

Задание 2. Отметьте словосочетания, в которых существительные имеют только окончания или только -у. Укажите случаи, где возможно вариативное окончание -а/-у

Выпить ча__ Ложка сахар __

Стакан ча__ Производство сахар __

Производство ча__ Подсыпь сахарк __

Стакан индийского ча__ История народ __

Выпить чайк ­­­__ Много народ __

 

Задание 3. Поставьте существительные в именительный падеж множественного числа. Отметьте существительные, которые имеют только окончание - а, - я, только окончания - ы, - и, или вариативные окончания -а/-я; -ы/-и

бухгалтер возраст сторож

вензель директор центнер

ветер доктор цех

джемпер сорт шторм

диспетчер счет шофер

учитель терем хлеб

ректор инженер год

снайпер

 

Задание 4. Поставьте имя существительное, данное в скобках, в родительный падеж множественного числа

1. Привезли из Самарканда несколько (дыни).

2. Купили несколько (простыни).

3. В магазине не было ни (апельсины), ни (мандарины), на (баклажаны), зато купила два килограмма (помидоры) и килограмм (яблоки).

4. Сколько (доли) от наследства ты получил?

5. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры, татары, армяне).

6. В углу стола несколько (кочерга).

7. В саду много (яблони, вишни, смородины).

8. Рим пал от нашествия (варвары).

9. В поход мы взяли две пары (сапоги), несколько пар (чулки и носки).

10. Купили весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

 

Задание 5. Образуйте существительные в именительном падеже множественного числа. Поставьте в них ударение

 

паспорт ректор лектор

кузов свитер слесарь

шулер редактор раз

тенор шофер почерк

профессор год дно

договор род бухгалтер

отпуск образ инженер

торт порт цех

цыган

Задание 6. Укажите номера предложений, в которых выделенные существительные стоят в винительном падеже

1. Опасаться неприятностей.

2. Набрать грибов.

3. Встретить друга.

4. Меня интересует этот спектакль.

5. Достичь хорошего результата.

Задание 7. Укажите существительные, где согласные перед э произносятся мягко. В скобках укажите их склонение, а также морфологический показатель склонения

академия реквием модель

гипотеза шинель дефис

кодекс кофе эстетика

 

Задание 8. Исправьте ошибки, отредактируйте стиль в использовании существительных

1. К празднику купили пять кило бананов.

2. Врачиха выписала дорогостоящее лекарство.

3. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.

4. В личном жизни у меня полное фиаско.

5. Мальчик добился переселения чувства страха.

6. Работу нужно закончить к пятому апреля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.