Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. Вопросы для самопроверки




Вопросы для самопроверки

V. Схема разбора местоимений

1. Слово в тексте, вопрос к нему

2. Часть речи

3. Начальная форма

4. Разряд по соотношению с другими частями речи

5. Лексико-грамматический разряд

6. Лицо (если есть)

7. Род (если есть)

8. Число (если есть)

9. Падеж

10. Склонение

11. Синтаксическая функция в предложении

 

1. Охарактеризуйте местоимение как части речи; приведите примеры.

2. Укажите различия в понимании границ местоимения как части речи. Чья позиция представляет вам наиболее правильной?

3. Назовите разряды местоимений и все слова, входящие в каждый разряд.

4. Охарактеризуйте значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимений каждого разряда.

5. Что такое прономинализация? Покажите это явление на примерах.

6. Опишите особенности использования местоимений в стилистических целях. Приведите примеры.

7. Расскажите о правописании местоимений.

 

Основная литература

1. Аникина А. Б., Калинина И. К. Современный русский язык. Морфология. – 1983.

2. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. – С. 458-464.

3. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2000. - С. 293-301.

4. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1984. – С. 333-344.

5. Краткая русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой и В. В. Лопатина, М., 1989. – С. 202-214.

6. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1991 – С. 217-219.

7. Русская грамматика М., 1980. Т 1. – С. 531-539.

Дополнительная литература

1. Купалова Л. Ю. Употребления местоимений в речи // Русский язык в школе. 1995. №4.

2. Откупщикова М. И. Местоимения современного русского языка в структурно-семантическом аспекте. Л., 1984.

3. Селиверстова В. И. Слова «другой» и «иной» в современном русском языке // Русский язык в школе. 1990. №1.

4. Чугунов В. И. Местоименные образования «один – другой – третий» // Филологические науки. 1992. №1.

5. Шведова Н. Ю., Белоусова А. С. Система местоимений как исход смыслового строения языка и его смысловых категорий. М., 1995.

«Местоимение как часть речи»

Морфологические задания

Задание 1 Сколько местоимений в тексте? Назовите разряды каждого.

И гордый взор ее так томен,

И цвет ланит ее так темен,

Что жизни мне она милей. (А.П.)

Задание 2 Определите, какую часть речи заменяют данные местоимения.

Мой, себя, этот, кто, каждый, некто, что-то, ты, тот, другой, сколько, нечто, что-нибудь, твой, такой, кто-либо, некоторый, свой, самый, несколько, нечего, кое-какой, сколько, вам, сам, весь, столько.

 

Задание 3 Найдите начальную форму местоимения. Укажите, к какому из девяти разрядов относится каждое местоимение, затем – каким оно является по своим изменениям.

С ним, мимо нее, изо всех, под нами, об ином, без всякого, во всю, ко всему, каким-то, никому, о скольких, при некоторых, предо мой, изо всех сил, перед ним, во всем, со мной, о себе, с нами, во всяком случае, перед кем, от них, с некоторых, в нескольких, с кем, о чем, никаким, кое у кого, ни перед кем, с каким-то, не по себе, о всяком, ни за кого, не к чему, кое к кому.

Задание 4 Укажите начальную форму следующих личных местоимений.

Меня, тебя, его, (о) нас, мне, тебе, ими, тобою, нами, ее, их, вами,

(о) вас, (обо) мне, (о) них, им, мною.

Задание 5 Просклоняйте следующие сочетания слов:

я сама, она сама, оно само, мы сами, все вы; несколько снарядов; чья шапка; никакой, ничей.

Задание 6 Из приведенного текста выберите все местоимения и разберите по схеме.

Марк Рудинштейн, наверное, единственный российский кинопродюсер, которого зрители знают в лицо. Увидев его на экране в какой-нибудь роли, публика тут же опознает в нем известного кинопродюсера: «Гляди-ка, Рудинштейн! Господи, он еще и снимает!» А сам-то он кем себя числит? (Российская газета. 2008. 17-23 января.)

Стилистические задания

Задание 1 Выберите нужное местоимение. Аргументируйте свой выбор.

1. В пьесе «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.

2. Это человек собирал (каждый, любой, всякий) хлам.

3. Поезд останавливается на (каждой, любой, всякой) остановке.

4. Дети ходили на прогулку в (каждую, любую, всякую) погоду.

5. (Каждый, любой, всякий) ребенок должен соблюдать режим дня.

6. (Каждый, любой, всякий) человек может научиться ходить на лыжах.

7. Волевой человек может преодолеть (каждые, любые, всякие) трудности.

8. (Каждый, всякий, любой) день приносит нам свои радости.

9. (Каждый, всякий, любой) патриот любит свое отечество.

10. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.

Задание 2 Укажите номера предложений, где местоимения создают:

а) двусмысленность;

б) употреблено неверно.

1. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире.

2. Профессор попросил студента отнести книги к себе.

3. Я предложил ему закурить свои сигареты.

4. Молодежь и их отцы имеют разное представление о воспитании детей.

5. Те, кто пришли на концерт, остался довольны.

6. Я скучаю по вам.

7. Ленский вызвал Онегина на дуэль. Он его убил.

8. Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него осталось хорошее впечатление.

9. У его нет домашнего задания.

10. Нарушители правил дорожного движения зачастую остаются без внимания милиции. Они мешают нам сохранить безопасность на дорогах.

11. На приеме к врачу пришла мама с ее детьми.

12. В отношении его возбуждено уголовное дело.

Задание 3 Отредактируйте отрывок, устранив неясности, вызванные неправильным употреблением местоимений.

Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. «Поймаю живым», - решил Мартын Павлович. Мартын Павлович накинул мешок на голову барса и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом. (Арс).

Задание 4 Напишите местоимение в нужном падеже.

 

от (он) ­­__­__________ подо (я) _________

навстречу (она) _____ мимо (он) ________

благодаря (он) ______ вопреки (они) _____

выше (они) _________ старше (она) ______

возле (он) __________ вокруг (он) _______




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.