Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. V. Схема разбора глагола




V. Схема разбора глагола

Категория числа и рода глагола

Категория числа и рода глаголов – это не самые важные характеристики глагола, так как они характеризуют не столько само действие, сколько субъектов действия.

Число глаголов показывает, один или больше одного было производителей действия (пишет - пишут).

Значения рода проявляются только у глаголов в прошедшем време­ни и служат для дублирования родовой характеристики существительного или местоимения, с которым согласуются глагольные формы (он знал, она знала, оно знало). Родовые различия имеются только у форм единственно­го числа.

Показателями рода у глаголов являются окончания: нулевое для мужского рода, - для женского рода, - для среднего рода (читал, чита­ла, читало).

1. Слово в тексте, вопрос к нему

2. Часть речи

3. Начальная форма

4. Спрягаемая/неспрягаемая форма

5. Основа

6. Вид

7. Переходность/непереходность

8. Залог

9. Возвратность/невозвратность

10. Наклонение

11. Время

12.Спряжение

13. Лицо

14. Число

15. Род

16. Синтаксическая функция в предложении

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте глагол как часть речи; приведите примеры глагольных основ.

2.Назовите собственно глагольные грамматические категории; приведите примеры.

3.Назовите спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы; приведите примеры каждой из них.

4.Что делает инфинитив начальной формой глагольных слов?

5.Что такое «класс глагола»? Покажите его реальность на примерах разных глаголов.

6.Охарактеризуйте вид как грамматическую категорию глагола. Из каких отдельных значений она образуется?

7.Что такое «категория наклонения» русского глагола? Из каких грамматических значений она формируется?

8.Что выражает изъявительное наклонение и какими формами оно представлено? Приведите примеры. От каких основ они образуются?

9. Как противопоставляются друг другу настоящее, прошедшее и будущее время?

10. Что такое «залог русского глагола»? Из каких отдельных значений образуется эта категория?

11. Дайте определение категории лица глагола. На каком основании выделяются формы 1-го, 2-го и 3-го лица, какие значения ими выражаются? Приведите примеры.

12.Сколько форм и какие может иметь безличный глагол? Покажите это на примерах.

13. Что называется спряжением глагола в широком и узком значении этого термина?

14. Какие формы глагола называются спрягаемыми и почему?

15. Какие формы глагола называются неспрягаемыми и почему? Подтвердите примерами.

16. Расскажите о спряжении глагола. Что такое «разноспрягаемые глаголы»? Приведите примеры.

17.Как можно морфологически определить принадлежность глагола к типу спряжения? Покажите на примерах.

Основная литература

1. Аникина А.Б., Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология.-М., 1983. – С. 105-108

2. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1989. –

С.465-501

3. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. М., 2000.- С. 301-335.

4. Современный русский язык/ Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1984 – С.344-375.

5. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А.Леканта. – М., 1991. С.198-200

6. Русская грамматика /Под ред. Н.Ю.Шведовой В.В.Лопатина. –

М., 1989. – С. 263-301.

7. Русская грамматика. М., 1980. Т1. С. 618-636.

Дополнительная литература

1. Бондарко Л.Б., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967

2. Авилова И.С. Вид глагола и семантика глагольного слова М., 1976.

3. Храковский В.С. Взаимодействие грамматических категорий глагола: Опыт анализа и вопросы языкознания. 1990. №3.

4. Сабанеева М.К. О сущности наклонения и вопросы языкознания. 1994. №5.

5. Бондарко А.В. О значениях видов русского глагола// Вопросы языкознания. 1990. №4.

6. Пирогова Л.И. Русский глагол. Грамматический словарь – справочник. М., 1999. – С. 13-82.

Гейтляр С.Я. Русский инфинитив: категориальная характеристика, функционирования СПБ., 1996.

Васильев Л.М. Семантика русского глагола. Глаголы речи, звучания и поведения. Учебное пособие. Уфа, 1981.

 

«Глагол как часть речи»

Морфологические задание

Задание №1. К приведенным глаголам подобрать видовую пару. Указать способ образования видовой пары.

Хлынуть, очнуться, встрепенуться, заработать, спросить, рассадить, вырастить, греть, толкнуть, рисовать, белить, седлать, готовить, ловить, говорить, сжать, принять, разрезать, рассыпать, присутствовать, сочувствовать, сидеть, казнить, велеть.

Задание №2. К глаголу совершенного вида допишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов: -а / -я; - ва; - ыва / - ива и других.

Пренебречь, увлечь, взять, послать, двинуть, заткнуть, проводить, забыть, обуть, расколоть, размежевать, отстоять.

Задание №3. Подберите глаголы на – ся к тем, к которым можно, и напишите их. Укажите залоги глаголов. Составьте с подобранными глаголами предложения.

Оденешь, возьмешь, обожжешь, жужжишь, брызнешь, ссоришь, соберешь, собираешь.

Задание №4. Укажите залоги глаголов, а также глаголы, не имеющие формы залога.

1. Бригада строит дом. 2. Ребенок умывается. 3. Дом строится нашей бригадой. 4. Дом построен нашей бригадой. 5. Дети спят спокойно. 6. Светает рана. 7. Дети засмеялись. 8. Слышатся редкие взрывы. 9. Мы договорились о встрече. 10. Капитан всматривается в даль. 11. Нужно договориться о встрече.

Задание №5. Образуйте основу от глаголов неопределенной формы.

Засыпать, организовать, хвалить, крикнуть, таять, вертеть, вянуть, везти, мочь, грести, запереть, бить, рыть, колоть, дуть, взять.

Задание №6. Образуйте основы настоящего времени.

Быть, дать, ехать, чтить, петь, гнать, блестеть, реветь, ошибиться, слать.

Задание №7. Выполните таблицу, используя указанные глаголы.

1-е лицо настоящего или будущего простого времени Неопределенная форма Прошедшее время Настоящее или будущее простое 2–е лицо ед.ч. 3 – е лицо мн. числа

 

Вижу, раскаюсь, брошу, бросаюсь, обижусь, выслушаю, понадеюсь, выдержу, откланяюсь, выполню, выгляжу, вычищу, забеспокоюсь.

Задание № 8. Безличные глаголы заменить глаголами в форме прошедшего времени и постройте с ними предложения.

Становится, хочется, дремлется, брезжится, удается, смеркается, светает, не спится, вечереет, почудится, морозит.

Задание № 9. Проспрягайте глаголы.

Возьму, стелю, солю, пишу, слышу, клею, сею, буду, бужу, держусь, кажусь, борюсь, ссорюсь, хочу, еду, ем.

Задание № 10. Образуйте глаголы 2 –го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Стать, помнить, гнать, клеить, рыть, брить, сеять, терпеть, пахать, одеть, проскакать, проскочить, клеветать, разъехаться, выспаться, слышать, слушать, отправить, отправлять.

Задание № 11. Разделите на группы глаголы, у которых нет формы 1 лица единственного числа. Укажите особенности каждой группы.

Дерзить, тузить, убедить, галдеть, толпиться, обступить, победить, вечереть, рассветать, тошнить, смеркаться, наступить (о времени), вскипеть (о воде), произойти, течь, исходить, пошатывать, удаваться, хватать.

Задание № 12. От данных глаголов образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа.

Отказаться, охранять, есть, забудь, выйти, разбудить, дежурить, сэкономить, спрятать, приблизиться, не ссориться, ехать.

Задание № 13. Из приведенного текста выписать все личные формы глагола и инфинитив и разобрать по схеме.

Смотрю на красавицу умиленно и восхищенно приблизительно две минуты – не более. Потому что примерно на пятой фразе Наталья Гончарова Нашего Времени произносит такие слова:

- Дайте мне деньги на сапоги. Каждый раз, когда я буду их надевать, буду вспоминать нашу встречу.

Не кажется ли вам, милые россияне, что сегодня вы – как бы это поделикатнее выразиться – немножко не такие, как те русские женщины, которыми столетиями восхищался весь цивилизованный мир.

Стилистические задания

Задание № 1. Определите вид ошибки:

· неверное образование формы глагола;

· стилистически неправильный вариант;

· семантически неправильный вариант;

· неправильное употребление вида глагола;

· неправильное употребление наклонения глагола;

· неправильное употребление времени глагола;

· неправильное образование формы от бесприставочного глагола.

1. Опытный психиатр консультирует, проводит лечение у себя дома или приедет к пациенту по вызову.

2. К концу первого года жизни ребенок обычно научается ходить самостоятельно.

3. Если перечитывать рассказ, просмотреть заново фильм, всегда находишь что-то новое.

4. Мы любим посидеть на закате и наблюдать, как солнце погружается в темную гладь моря.

5. Дети часто махают руками.

6. Забывши сделать задание, студент пришел на семинар неподготовленным.

7. Ученые двигают науку вперед.

8. Пока бок стиральной машинки сохнул после окраски, мы беседовали с бригадиром.

9. Не заметя воспитателя, малыши продолжали плакать.

10. Все это придало бы глубину сюжетным событиям и сделало зрелище более содержательным и красочным.

Задание № 2. Выберите нужную глагольную форму. При выборе буквы нужно учитывать:

а) вид глагола;

б) спряжение глагола;

в) переходность глагола.

1. Враги кровав (е,и) ли руки.

2. Наравы кровав (е, и)ли.

3. Реки обезвод (е, и) ли.

4. Обезвод (е, и) ли участок болота.

5. Обезде ж (е, и) ли после отпуска.

6. Обезденеж (е, и)ли родителей.

7. Обессил (е,и) л в схватке.

8. Обессил (е, и) л врага.

9. Кожа шершавав (е, и) от мороза.

10. Грязная работа шершав (е,и) руки.

Задание № 3. Образуйте формы повелительного наклонения от глаголов глядеть, ехать, лазать, лезть, лечь, трогать

Задание № 4. Проспрягайте глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь. Что нужно помнить при спряжении этих глаголов?

Задание № 5. Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени. Помните, что при согласовании глаголов с вопросительным местоимением «кто» употребляется мужской род единственного числа. Для согласования с женским родом употребляется дополнительное местоимение «такая». При вопросительном местоимении «что» глагол-сказуемое в прошедшем времени употребляется в среднем роде. В остальных случаях объясните сами, почему глаголы употреблены так, а не иначе.

1) Библиотека – музей Булгакова (приобрести) неизданные рукописи писателя.

2) ЦСУ (выпустить) очередной бюллетень.

3) Диван – кровать (стоять) у правой стороны.

4) Подгорела картошка. Что (подгореть)?

5) Подгорел лук. Что (подгореть)?

6) Подгорели картошка и лук. Что (подгореть)?

7) Приехал брат. Кто (приехать)?

8) Приехала сестра. Кто (приехать)?

9) Приехали брат и сестра. Кто (приехать)?

10) Никогда не забудут ужасов войны те, кто её (пережить).

11) Никто из сестёр, даже старшая, не (знать) о случившемся.

12) Журнал «Москва» (опубликовать) повесть молодого писателя.

13) «Известия» (поместить) подробную рецензию на примьеру в театре «Современник».

Задание № 6. Укажите отличительные особенности пары глаголов класть – положить. Докажите примерами.

Задание № 7. Вставьте по памяти пропущенные слова и строчки из произведений Н.Гоголя и А.Пушкина. Укажите, какие это части речи.

1) Я … вас, господа, чтобы сообщить вам … известие: к нам едет ревизор.

2) Ей в … дано было зеркальце одно.

3) Дела давно минувших дней, … старины глубокой.

4) … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

5) Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг…

6) Вот бегает дворовый мальчик, себя в коня …

7) Гусей крикливых караван тянулся к югу. … довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.

8) Только поп один Балду не любит. Никогда его не …

Ответ:

1)пригласил,

а) пренеприятнейшее

2) приданое

3) преданья

4) приплыла

5) прелестный

6) преобразив

7) приближалась

8) приголубит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.