Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме




IV. Схема разбора деепричастия

III. Переход деепричастия в другие части речи

Деепричастия, совмещающие в себе признаки глагола и наречия, могут переходить в наречия. Этот процесс называется адвербиализацией. Адвербиализация деепричастия заключается в утрате им значения действия. Обязательным условием адвербиализации деепричастия является его употребление без зависимых слов, поддерживающих его глагольность. (Ср.: Стоя у окна, он молча смотрел в даль, Школьникам положено отвечать стоя).

С адвербиализацией деепричастия мы имеем дело в случаях типа: читать лежа, работать сидя, говорить недумая. Такие деепричастия обычно стоят в постпозиции и являются обстоятельствами образа действия.

Деепричастия благодаря, взирая (невзирая на), включая, смотря (несмотря на), спустя, судя (судя по) перешли в предлоги, а деепричастия хотя, невзирая на то, что, несмотря на то, что – в союзы.

1. Слово в тексте, вопрос к нему

2. Часть речи

3. Начальная форма

4. От какой основы, суффикса образовано

5. Вид

6. Переходность /непереходность

7. Возвратность/невозвратность

8. Синтаксическая функция в предложении

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой деепричастие как особая форма глагола?

2. Какие морфологические значения у деепричастия относятся к глагольным? Покажите на примерах.

3. Какие грамматические значения у деепричастий одинаковые с наречиями? Покажите на примерах.

4. От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида. Покажите на примерах.

5. От каких основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного твида? Покажите на примерах.

6. От каких русских глаголов деепричастия не образуется? Приведите примеры.

7. Чем различаются между собой деепричастия с суффиксами –а(-я) и учи(-ючи), а также – в(-вши). Покажите на примерах.

Основная литература

1. Аникина А.Б. Калинина И.К. Современный русский язык: Морфология. – М., 1983.

2. Современный русский язык /Под.ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989.-С.510-512

3. Современный русский язык /Под.ред.П.А.Леканта.-М.,2000.- С.338-340.

4. Современный русский язык /Под.ред. Д.Э. Розенталя – М., 1984.-С.381-384.

5. Краткая русская грамматика /Под.ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. – М.,1989.- С.307-310.

6. Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред.П.А.Леканта.-М., 1991.-С.205-206.

Дополнительная литература

1. Буланин А.Л. Трудные вопросы морфологии М., 1976.

2. Одинцова М.А. О грамматическом значении деепричастия в современном русском языке//Русский язык в школе. 1977. № 4.

3. Пирогова Л.И. Русский глагол. Грамматический словарь – справочник.

М., 1999. –С.60-63.

 

«Деепричастие как особая форма глагола»

Морфологические задания

Задание № 1. Найдите в тексте деепричастия несовершенного исовершенного вида. Укажите, где деепричастие обозначает действие,

где - действие, предшествующее другому действию. Перепишите, вставьте пропущенные знаки препинания.

1. Всадник с ношей мчится черной буркой ее прикрывая. 2. Орел с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. 3.В избушке распевая дева прядет. 4. Уж за рекой дымясь пылал огонь рыбачий. 5.На красных лапках гусь тяжелый задумал плыть по лону вод ступает бережно на лед, скользит и падет. 6.Урну с водой уронив об утес ее дева разбила. 7. Я шел вперед поднимаясь все выше. 8. Однако болтая с тобой грибов не соберешь. (А.П.)

Задание № 2. Образуйте деепричастия несовершенного вида от тех глаголов, от которых они образуются.

Поднимать, держать, беречь, вести, слышать, пахать, потчевать, бить, бороться, волноваться, зябнуть.

Задание № 3. Образуйте деепричастия совершенного вида от данных глаголов. От каких глаголов можно образовать деепричастия с суффиксом -я?

Посеять, склеить, увидеть, построить, запрячь, запереть, расцвести, окрепнуть, коснуться, расположиться.

Задание № 4. Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия настоящего времени и деепричастия несовершенного вида.

Везти - везущий - везя; мыть, дышать, идти, видеть, надеяться, заботиться, строиться, бороться.

Задание № 5. Образуйте от данных ниже глаголов действительные причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида.

Выздораветь - выздоровевший; выздоровев; выполнить, вырасти, проскочить, проскакать, поравняться, остановиться.

Задание № 6. К каждому глаголу подобрать видовую пару, образовать от обоих глаголов деепричастия, указать вид.

Купить, подъезжать, увидеть, осветить, заливать, дрожать, свернуться, напевать, задыхаться, выкупаться.

Задание № 7. Из текста выписать глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами.

1. Я долго стоял на углу, поглядывая на калитку. 2.Он, оставшись один, написал просьбу об отпуске. 3.Пригнув к земле шею и голову, прямо на ребенка шел огромный серый кот. 4. Человек, чуть побледнев, вынул из кармана пиджака записную книжку и, сосредоточенно листая ее, присел к столу. 5.Подросок удил рыбу, стоя босиком на полусгнившем бревне.

 

Задание № 8. Перестроить предложения, поставив деепричастный оборот в начале, конце и в середине предложения.

1.После неудачного хода Шахматист сдался.

2. Шофер услышал сигнал и свернул в сторону.

3.Альпинисты добрались до вершины и поставили там флаг.

4.Туристы отдохнули в лесу и отправились дальше.

Задание № 9. Из приведенного текста выберите все деепричастия и разберите их по схеме.

Актер, рванув мимо камер, выхватил мальчика буквально из-под колес. Резко затормозив, трамвай отбросил Земляникина на несколько метров в сторону. На следующий день газеты, пестрея заголовками «Подвиг артиста», пели ему дифирамбы. Шел 1957 год.

 

Стилистические задания

Задание № 1. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота (деепричастный оборот оставьте без изменения).

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом – ошибка, ставшая в последнее время очень распространенной. Она встречается на телевидении, радио, в речи парламентариев и т.д. Посмотрите, что получается: Подъезжая к стации… слетела шляпа. Выходит, шляпа подъезжала к станции?! Чтобы не выглядеть смешно и не превращать свою речь в беспорядочный набор фактов, запомните: деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться только в том случае, если субъект, выполняющий действие, выраженное деепричастием, является подлежащим! Это значит, что за деепричастием обязательно должно следовать название субъекта в именительном падеже.

1) Проходя по данному поселку, на меня пахнуло свежестью жасмина.

2) Услышав его голоса, у меня чаще забилось сердце.

3) Увидев девушку в новом платье, у него захватило от радости дух.

4) Приехав домой, мне стало значительно лучше.

5) Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.

6) Глядя на эту ветку сирени, мне нежнее вспомнилась моя молодость.

7) Слушая музыку Моцарта, на не покидает ощущение причастности к чуду.

8) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая её.

9) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.

10) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, болят ноги.

11) Взяв ее под руку, они пошли вместе.

 

Задание № 2. При каждом деепричастном обороте даны два предложения. Выберите, с каким из этих предложения можно связать деепричастие. Запишите его. Объясните вам выбор. Сохраняйте запятые.

1. Стоя у машины, … а) я услышал чьи-то шаги; б) мне послышались чьи-то шаги. 2. Стремительно двигаясь по воде, … а)шел вверх по течению пароход; б) мы плыли на пароходе вверх по течению. 3. Сбегая по овражкам,

а) звенели ручейки; б) ручьи звенели веселыми голосами. 4. Разлившись по берегу, … а) река затопила берега; б) луга оказались под водой. 5. Сев за рояль, …а) раздались звуки вальса; б) она заиграла вальс. 6. Получив бандероль от друга, …а) радость охватила меня; б) я очень обрадовался.

7. Появились из-за гор, …а) сразу стало светло; б) солнце осветило верхушки сосен.

 

Задание № 3. Исправьте ошибки, связанные неправильным употреблением деепричастного оборота, расставьте знаки препинания.

1. Начиная с перестройки в России прошло много изменений.

2. Средний балл выводится исходя из общего количества оценок.

3. Несмотря на трудности средний бизнес продолжает развиваться.

4. Будучи тонким ценителем искусства он не пропускал ни одной выставки.

5. Нужно идти вперед невзирая на неудачи.

6. Нельзя работать спустя рукава.

7. Судя по всему ситуация должна измениться к лучшему.

8. Не нужно читать лежа.

9. Кредитная карточка есть платежный документ используя который потребитель оплачивает товары и услуги.

10. Сотрудники отдела получив распоряжения министерства и изучив документацию приступили к разработке нового проекта не медля ни дня.

11. Нужно не останавливаться на достигнутом а преодолевая трудности стремиться, вперед усваивая новые знания.

 

Задание № 4. Учитывая стилистические свойства приведенных словосочетаний с причастиями и деепричастиями, выпишите их следующим образом: 1) употребляющиеся в книжном стиле; 2) стилистически нейтральные; 3) употребляющиеся в разговорной речи.

Рассматриваемая в статье проблема; блестящий лед, искомая величина, пристально глядя в лицо, битый час,, выраженная в письме благодарность, не сходя с места, отвечая на вопросы, встречен с сестрой, заросший сад, сидя в неудобной позе, цветущая женщина, отличаясь от остальных, знающий специалист, приходящая няня, ни на минуту не утихающая боль, открыто с 8 до 19, на ночь глядя, пришли не сговариваясь, вьющиеся волосы, писавший маслом, не переводя дыхания, пишущая машинка, далеко отставший от колонны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.