Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме




Вопросы для самопроверки

1. Какие группы слов в русском языке принято называть союзами? Можно ли их называть союзами? Можно ли называть отдельной частью речи?

2. Каково значение и функции союзов? Можно ли утверждать, что значение союза – это его функция?

3. На какие разряды (типы) можно разделить союзы в зависимости от характера синтаксических единиц, которые они соединяют?

4. Какие союзы называются сочинительными, на какие разряды они делятся? Покажите на примерах.

5. Какие союзы называются подчинительными, на какие разряды они делятся? Покажите на примерах.

6.Чем отличаются простые и составные союзы покажите на примерах.

7. Какие союзы называются «двойными»? Как располагаются части двойных союзов? Приведите примеры.

8.Что такое союзные слова? Чем отличаются союзные слова от союзов:

а) по значению; б) по функции; в) по структуре.

9. Расскажите о правописании союзов. Приведите примеры.

 

«Союз как служебная часть речи»

Морфологические задания

Задание 1. Найдите в предложениях сочинительные союзы. Укажите их значение. Отметьте повторяющиеся союзы.

1. Было темно, и на улице никого не было. 2. Солнце светит, да ветерок свежий. 3. Никто не вышел ни к завтраку, ни к обеду. 4. Разум нам говорит одно, а сердце другое. 5. Люди хотят счастья, но не завтра, а сегодня, не мифического, а реального. 6. Ребенок то бледнел, то краснел. 7. Человек говорил то шепотом, то переходил на крик. 8. Есть не хотелось, зато пили много. 9. Он смотрел на друзей не то хмуро, не то сердито. 10. Все остались дома, но никто первым не хотел сказать главного. 11. Я хотел получить второе образование, да помешала болезнь. 12. Не только дети, но и родители должны уважать друг друга.

Задание 2. Какие смысловые отношения выражаются с помощью сочинительных союзов:

· соединительные;

· разделительные;

· противительные;

· сопоставительные;

· градационные;

· присоединительные.

1. Я нес птенца осторожно и бережно.

2. Страда отшумела, и теперь по обе стороны дороги чернела земля.

3. Чемпионат страны завершен, но хоккейный сезон продолжался.

4. Распаляясь, подожгли кузницу, однако сообразила, что сделали это зря.

5. Для нее это было не столько свидетельством смерти, сколько знаком смерти.

6. Следующей родилась девочка, и назвали ее Валентиной.

7. В коммунальной квартире исчезли вдова, а молодежи становилось все больше.

8. Зимой прогнозы о метели или гололеде не редки.

9. Молотки звучали то сердито, то торопливо, то звонко.

10. Не только я, и местный житель не отыскал бы сейчас этой тропинки.

11. Его серьезно наказали, и поделом.

12. Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, или мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (Е.Е.)

Задание 3. Охарактеризуйте значение сопоставительного союза «а»

1. Наши чувства не уменьшались, а крепли. 2. Красные подступают, а белые отступают. 3. Студент закончил говорить, а преподаватель все молчал. 4. До обеда была конференция, а после обеда отменили занятия. 5. Куклу хотели спрятать старшие дети, да младшие не дали.

Задание 4. Найдите в предложениях подчинительные союзы. Укажите на разряд и значение

1. Беседа состоялась сразу, как все вышли. 2. Очень жаль, что сейчас не лето. 3. Он читал рекламные объявления, пока не нашел то, что нужно. 4. Присутствовать на собрании надо, хотя и неинтересно. 5. Все увидели, как он побледнел. 6. Ребенок был слишком мал, чтобы понимать все. 7. Он встал, чтобы поздороваться. 8. Не будем равнодушны, ибо равнодушие опасно для души человека. 9. Люди, как правило, спешат на природу, когда свободны. 10. Был час, когда во всем городе пробки. 11. Это тот журналист, который мне симпатичен. 12. Несмотря на позднее время, на улицах города было много людей.

Задание 5. Какую функцию выполняет слово что в следующих предложениях:

· союза

· союзного слова

1. Поэт знал, что ему нужно для творчества.

2. Он с трудом расслышал, что спросил больной.

3. Она сказала, что очень устала.

4. Режиссер понял, что разговор окончен.

5. Он долго размышлял, что бы ей сказать.

6. А что тут интересного?

7. Ребенок сидел притихший, думая о том, что его ожидает на новом месте.

8. Все видели, что подозрительный человек вышел из подъезда.

9. Говорят, что детское горе непродолжительно, а женские слезы – вода.

Задание 6. Найдите в предложениях союзные слова и определите в них синтаксическую функцию.

1. Все, кто мог, покинули стадион. 2. Он был похож на человека, который не понимает, что делает. 3. Не знаю, сколько студентов было на лекции. 4. Ведь все, что происходит может повториться. 5. Многое, о чем говорили, люди слышали впервые. 6. Памятник, на который смотрели горожане, был очень красивым. 7. Он не ответил, почему в шахте произошла авария. 8. Слово – это земля, где каждый говорит, что считает нужным. 9. Без всякого интереса у журналистов спросили, кто мы такие. 10. Как во сне, он отвечал на вопросы, которых не знал. 11. Она потеряла ощущение, что находится близко, а что – далеко.

Задание 7. В приведенном тексте найдите союзы и разберите их по схеме.

Он никогда не ошибается, и я ни разу не видел, чтобы двадцать второй номер «Милана» отдал нас заведомо не туда или ударил наобум. Ошибаются другие, тоже не слабые футболисты, а Кака отдает пасы, которые рассчитаны до двадцать пятого знака после запятой («Новая газета». 2007. №96).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.