Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум по теме. «частица как служебная часть речи»




«Частица как служебная часть речи»

Морфологические задания

Задание 1. В роли какой части речи выступает слово «весь» (всё, все, вся) в данных предложениях:

1. местоимения;

2. субстантивированного местоимения;

3. наречия;

4. частицы.

1. Ему все не нравилось.

2. Смех разбирал его все больше.

3. После северных туманов все здесь было ярче.

4. Писем не было, девушка становилась все печальнее.

5. Весь город спал.

6. Хожу всё время простуженный.

7. Все хорошее ждет нас впереди.

8. Чем ты всё недовольна.

9. Почему ты всем недовольна.

Задание 2. Какие модальные оттенки вносятся в высказывание с помощью выделенных частиц:

1. утвердительные;

2. отрицательные;

3. вопросительные;

4. сравнительные.

1. Нет, я не был для него примером.

2. Он отнюдь не робкого десятка.

3. Тебя вызывали? Да, вызывали.

4. У ребенка на глазах действительно слезы.

5. Что, не видел такой красоты?

Задание 3. Определите, к какому разряду относятся выделенные частицы:

1. формообразующие (образуют формы слова);

2. словообразующие (образуют новые слова);

3. смысловые (придают отдельные оттенки смысла);

4. эмоционально-экспрессивные (усиливают выразительность высказывания);

5. модальные (выражают отношение к достоверности фактов: подтверждение, сомнение, возможность, отрицание и т.д.).

1. Вот парадный подъезд. (Н.)

2. Это слово даже произнести страшно.

3. Что за жизнь была тогда!

4. Где тебе со мной тягаться!

5. Скала эта защищает нас от северных, но отнюдь не от южных ветров!

6. Куда ей до тебя!

7. Лошадь пила воду из какой- то речки.

8. Он хотел управлять каким- нибудь госпредприятием.

9. Я бы на это не решилась.

10. Пусть она уйдет.

11. Поезд стоял на станции только три минуты.

12. Да здравствует социализм!

13. Неужели вы не воспользуетесь таким шансом?

14. Я надоела тебе, да?

15. После ее прихода мне вроде стало легче.

16. В кладовке одни мыши.

17. Вы куда это? Вернитесь!

Задание 4. Из приведенного текста выписать все частицы и разобрать их по схеме.

О существовании профессиональной болезни – «синдрома сгорания», эмоциональной перегрузки – Костя лишь узнал месяц назад. Но он работает клоуном – доктором в одиночку вот уже три года. И решительно ничего…

(Новая газета. 2007. №98).

Стилистические задания

Задание 1. Из частиц не/ни выберите нужный вариант; укажите, где частицы не/ни служат для

· отрицания;

· двойного отрицания;

· усиления отрицания.

1. Я (не/ни) могу (не/ни) улыбнуться.

2. Мы (не/ни) можем (не/ни) сознаться.

3. (Не/Ни) приду.

4. Нельзя (не/ни) сознаться.

5. (Не/Ни) читал (не/ни) книг, (не/ни) газет.

6. (Не/Ни) сомневаюсь.

7. Работал (не/ни) спеша.

8. (Не/Ни) я сделал.

9. (Не/Ни) обращал внимания (не/ни) на шум, (не/ни) на насмешки.

10. Он нас (не/ни) любит.

11. Работал (не/ни) покладая рук.

Задание 2. Расставьте ударение.

Ни в какую Несколько

Нисколько Ни к чему

Ни во что Не к чему

Не за что Некая

Не для чего Ничто не волнует

Задание 3. Впишите не или ни, поставьте нужный пунктуационный знак в конце фразы.

1. Кто о нем __ слышал

2. Кто о нем __ слышал

3. Где мы __ побывали

4. Где мы __ побывали

5. Чего мы __ увидели

6. Чего они только __ увидели

7. Кто только __ бывал в их доме

8. Кто __ был в их доме

9. Какие варианты они __ придумывали

10. Какие варианты они еще __ придумали

11. Во что он только __ верил

12. Во что он __ верил

Задание 4. Замените словосочетания фразеологизмами – синонимами с Не или Ни.

1. Желаю удачи! – Ни пуха ни пера

2. Я поражен услышанным! ________________

3. Не знаю, не понимаю, в чем дело! ______________

4. Это не имеет ни какой ценности! ______________

5.Тебе не миновать наказания! ______________

6. Не берите меня на испуг. Я не труслив. ___________

7. Фильм не очень интересный. _______________

8. Это блюдо нам не понравилось. _____________

9. Он в схемах и чертежах совсем не разбирается. _______

Задание 5. Исправьте ошибки.

I. Он ни чем не интересовался: ни спортом, ни музыкой и работой.

Изделия этого завода пользуются спросом не только у нас в стране, а также экспортируются.

Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.

II. Мы не семи пядей во лбу.

К сожалению, жизнь ничему не учит многих людей: ни честности, ни порядочности, ни уважать людей.

Народ не только создает материальные блага, но и великие сокровища культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.