Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика основных школ права




Право представляет собой чрезвычайно сложное общественное явление. На протяжении длительного времени оно развивалось вместе с государством и обществом, став неотъемлемым от него.

В попытках объяснить сущность права (почему оно такое и почему оно так важно для людей, как сделать его эффективнее и т.п.) в различные периоды времени и в различных странах появилось множество теорий (школ) права. Таким образом:

Школа права – это совокупность взглядов определенных ученых на право, раскрывающих его сущность, происхождение и роль в обществе и государстве.    


 

В центре исследования всех этих школ права – вопросы правопонимания:

Правопонимание – это совокупность теорий о сущности права и его чертах, выдвигаемых специалистами в различные исторические периоды времени.    

 


Другими словами – п. – это различные взгляды на право. В настоящее время существует множество таких взглядов и теорий. Все они представляют собой попытки объяснить право, используя определенные его черты и особенности.

Среди этих теорий нет правильных и неправильных – они все правильны, однако каждая из них акцентирует внимание на каком либо одном аспекте права, отсюда и такое разнообразие. Одной (единственно правильной) точки зрения на право нет, и не может быть – оно является слишком сложным для этого.

За время своего существования, человечество выработало множество теорий отражающих взгляды на право (попробуй, разберись!). Однако попробуем.

Все теории права, стремились ответить на следующие вопросы:

Правопонимание

 


Что такое право? Каковы критерии права? Как произошло право?

 

В попытке дать ответ на вопрос о том «Что такое право?» появились три основные теории:

  Социологическая теория – самая широкая по пониманию права. Право = нормы права + правосознание + правоотношения
Психологическая теория – менее широкая. Право = нормы права + правосознание  
Нормативистская теория – самая узкая. Право = нормы права  

 


Нормативизм [2] – самое узкое понимание права. Основное положение – право – это нормы права и ничего более. Право иерархическая система правил установленных государством (даже само государство – это некий высший правопорядок, то есть опять же система норм).

Согласно н., право обусловлено только правом («сила права в нем самом»), все иные факторы игнорировались.

Однако нормативизм не мог дать ответа на вопрос о ценности права, его значимости для общества, игнорировал субъективные моменты права (это серьезная ошибка). Исходя из узконормативного понимания, нельзя было ответить на вопросы о происхождении права, влиянии на него различных политических и экономических факторов.

Вследствие этого, нормативизм вскоре уступает место иным теориям права.

 

Психологическая школа права – попытка объяснить право с точки зрения психологии людей. Более широкое понимание права – это не только нормы, но и правосознание (а также и вообще поведение людей, обусловленное правом).

Право рассматривается данной теорией как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций. Нормы здесь вторичны, решения, например, судей обусловлены не столько нормами, сколько интуицией, подсознательными переживаниями, глубинными психологическими установками.

Данная школа, позволяла объяснить больше чем нормативизм, однако явно преувеличивала роль субъективного в праве. Получалось что правосознание людей первично (условно говоря, оно порождает право, а не наоборот), хотя это не совсем правильно. Опять же, объективные факторы игнорировались.

 

Социологическая школа права – см. соотв. тему. Самая широкая, по трактовке права – право включает в себя помимо норм и правосознания, еще и правоотношения (причем часто сами эти правоотношения объявляются правом, как в ранний период советской власти).

Теория также, не лишена недостатков – правоотношения здесь не результат действия права (как положено), а его источник (в результате никакой стабильности правовой системы).

 


Ответ на вопрос о критериях права, пытались дать школы естественного права и юридический позитивизм. Обе они детально описаны в соответствующих темах.

Главный вопрос здесь – «все ли нормативные акты государства являются правом, и если нет, то каковы признаки права?»:

Соотношение права и закона

 

 


Школа естественного права Юридический позитивизм
Закон (нормативный правовой акт вообще) только тогда является правовым, если воплощает в себе естественные права людей Закон, противоречащий этому принципу, не является правом, и вообще не подлежит соблюдению Все нормативные акты – право и никаких гвоздей!

 

 

Вопрос о происхождении права, также исследовался в рамках различных школ. Здесь можно назвать следующие из них:

· Теологическая теория – см. соответствующую теорию происхождения государства. Право (как и государство) создано богом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

· Историческая школа права – право – историческое явление, возникающее стихийно, развивающееся вместе с обществом.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.