Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные коммуникационные потребности. Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем




Общество представляет собой самовоспроизводящу­юся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искус­ственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект — живая система, являющаяся носителем специ­фических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 8.2, делятся на три типа: абсолютные (AM), вторичные (ВМ), спонтанные (СМ).

Абсолютные общественные потребности (AM) во мно­гом подобны, скажем, изоморфны личностным абсолют­ным потребностям. Правда, биогенные потребности обще­ству не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребно­сти естественно свойственны хомо сапиенс. АМ -потребности делятся на материальные и духовные.

AM1. Материальные общественные потребности:

АМ1.1. Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении ма­териальных продуктов и услуг.

AMI.2. Потребность биологического воспроизвод­ства населения.

АМ1.3. Потребность в защите от стихийных бед­ствий и агрессии врагов.

AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.

АМ2. Духовные общественные потребности:

АМ2.1. Потребность в самоутверждении и самосоз­нании общества; она психологически базируется на МЫ ― чувстве, которое может служить источни­ком патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в само­реализации (АИ5.1).

АМ2.2. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).

АМ2.3. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использо­вании общественного знания и опыта.

АМ2.4. Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.

АМ2.5. Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкуса­ми и обычаями.

АМ2.6. Коммуникационная потребность, выражаю­щаяся, во-первых, в лингво-семиотической по­требности, т. е. потребности в национальном язы­ке и вспомогательных знаковых системах; во-вто­рых, в социально-мнемической потребности — потребности в социальной памяти. Как перечисленные общественные потребности соот­носятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ2.6, которая инициирует макрокоммуникацию в виде устно­го общения и неовеществленной социальной памяти. Про­дуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые пред­ставляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь ПД. Для удовлетворения общественных потреб­ностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности. Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ1.1; институт семьи — АМ1.2; инсти­тут государства — АМ1.3 и AMI.4; институт народного образования — АМ2.2 и т. д. Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ -потребностей, которые удовлетворяются специаль­ными коммуникационными службами, участвующими в миди― или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:

AMI.4 Общественно политическая потребность → Государство→ Деятельность по организации общественно­го бытия → Коммуникационная ВМ -потребность → Го­сударственные средства массовой коммуникации → Мас­совое коммуникационное управление.

Таким образом, вместо простой зависимости ПД, действовавшей на личностном уровне, появляется слож­ная цепочка П → Социальный институт → Деятельность → В -потребность и т. д.

Социальные институты, участвуя в массовой комму­никации в качестве социального коммуниканта (форму­ла ГуМ), приобретают собственные групповые коммуни­кационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем разделе. Мы специально остановимся на де­ятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.

Коммуникационные СМ -потребности проявляются в спросе на форму предлагаемых коммуникационных сооб­щений, прежде всего — в области искусства и литерату­ры. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вместе с тем соблюдать общепри­нятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия — дело мастерства социально-культурных работников, взаи­модействующих с массовыми аудиториями. Если творчес­ким работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ -потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в со­временном им обществе нет. Если с течением времени та­кие потребности возникнут, творчество новаторов полу­чит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.