Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный этап принятия решений




Этапы принятия решений

 

 

На практике стадии формирования государственной политики постоян­но пересекаются и накладываются друг на друга, создавая множественные параллельные процессы, в которых не существует четко выделенных причин и следствий, конца и начала действий разных групп управляющих. Однако с логической точки зрения любые используемые государством технологии приня­тия решений строго привязаны к определенным этапам данного про­цесса, на которых предпринимаются конкретные сущностно значи­мые управленческие действия, устанавливается соотношение офици­альных и неофициальных (формальных и неформальных, явных и теневых) механизмов согласования интересов, допускаются те или иные способы административного поведения управляющих* и тем самым задается последовательность использования определенных тех­ник и процедур государственного управления.

 

* См.: Саймон Г. Административное поведение: исследование процесса при­нятия решений в административных органах. М„ 1945.

 

Обычно в теории процесс принятия решений пытаются диффе­ренцировать с разных точек зрения. Но наиболее простая из них про­водится путем выделения трех основных этапов, позволяющих после­довательно снижать неопределенность знаний при выработке целей государственного управления: подготовительного, этап постановки це­лей и этап их реализации.

На подготовительном этапе процесса принятия решений произ­водятся идентификация и формулировка проблемы. С этой целью фор­мируется база данных, достаточных для вычленения требующих ре­шения проблем, вырабатывается перечень наиболее важных для госу­дарства проблем («повестка дня»), выделяются и формулируются наиболее значимые среди них вопросы, а также определяются крите­рии измерения проблемы и достижения успеха в ее решении.

Используемые на этом этапе технологии применяются в рамках следующей схемы действий: поиск проблем при анализе ситуации; при признании наличия проблемы государство выбирает между тремя альтернативами: 1) обозначить свое нейтральное отношение к ней либо сформулировать ту или иную позицию по отношению к ней, не предпринимая дальнейших действий; 2) умышленно затянуть начало действий по ее реализации; 3) начать активно работать над ее разре­шением. В последнем случае у государства также имеется несколько вариантов действий: оно может предпринять действия по решению ситуации без ее анализа; начать затягивать какие-либо действия, что­бы в дальнейших событиях более выпукло высветились причины кон­фликта и можно было выбрать более выгодные пути его разрешения (государство при этом будет отставать от развития ситуации); поста­раться передать разрешение проблемы на другой уровень (например, ассоциациям гражданского общества) и начать предпринимать дей­ствия по оперативному урегулированию ситуации.

В силу непрерывности процессов прогнозирования, планирования и осуществления целей в государстве, такая схема поиска проблем встраивается в круговую модель управленческого цикла, которая пред­полагает параллельный анализ ситуации и одновременно уточнение «повестки дня». Как правило, государство рассматривает проблемы в рамках различных концептуальных и теоретических подходов, изменя­ющих ее значение для выработки его политического курса. Это дает возможность уточнить содержание сложных и масштабных задач, учесть межгрупповой характер государственных интересов. Ведь если поме­нять значения и ценности, то проблема может попросту исчезнуть из поля зрения государства (Л. Планкетт, Г. Хейл), Такое мультиконцептуальное рассмотрение проблемы позволяет компенсировать харак­терные для государства издержки диагностики, связанные, к приме­ру, с игнорированием той или иной частью управляющих явных проблем в связи с их персональными (политическими) убеждениями и наклонностями (так называемый «мобилизационный наклон»), при­крываемыми ссылками на «общественный интерес», и т.д.

Превращение аналитическими структурами государства тех или иных событий в проблемную для него ситуацию должно иметь обяза­тельные юридические последствия. Причем ситуация должна быть од­нозначно понятой, фиксировать общесоциальные причины обществен­ных противоречий, прояснять побочные следствия.

В конечном счете итогом подготовительного этапа являются: осоз­нание проблемной ситуации, определение иерархии составляющих ее вопросов (т.е. понимание их важности и первоочередности с точки зрения общегосударственных интересов), а также четкая формули­ровка данных проблем. Коротко говоря, это этап, отделяющий пони­мание проблемы от представлений о путях и средствах ее решения. В этом смысле для. государственных деятелей очень важно сохранять определенное спокойствие, чтобы предполагаемая сложность реше­ния задачи не исказила понимание ее сути, в результате чего ответ­ственные лица могут просто проигнорировать социальную проблему. Столь же тяжкие последствия для государства и его граждан могут повлечь за собой и частично понятые, а также неточно (или фрагмен­тарно) сформулированные проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.