Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентная борьба в избирательном процессе




 

В современном обществе кандидату и его команде приходится вести изби­рательную кампанию в острой кон­курентной борьбе за голоса избирателей. Эта борьба идет по трем на­правлениям:

- продвижение позитивного имиджа кандидата и его программы;

- критика, разоблачение недостатков соперников;

- защита уязвимых сторон кандидата и его программы от крити­ки со стороны соперников.

В ходе любой избирательной кампании приходится решать вопрос о соотношении этих трех направлений. Можно построить предвыбор­ную борьбу на пропаганде своей программы. Обычно этот путь выби­рают партии и кандидаты, находящиеся у власти и добившиеся зна­чительных позитивных результатов. Можно выбрать в качестве главно­го направления критику, разоблачение конкурентов. Как правило, этот путь выбирают оппозиционные силы либо кандидаты, которые, на­ходясь у власти, не смогли добиться позитивных результатов. Если в предвыборной борьбе приоритетным становится третье направление – защита имиджа, программы, то это говорит о слабости кандидата и его команды. Участник предвыборной гонки, перешедший в оборону, обречен на поражение, так как против него начинает работать стерео­тип массового сознания: «если оправдывается, значит, виноват».

Борьба с конкурентами нередко обретает необычайно жесткие фор­мы, выходит за рамки конструктивной критики предвыборных про­грамм и выливается в соревнование «компроматов». Такое жесткое веде­ние борьбы преследует цель не только дискредитировать в глазах изби­рателей своего соперника, но и вывести последнего из психологического равновесия, чтобы он начал совершать ошибки, занял оборонитель­ную позицию и в конечном итоге проиграл свою избирательную кампа­нию. Вот почему, готовясь к избирательной кампании, кандидат и его команда обязательно должны знать свои уязвимые позиции, заранее готовиться к защите, а также собирать информацию о конкурентах, отслеживать их действия, предупреждать возможные провокации.

Борьба с конкурентами продумывается и планируется не менее тщательно, чем позитивная реклама собственной программы. Напри­мер, один из избирательных штабов в ходе президентских выборов в России намечал провести следующие мероприятия: после обнародо­вания кандидатом своей предвыборной программы дать специальный блок статей о том, что программа вызвала недовольство в партийном руководстве и региональных отделениях партии; продолжить серию ста­тей, в которых предполагалось рассказать о том, что в этой партии нет единства и идет постоянная борьба; продолжить в СМИ тему о том, что данная партия играет деструктивную роль в нынешней Государствен­ной Думе; провести тщательный анализ списка доверенных лиц канди­дата и подготовить материалы по выявленным нарушениям ими закона или норм морали; обеспечить ближе к выборам публичный отказ одно­го-двух доверенных лиц от представления интересов кандидата в связи с тем, что он «неконструктивен и обманывает общество».

Обычным делом в практике предвыборной борьбы является выб­рос в средства массовой информации материалов, компрометирую­щих соперника. Такие материалы готовятся заранее: изучается биогра­фия конкурента, выявляются его сомнительные связи и неблаговид­ные поступки, его слабости и недостатки. В избирательной кампании бывает важно точно рассчитать время выброса компромата: если это сделать рано, то люди под влиянием новой информации просто забу­дут о нем, а если ближе ко дню выборов, то можно не успеть «раскру­тить» его в средствах массовой информации. Если не удается собрать компрометирующие материалы, в антирекламе могут обыгрываться любые особенности поведения кандидата. Его могут показывать по телевидению то запинающимся, то заикающимся, комментаторы мо­гут акцентировать внимание зрителей на его возрасте, состоянии здо­ровья, манере поведения и т.д.

К сожалению, в борьбе с соперниками нередко применяются так называемые «грязные технологии». В этом случае речь уже идет не о сборе компрометирующих материалов, имевших место на самом деле, а о сознательной подтасовке или искажении фактов. К «грязным тех­нологиям» также относятся: подкуп избирателей; выставление в изби­рательном округе однофамильцев кандидатов-соперников с целью дезориентации избирателей; распространение листовок от имени кон­курирующего избирательного объединения в день, когда агитация запрещена законом; распространение анонимной антирекламы, по­рочащей честь и достоинство конкурентов, и т.д.

Конкуренция в избирательном процессе делает неизбежной аги­тацию «за» и «против» любого кандидата. Законодательство в демок­ратических странах не запрещает контррекламу, но определяет ту грань, через которую не может переходить ни один кандидат и его команда в их борьбе с соперниками. Эта борьба не может основываться на лож­ных фактах, на сознательных провокациях, на нарушении закона. Толь­ко при таких условиях конкурентная борьба может выполнить свою главную задачу – помочь выдвинуться тем, кто не запятнал себя гряз­ными делами, кто не замешен в различных авантюрах, кто завоевал симпатии большинства избирателей.

Итак, избирательные технологии – это способы организации и проведения избирательной кампании, включающие разнообразные на­правления действий кандидата и его команды, ориентированных на достижение определенных политических целей. Эффективность этих дей­ствий зависит, во-первых, от того, насколько глубоко инициаторы из­бирательной кампании смогли проанализировать ситуацию в избира­тельном округе и выстроить адекватную этой ситуации стратегию изби­рательной кампании, и, во-вторых, от того, насколько творчески они подошли к ее проведению, смогли ли предложить массам нечто ориги­нальное и одновременно отвечающее их интересам и чаяниям.


СЛОВАРЬ

 

абсентеизм – уклонение от участия в выборах

автаркия – политика замкнутости, самоизоляции

автохтонные нации – сформированные в рамках территории данного го­сударства

агрегирование – технология согласования различных микрогрупповых позиций в рамках выработки единых политических требований той или иной группы

аккультурация – освоение субъектом новых ценностей и идей

актор – практически действующий субъект

аномия – распад ведущих ценностей и установок

антиэнтропийность – способность системы к сохранению своей целост­ности

апологетика – предвзятая защита и оправдание идей, норм, институтов

артефакт – явление, формирующееся в результате воплощения опреде­ленных идей и представлений

артикуляция – технология преобразования чувств протеста в четкую субъективированную форму выражения интересов

архетип – некритически воспринимаемые человеком стандарты и сте­реотипы группового мышления

ассимиляция – поглощение

венчурность – рисковый характер (того или иного процесса)

верификация – процедура соотнесения теоретических гипотез и практи­ческих данных

вестернизация – механическое копирование западного опыта

гегемонизм – абсолютное превосходство

гиперреальность – мир образов, создаваемых в политическом простран­стве телевидением и другими СМИ

гомеостаз – единая целостность

девиация – отклонение от норм

дефиниция – определение явления в понятийной форме

диверсификация – процесс внутреннего разделения, усиления разнооб­разия явления

дискретность – прерывистость, раздельность

дискурс – процесс взаимодействия и обсуждения идей (идеологий)

идентификация – понимание субъектом своей принадлежности к той или

иной групповой общности

имидж – сознательно сконструированный образ (индивида, партии, го­сударства)

инверсия – обращение в противоположность

индоктринация – технология насильственного внедрения в общественное сознание тех или иных идей и ценностей

инклюзивность – свойство проникновения политики в иные сферы об­щественной жизни

интеракция – динамическое взаимодействие двух и более субъектов (ак­торов)

интериорное – внутренне присущее

ирредентизм – политика объединения людей одной национальности, на одной территории, в рамках одного государства

каузальность – причинность

квантификация – количественное измерение явлений

коммуникация – осмысленное восприятие информации, сообщений

коммунитаризм – система общинных воззрений

компаративистика – сравнительные исследования

конвенционализм – приверженность единым подходам (оценкам, идеям), свидетельствующая об их однозначном использовании договариваю­щимися сторонами

концептуализация – выработка целостной и непротиворечивой интерпре­тации явления

криптоправление – форма теневой власти

ксенофобия – страх, враждебность по отношению к чужим (иностран­цам)

кумулятивность – свойство внутреннего стремления субъекта к расшире­нию своего влияния или полномочий

латентное – скрытое, явно не выраженное

легитимность – оправдание правомерности и поддержка власти со сторо­ны субъекта

логроллинг – обобщенная трактовка технологий торга и заключения сде­лок между партнерами

маркетинг политический – совокупность знаний и технологий решения

политических проблем

менталитет – совокупность наиболее устойчивых представлений, веро­ваний, стандартов и стереотипов сознания человека, его духовный склад

меритократия – форма властвования лучших людей

мониторинг – процедура отслеживания ситуации

омбудсмен – государственный правозащитник парадигма – наиболее общая логическая модель постановки и решения познавательной задачи

партиология – наука о партиях

партогенез – (исторический и функциональный) процесс возникнове­ния и развития партий

парциальность – принцип действия «здесь и сейчас»

плюрализм – множественность

постсовременность (постмодерн) – историческая стадия развития социу­ма, характеризующая доминирование в общественных отношениях ук­ладов и структур, базирующихся на использовании передовых инфор­мационных технологий

потестарность – предполитичность

презентация – публичное представление субъектом своих интересов и мнений

провиденциализм – учение, объясняющее развитие общества (политики, власти) в качестве предопределенного Божественным провидением

протекторат – политика государственного покровительства

рефлексия – размышление

реципиент – получатель информации

сегментация электорального рынка – разбивка электората на группы, об­ладающие различными предпочтениями

семантика – смысловая характеристика знаков, языка

страта – единица социальных измерений, отражающая ту или иную группу или постоянно складывающуюся общность

субкультуры – совокупность однородных ценностей и образцов поведе­ния, присущих отдельным группам и отличающихся от культурных явлений всего общества

субстанция – устойчивая основа явления

телеологичность – целенаправленность

темпоральность – временная характеристика явления

толерантность – терпимость к чужим мнениям и чувствам

топологичность – пространственная характеристика явления

транзит – синоним процесса «перехода» развивающихся государств к со­временному уровню развития

транзитология – отрасль знания, изучающая переходные отношения на основе исключения ценностных и целевых критериев этих трансфор­маций

транспорентность – открытость, прозрачность явлений и процессов для стороннего наблюдателя

трансфер – механизм переноса значений одного объекта на другой

фобия – страх

фрустрация – досада, разочарование

шовинизм – признание превосходства нации над другими нациями и пра­вами человека, дискриминация меньшинств

эгалитаризм – теория, оправдывающая равенство граждан

эксплицитность – внешнее выражение чего-либо

электорат – граждане, исполняющие роль избирателей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.