Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности речи в личностно ориентированном общения. 27 страница




Эмоциональные высказывания, или выражение эмоций в фч»| словесных знаков, указывают на представленность эмоции в сч нии человека. В процессе социализации человек из объекта родной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (напр* только что родившийся ребенок), превращается в субъекта ции, выделяя себя в качестве субъекта переживания в том чи«благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. I процесс лежит в основе управления эмоциями и чувствами.

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулиру функцию во взаимодействии между людьми в результате того ;1 предстают как сложная форма поведения, как готовность дейе вать определенным образом по отношению к тем или" иным лю| Так, ненавидеть кого-то — значит быть готовым действовать пэ=| ношению к нему агрессивно или защищаться от него. РевноИ кого-то — значит относиться с недоверием к словам и пост своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать,!


на ссору и т.д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно опре­делить, какие чувства переживает человек.

Эмоционально-чувственные переживания, возникающие в меж­личностном общении, отличаются от эмоций и чувств, вызванных какими-то событиями, предметами, явлениями природы.

Во-первых, эмоциональные реакции участников общения носят двусторонний характер. Можно испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая, но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до вас нет никакого дела. Если же человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызы­вает у вас отвращение, то скрыть это чувство полностью невозмож­но, оно начинает определять характер вашего поведения в отноше­нии этого человека и, следовательно, не может остаться незамечен­ным с его стороны, вызывая соответствующие реакции.

Во-вторых, эмоции и чувства, будучи по своей природе инди­видуальными переживаниями, в межличностном общении приоб­ретают характер послания другому, т.е. становятся сообщениями, смысл которых нужно еще понять, а следовательно, возможны ис­кажения, неточности или даже полное непонимание содержания этих сообщений. Иногда одна и та же эмоция может быть интер­претирована совершенно по-разному в зависимости от позиции ин­терпретатора.

В-третьих, эмоции и чувства, формируясь в процессе социа­лизации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, чувства практически не под­вергаются ограничению (трудно вообразить запрет на положитель­ное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному, времени года), но в сфере социальных отношений, дей­ствуют разного рода санкции: кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно вести себя искренне, а в каких подобное поведение вызовет недоумение. Разные культуры и группы дают разные ответы на эти и подобные вопросы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообщества за эмоцио­нально-чувственной сферой жизнедеятельности.

Таким образом, эмоции и чувства приобретают характер комму­никативных действий.

Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации и согласования, оценки ситуации И правил поведения участников взаимодействия. Умение понять си­туацию, привести выражение своих эмоций в соответствие с ней — Необходимое условие совместной жизнедеятельности.

Так, на социально-ролевом уровне значение имеет не искреннее выражение человеком того, что он действительно чувствует, и не


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.4. Чувства и эмоции как коммуникативные действия


 


искреннее принятие чувств, выражаемых другими, а правилу точки зрения окружающих, поведение в конкретной ситуации. 1 пример, преподаватель, принимающий экзамен, гораздо лучше 1 принимает ответ студента, демонстрирующего энергично-дел«настроение, чем естественное для него в этот момент чувство • вожности, неуверенности или страха.

Если на деловом уровне общения его участники стараются тролировать свои эмоции, то на интимно-личностном способна партнеров открывать свои истинные чувства и принимать во мание эмоциональное состояние другого приобретает реша значение. В отношениях с близкими необходимо учитывать скрываемые ими чувства, в то время как при социально-роле контактах в первую очередь следует реагировать на демонстр* мые эмоции.

Источником трудностей и даже конфликтов в отношен! между людьми может стать не только неуместное, но и неум< проявление эмоций и чувств.

Способы управления чувствами и эмоциями: конструкт открытость. Управление эмоциями и чувствами предполагает! осознание и контроль за формой проявления.

Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое сое яние, то имеем в виду следующее: у человека данное состоят фиксировано настолько отчетливо, что он способен учитывать! в своих практических действиях; он способен выразить данной! стояние в знаковой форме.

Степень осознанности эмоций и чувств может быть различа| Человек может знать, что он нечто переживает и что это пер вание явно отличается от всех предыдущих (так, впервые влюб ный человек испытывает состояние, которое он не может оп[ лить, но в то же время знает, что оно продолжается и что его не можно ни с чем сравнить). Иной уровень, который можно наз-в! собственно осознанием, проявляется в том, что человек спосс выразить знание о своем состоянии вербально («Я вас любил,! бовь, еще, быть может, в моей душе угасла не совсем»). ИменнсЦ этом уровне становится возможным контроль над эмоция* именно:

•$• способность предвидеть их развитие;

•ф- понимание факторов, от которых зависят их сила, продс

тельность и их последствия.

Нарушение ориентации в собственных переживаемых эмоОЙ нальных состояниях может проявляться в следующем:


л отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (на­пример, человек не замечает своего беспокойства, зарождающе­гося чувства и т.п.);

^ неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха — как незаинтере­сованность);

ф неверная интерпретация причины возникшей эмоции (напри­мер, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);

^ неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Итак, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее причинами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, — с другой.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны на наблюдениях не только за вы­ражением их лица, но и за жестами и голосом, за ситуацией, в кото­рой находится человек. Однако не каждый достигает при этом удов­летворительных результатов.

Причины, по которым далеко не все хотят и могут осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собст­венной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оце­нивать состояние других людей. Кому-то это по той или иной при­чине просто выгодно. У третьих отсутствует навык подобного ана­лиза.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности пере­живаемому состоянию становится самостоятельной проблемой Межличностных отношений потому, что в процессе межличност­ной коммуникации мы сообщаем друг другу информацию и о собст­венном эмоциональном состоянии, и о своем отношении друг к Другу.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоцио-Нэльного состояния: ненастойчивый, цель которого, скорее, °крыть подлинную эмоцию; агрессивный, цель которого «препо-Дать урок» партнеру; открытый, или уверенный, цель которого дать 3Нать, что вы чувствуете, и не вызывать чувство вины или агрессию У Партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о


 

 

Глава 9. Межличностная коммуникация


9.4. Чувства и эмоции как коммуникативные действия


 


них таким образом, который позволит дать знать, что вы чув те и, следовательно, понять вас.

Для каждого из этих способов характерна своя структура щения.

Так, агрессивное сообщение не просто использует сильные* ночные определения, оно, как правило, построено как «ты-ггэ ние», в котором ответственность за переживаемую эмоцию жена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты я дел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них оби ние, вызывает у обвиняемого прежде всего желание защитить не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, ложив на партнера ответственность за свою эмоцию, адресант! самым передает ему и власть над собой, поскольку изменени-е | эмоционального состояния зависит теперь от другого человек

Только те сообщения о негативных эмоциях не разрушают сферу доверия, партнерства, которые носят характер «я-г ний». Такие послания не угрожают самооценке ваших партне$ одновременно позволяют вам принять ответственность за эмоции на себя, а значит, открывают возможность управлять I (например, «я нервничаю, потому что мне кажется, ты специа делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку расе*-вал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих; циях сопровождается указанием причин, вызывавших данноё| стояние, и потребностей, которые были при этом задеты. •']

Сообщение о собственных чувствах и понимание чувств Л гих — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человек крыто говорят о своих реакциях на действия другого. болыыиес| из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и д" нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно тым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в ном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичные*! разом, мы ничего не знаем о результате наших собственных, вий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли I продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под гр) накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и о которых никогда отрыто не говорилось.

Но даже если мы настроены говорить с партнером о своиз П ствах и эмоциях, трудности могут возникнуть при выборе спс их выражения.


Способы словесного выражения эмоционального состояния или отно­шения к чему-либо чрезвычайно разнообразны. К ним относятся: ^ эмотивно-оценочная лексика и фразеология (например, глупец,

дурак., звезд с неба не хватает); ^. называние эмоции или чувства (например, Я беспокоюсь, Я смущен,

Мне приятно с тобой); ^ сравнительное или метафорическое описание эмоций и чувств

(например, "На ней лица нет», «Места себе не нахожу», девушка,

чье предложение о дружбе встретило резкий отказ, сказала:

«Как будто мне только что ампутировали руку»).

В табл. 9.2 приводятся примеры высказываний, в которых содер­жится описание того, что чувствует говорящий, или такое описа­ние отсутствует. Заметим, что проявление чувства с использовани­ем описания эмоций говорящего менее подвержено неправильному толкованию со стороны слушающего.

Та б л и ц а 9.2. Примеры высказываний

Выражение чувства с помощью описания своего эмоционального состояния   Выражение чувства без описания своего эмоционального состояния  
Я смущен. Мне приятно. Я раздосадован.   Краснеет и ничего не говорит.  
Я рассержен! Я волнуюсь по этому поводу. Я обижен тем, что вы сказали.   Внезапно замолкает в середине беседы.  
Мне нравится ее чувство юмора. Я уважаю ее способности и компетентность. Я люблю ее, но чувствую, что не должен гово­рить об этом.   Она прекрасный человек.  
Мне так обидно, что я не могу больше этого слушать. Я сержусь на самого себя. Я сержусь на тебя.   Замолчи!!!  

Анализируя проблему эмоционального самораскрытия, исследо­ватель межличностной коммуникации Дж.Л. Уоллен предлагает при описании чувств и эмоций, возникающих в процессе взаимо­действия между людьми, строить высказывания с учетом следую­щей информации:

•ф- указание на конкретные действия другого человека, которые вы­звали у вас те или иные эмоции. Это позволяет вашему партнеру понять, о каком именно поведении идет речь («Вы прервали, меня прежде, чем я закончил свое предложение»);


Глава 9. Межличностная коммуникация

 

Выводы

 

 


 


•ф- описание собственных чувств в динамике, чтобы они воспр! мались как способные к изменению, а не как сложившиеся навсегда. При этом то, что беспокоит, лучше обсуждать I накапливая обиды («Мне нравится то, что вы только что ска или «То, о чем вы только что говорили, вызывает во мне чувство \ теста»);

•ф- для поддержания партнерских взаимоотношений важно, высказывания имели: конкретный, а не обобщающий хау (лучше сказать: «Ты уронил мои бумаги», чем: «Ты никогда не ришь за тем, что делаешь»); проверяющий, а не утвердитель! характер (лучше сказать: «Ты еще не разговаривал с N?», чем му ты, не поговорил с М?»); информирующий, а не приказываю! характер (лучше сказать: «Я еще не закончил», чем «Не меня»);

•ф- использование уточняющих реплик для того, чтобы убед что, вы не сделали ошибочных заключений о чувствах друге («Я подумал, что тебя не очень заинтересовала моя идея. Я не пр «Мое последнее заявление беспокоит тебя?»);

•ф- наименьшую пользу несут те высказывания, которые звучат] информация о другом человеке, хотя на самом деле являют выражением чувств говорящего, а именно: осуждение дру человека («Ты никогда не проявляешь внимания»); приклеива ярлыка или оскорбление («Ты - жулик»; «Ты такой грубый»); < винение -приписывание нежелательных мотивов другому («нравится унижать людей»; «Ты всегда хочешь быть в центре ншг»); приказания и распоряжения («Прекрати смеяться»; «1 вори слишком много»); сарказм («Ты всегда смотришь на вещи с мистически, не так ли?» — в противоположном значении).

Таким образом, целью описания собственных чувств являет стремление положить начало диалогу, который улучшит мех ностные отношения. Отрицательные чувства — показатель тог что что-то не так в ваших отношениях с другим человеком и что 1 оба нуждаетесь в выявлении неверных истолкований и ошибоч! сообщений. Игнорировать отрицательные чувства — все равно, игнорировать предупредительный сигнал, который указывает то, что электрическая сеть перегружена. Описание собственл* чувств не должно быть попыткой принуждения другого чело! измениться. Исходную установку можно сформулировать еле? щим образом: «Чему каждый из нас может научиться в этом об< дении, чтобы сделать нашу совместную работу более продуктив-нс и более приятной?»


/ Понятие «межличностная коммуникация» означает процесс обмена со-дбшениями и их интерпретации двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Коммуникативные действия - это действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, умо связь, в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информа­цией)-

2. Информация всегда облекается в форму каких-то знаков, иначе она не может быть представлена для человека. Поскольку точного соответствия между различными знаковыми системами не существует, перевод из одной знаковой формы (или системы кодирования) в другую всегда предполагает переформулирование, или интерпретацию. Интерпретация участника­ми взаимодействия получаемых сообщений влияет на характер межлич­ностных отношений.

3. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способ­ность индивида выделять стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых извест­ны представителям данной культуры или субкультуры, и соответствую­щими действиями конструировать их. Люди, как правило, обладают не­обходимыми социальными знаниями, которые позволяют им понять поведение друг друга, согласовать свои цели и действия, найти общий язык, договориться.

4. Все процессы коммуникации происходят в определенном контексте. Переменными, формирующими контекст коммуникации, могут быть место и время встречи, намерения или цели участников общения, наличие или отсутствие посторонних лиц, групповые нормы и т.д. Интерпрета­ция чьих-то слов или действий в огромной степени определяется контекс­том, в рамках которого эти слова или действия воспринимаются.

5. Неудачи в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вто­рых, не понимают, что их восприятия неточны. Удовлетворенность об­щением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного воспри­ятия.

6. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимо-понимания, координации и согласования, оценки ситуации и правил пове­дения участников взаимодействия. Умение понять ситуацию - необходи­мое условие совместной жизнедеятельности.


Глава 9. Межличностная коммуникация

 

 


10.1. Понятие, виды и функции коммуникации в малой группе (397) • 10.2. Структу­ра и динамика коммуникации в малой группе (406) • 10.3. Прагматика коммуника­ции в малых группах (419)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятию «межличностная коммуникация».

2. Наличие каких умений и навыков предполагает коммуникативная компе ность человека?

3. Что означает понятие «эффективная межличностная коммуникация»?

4. Перечислите аксиомы межличностной коммуникации, сформулиров П. Вацлавиком.

5. Перечислите типы ситуаций межличностного взаимодействия, вызь стресс. -

6. Каковы основные причины стрессовых социальных ситуаций?

7. Какие характеристики межличностного взаимодействия можно выявить и Я сать с помощью понятия «коммуникативный стиль»?

8. Что лежит в основе различия коммуникативных стилей поведения людей?

9. Используя модель «окно Джохари», опишите возможные стили межлично Общения.

10. Какова особенность эмоциональных проявлений на социально-ролевом,, вом и интимно-личностном уровнях межличностного взаимодействия?

11. В чем отличие открытого способа выражения эмоционального состояния < рессивного?


Гл а в а 1 О

КОММУНИКАЦИЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ


ЛИТЕРАТУРА

Атватер И. Я вас слушаю... М., 1988.

Берн 9. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 191

Вацяавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных ком:

СПб., 2000.

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 199! Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. '

1989.

Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.,
Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень, 1998.;
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1999. л
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголъша В.М. Межличностное общение: Уч!

для вузов. СПб., 2001. Лабунская В.А. Невербальное поведение. (Социально-перцептивный подход).

н/Д, 1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. :
Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001. "*
Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. М., 1989.
ХъеллЛ., ЗиглерД. Теории личности (Основные положения, исследования и

нение). СПб., 1997.


10.1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММУНИКАЦИИ В МАЛОЙ ГРУППЕ

\




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.