Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречия экономического сотрудничества ЕС со странами Восточной Европы и Россией




Длительный период идеологического, экономического и военно-политического противостояния двух общественных систем на европейском континенте предопределил их различный подход, теоретическое понимание и саму практику обеспечения организационно-структурных и экономических систем хозяйствования, в том числе в условиях интеграционных процессов.

Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие в первую десятку по уровню жизни населения, оказались перед лицом сложных социально-экономических и политических проблем. Однако вместо объединения усилий по преодолению кризиса с другими странами Восточной Европы они пошли на свертывание экономических отношений с Россией, стремясь в состав западноевропейского экономического и военно-политического сообщества.

Вместе с тем политика западноевропейского союза относительно принятия стран Восточной Европы в Сообщество вызывает много противоречий.

Основной формой экономического, в том числе финансового, сотрудничества стран Восточной Европы и Евросоюза стала система отношений, предусматривающая создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991–1992 гг. каждой страной Восточной Европы было подписано соответствующее соглашение с ЕС. Оно предусматривало политику наибольшего благоприятствования для восточноевропейских стран с их менее конкурентоспособной промышленностью. В частности, ЕС приняло обязательство в одностороннем порядке отменить свои таможенные барьеры для товаров из этих стран на протяжении первых 5 лет (из 10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские страны сами обязаны принять аналогичные решения. С 1 января 1995 г. со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика протекционизма для продукции отраслей, в приоритетности которых заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, отражаясь на экономическом и социальном благополучии восточноевропейских стран.

Складывающиеся экономические отношения между странами Восточной Европы (и прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, последствия их включения в Сообщество поставили руководство ЕС перед необходимостью выделения значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную поддержку этих стран.

Создаваемые механизмы вхождения стран Центральной и Восточной Европы в общий рынок ЕС, с одной стороны, практически блокируют торговые интересы России, а с другой – создают реальные предпосылки сворачивания интересов этих стран в сфере торговли, тем более совместного производства.

После распада СЭВ экспорт и импорт России и стран Восточной Европы перестали играть ощутимую роль в экономике нашей страны. Их доля в общем объеме торговли России со странами дальнего зарубежья сокращается. Практически прекращены производственно-технологические и инвестиционные связи, за исключением энергетики, частично машиностроения и автомобилестроения. При этом страны Восточной Европы активизируют торговлю с высокоразвитыми странами.

Таким образом, закладывается противоречие между Россией как партнером каждой восточноевропейской страны и странами-членами ЕС с их правами и обязательствами по «защите» интересов Сообщества, при одновременном поддержании умеренного курса экономического сотрудничества с третьими странами, в том числе с Россией.

Складывается парадоксальная ситуация: страны ЕС за последние годы резко увеличили свои экспортные поставки в Россию, особенно машин, оборудования, продовольствия и текстильных товаров. Однако Россия среди партнеров ЕС занимает лишь восьмое место. Поэтому политика ЕС в определенной степени дестабилизирует внешнеэкономические и торговые отношения России со странами Восточной Европы в связи с проведением курса на отмену таможенных и других барьеров, сдерживающих выход на рынки Евросоюза. Хотя именно рынки стран Восточной Европы в недавнем прошлом имели первостепенное значение для российской промышленности. Обстановка для российских товаров в Европе усложняется и в связи с появлением обособленных зон свободной торговли, создаваемых странами, входящими в ЕАСТ и ЕС, а также странами Восточной Европы и Балтии и др.

России предстоит тщательно оценить ситуацию и выработать стратегическую линию своего поведения.

В целом наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. Перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращения РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и, в наибольшей мере, от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем нашей страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.