Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транзисторные системы зажигания




Развитие карбюраторных двигателей характеризуется увеличени-
ем числа цилиндров, повышением частоты вращения коленчатого вала
и степени сжатия. Системы зажигания обычного типа работают на-
дежно при ограниченных значениях указанных параметров. Для фор-
сированных двигателей требуется более высокое вторичное напряже-
ние. Электронные системы зажигания предоставляют для этого боль-
шие возможности, они отличаются высокой надежностью и просты в
обслуживании. Различают полупроводниковые контактно-транзисторные
и бесконтактно-транзисторные системы зажигания. Серийно выпускают-
ся контактно-транзисторные системы зажигания.

Рис. 184. Октан-корректор: / — тяга; 2— гайкн; 3 — верх- няя пластина; 4—болт; 5 — нижняя пластина; 6— заклепка; / — корпус прерывателя-распре- делителя.

Контактно-транзисторная система зажигания (на примере автомо-
билей ГАЭ-53А и ЗИЛ-130) отличается от обычной, главным образом,
наличием транзисторного коммутатора / (рис. 185) и дополнительного
резистора
16. Кроме того, другие обмоточные данные у катушки зажи-
гания
13 и на прерывателе-распределителе, который условно показан и
виде раздельных устройств
6 и 8, не устанавливается конденсатор 8
(см. рис. 182).

В транзисторный коммутатор I (рис. 185) входят германиевый
транзистор
2, германиевый диод Д1, кремниевый диод Дс т, два керами-
ческих резистора
R1 и R2, конденсатор С/, электролитический конден-
сатор
С2 и импульсный трансформатор ИТ. Транзисторный коммутатор
включен между катушкой зажигания
13 и источниками тока (генерато-
ром
21 и батареей 20) и выполняет функции усилителя.

Германиевый транзистор 2 типа р п р введен последовательно в
первичную обмотку
12 катушки зажигания 13. Первичная обмотка 12
включена в цепь эмиттера Э, а контакты 7 прерывателя 6 —в цепь ба-
зы
Б. При замкнутых контактах прерывателя транзистор открывается,
переходя в состояние насыщения, и пропускает рабочий ток в первич-
ную цепь зажигания, а когда контакты разомкнуты, транзистор закры-
вается, переходя в состояние отсечки, и прерывает путь рабочего тока
в первичной цепи.

Импульсный трансформатор ИТ создает отрицательный импульс
напряжения, чтобы резко закрыть транзистор и ускорить процесс его
переключения.

К рассматриваемой системе зажигания также относятся: источни-
ки тока низкого напряжения (аккумуляторная батарея 20 и генератор

Рис. 185. Схема контактно-транзисторной системы зажигания: / — транзисторный коммутатор ТК-102; 2— транзистор ГТ 701-А; Э— эмиттер; Б— база; К— кол- лектор; ИТ— импульсный трансформатор; 3— первичная обмотка ИТ; 4— вторичная обмотка ИТ\ Д1— диод; Дст —диод (стабилитрон); Rl, R2— резисторы; С/. С2— конденсаторы; М. К, Р— кон- такты транзисторного коммутатора; 5— контакт транзисторного коммутатора (без обозначеиня);6— прерыватель; 7 — контакты; «— распределитель; 9— свеча зажигания; 10— вторичная обмотка; // — реле включения; Б. С, КЗ, К— контакты реле включения; 12 —первичная обмотка; 13— катуш- ка зажигания Б114; Л —контакт катушки зажигания; йпод — резистор; 14 —обмотка реле включе- ния; 15, 17 —резисторы сопротивлением по 0,5 Ом; 16— дополнительный резистор СЭ 107; ВКБ. ВК. К—контакты резистора: 18— включатель зажигаиня ВК21; 19—подвижной контакт включения зажигания; AM и КЗ—контакты включателя зажигания; 20 —аккумуляторная батарея; 21 —ге- нератор; 22 —зажим тягового реле стартера; 23— стартер; А— амперметр.

 

21), включатель зажигания 18, провода низкого и высокого напряже-
ния, подавительный резистор #ПОд, свечи зажигания 9.

При включении зажигания и контрольных приборов подвижный
контакт
19 включателя зажигания 18 замыкает контакты AM и КЗ.
Если контакты 7 прерывателя 6 разомкнуты, транзистор 2 закрыт и то-
ка в цепи зажигания нет.

При замыкании контактов прерывателя в цепи управления
транзистора идет ток (показаны стрелки на рисунке): положи-
тельный зажим батареи 20 — зажим 22 тягового реле стартера — ам-
перметр
А — контакт AM включателя зажигания 18 —резисторы 17 и

15 — первичная обмотка 12 катушки зажигания — контакт 5 (без обо-
значения на нем) транизсторного коммутатора. Далее ток разветвляет-
ся по трем параллельным направлениям: вторичная обмотка
4ИТ, ре-
зистор
R2, эмиттер Э и база Б транзистора. Затем ток из трех ветвей
проходит по первичной обмотке
3 ИТ, через замкнутые контакты 7 пре-
рывателя 6, по массе автомобиля на отрицательный зажим аккумуля-
торной батареи
20. Сопротивление перехода между эмиттером Э и кол-
лектором К транзистора снижается, в результате чего транзистор от-
крывается и включает цепь тока низкого напряжения первичной цеии
зажигания.

Цепь тока низкого напряжения следующая: положитель-
ный зажим батареи 20 — зажим 22 тягового реле стартера — амперметр
А — включатель зажигания
18 — дополнительный резистор 16 —пер-
вичная обмотка
12 катушки зажигания—эмиттер Э, база Б и коллек-
тор К транзистора — масса — отрицательный зажим батареи 20.

Когда двигатель не работает и транзистор открыт, ток в первич-
ной цепи достигает 8 А, а при увеличении частоты вращения коленча-
того вала ток снижается до ЗА. При включении стартера включатель
зажигания
18 через контакт СТ соединяет обмотку 14 реле включения
11 с аккумуляторной батареей (подвижный контакт 19 включателя за-
мыкает контакт
СТ). Ток, поступивший в обмотку 14 реле включения
11, намагничивает сердечник, и контакты реле замыкаются. Первич-
ный ток следует через контакты, якорек, сердечник и контакт
КЗ реле
включения
11, контакт ВК резистора, резистор 15 (резистор 17 замкнут
накоротко) и далее по цепи рабочего тока низкого напряжения, как
уже описывалось. Поскольку сопротивление резистора
16 уменьшает-
ся, рабочий ток низкого напряжения и магнитный поток сердечника ка-
тушки
13 зажигания увеличиваются.

Когда контакты 7 прерывателя разомкнуты, ток управления пре-
рывается, транзистор 2 закрывается и включает цепь первичного то-
ка. В результате исчезновения тока управления во вторичной обмотке
4 импульсного трансформатора ИТ возникает э. д. с. взаимоиндукции,
действующая навстречу току первичной цепи. Прерывание тока пер-
вичной цепи и пересечение обмоток катушки зажигания магнитным по-
током ускоряются, и во вторичной обмотке
10 катушки зажигания ин-
дуктируется э. д. с. (17-т-ЗО) 103 В, а в первичной обмотке
12 образует-
ся э.д.с. самоиндукции около 100 В. Из вторичной обмотки
10 катуш-
ки зажигания ток высокого напряжения поступает в распределитель 8,
далее подается на свечу зажигания
9 и по массе возвращается во вто-
ричную обмотку катушки
13.

Э.д. с. взаимоиндукции вторичной обмотки 4 ИТ гасится на рези-
сторе
R2.

Э.д.с. самоиндукции первичной обмотки 12 катушки зажигания
заряжает конденсатор
С1, поэтому ток в цепи диода Дет уменьшается,
а при разомкнутых контактах конденсатор разряжается через первич-
ную обмотку
12 катушки зажигания и резистор R1.

В блок защиты транзистора включены диоды Д/ и Дст. Диод Д1
препятствует движению тока от батареи к транзистору через диод Дст,

16 А. М. Гуревич, Е. М. Сорокин 241
минуя первичную обмотку катушки зажигания, а диод Дст предохраня-
ет транзистор 2 от действия э. д. с. самоиндукции.

Электролитический конденсатор С2 защищает транзистор от воз-
можных импульсных перенапряжений в цепи генератор — аккумулятор-
ная батарея.

Для лучшего охлаждения германиевого транзистора (температура
окружающего воздуха не должна быть выше 65°С) транзисторные ком-
мутаторы размещают в кабине.

Контактно-транзисторные системы зажигания автомобилей
ГАЭ-53А и ЗИЛ-130 однотипны и отличаются в основном распреде-
лителями (Р13-Д на первом и Р4-Д на втором).

Техническое обслуживание приборов батарейного зажигания пре-
дусматривает очистку от пыли, тщательный внешний осмотр, выявле-
ние возможных неисправностей, проверку проводов и смазку прерыва-
теля-распределителя. Основные неисправности приборов батарейного
зажигания таковы: обгорание контактов прерывателя, уменьшение или
увеличение зазора между контактами, потеря пружиной прерывателя
упругости, износ граней кулачка, ослабление натяжения пружин гру-
зиков центробежного регулятора, ослабление пружины или поврежде-
ние диафрагмы вакуумного регулятора. Окисленные контакты зачища-
ют абразивной пластинкой или надфилем. Зазор между контактами пре-
рывателя (0,35 0,45 мм) восстанавливают регулировкой. Приборы ба-
тарейного зажигания проверяют и регулируют на стендах СПЗ-8М,
СПЗ-6. КИС-968 и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.