Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передач на ходу




Тракторные коробки передач с переключением

Коробки передач этого типа выполняются с шестернями постоян-
ного зацепления. Все передачи делятся на несколько групп (режимов),
в каждой группе равное число передач (3—4). Переключение передач в
пределах каждой группы (режима) проводится на ходу трактора фрик-
ционными муфтами, действующими от гидравлической системы. Меха-
ническое переключение режимов осуществляется зубчатыми муфтами
при остановленном тракторе.

Фрикционные муфты 3, 5 (рис. 224,6) размещаются на первичном
валу /, как у тракторов Т-150 и Т-150К, или на вторичном валу (К-701).
Первая схема позволяет использовать фрикционные муфты в качестве
механизма поворота (Т-150), а вторая — заменить сцепление (К-701).

Коробка передач трактора К-701 (рис. 228) ступенчатая с шестер-
нями постоянного зацепления, шестнадцатискоростная, четырехрежим-
ная. Передачи в пределах каждого режима переключаются гидравли-
ческой системой; переход от одного режима к другому осуществляется
с помощью зубчатых муфт. Первые два режима (передачи 1—8) обра-
зуют пониженные передачи, а третий и четвертый (передачи 9—16) —
повышенные. Коробка передач имеет восемь передач заднего хода, объ-
единенных в два режима. Способ переключения передач и режимов
заднего хода такой же, как у передач переднего хода. От коробки пе-
редач осуществляется привод насосов гидросистемы навесного обору-



дования, насоса гидросистемы управления поворотом трактора, насоса
гидросистемы коробки передач и механизма отбора мощности. Механиз-
мы коробки передач помещены в картере, который устанавливается
через амортизаторы на кронштейны, приваренные к лонжеронам пе-
редней полурамы трактора. В картере коробки, состоящем из трех час-
тей, размещено четыре вала: первичный 1, промежуточный 5, грузовой
9 и раздаточный 14.

Первичный вал 1 установлен между верхней и нижней половинами
картера на трех подшипниках: впереди на шариковом, в середине и
сзади на цилиндрических роликовых. Подшипники помещены в стака-
ны, прикрепленные к картеру. На шлицевых концах вала сзади закреп-
лен фланец переднего карданного вала отбора мощности и впереди
фланец карданного вала, соединяющего через полужесткую муфту пер-
вичный вал с коленчатым валом двигателя.

На валу 1 размещены фрикционные муфты IV, III, II и I соответ-
ственно четвертой, третьей, второй и первой передач. Ведущие части
фрикционных муфт сидят на шлицах первичного вала 51, а ведомые с
шестернями 35, 36, 37, 38 установлены на нем в подшипниках.

Первичный вал полый для размещения маслопроводов 53, по кото-
рым поступает масло к фрикционам IV и I. К фрикционам II и III мас-
ло подводится от средней опоры вала.

Промежуточный вал 5 установлен на трех подшипниках: впереди
и в середине на цилиндрических роликовых и сзади на шариковом. Пе-
редний и задний подшипники помещены в стаканы, прикрепленные к
корпусу болтами, а средний — в расточке корпуса.

На шлицах вала 5 закреплены разделенные распорными втулками
шестерни: заднего хода 24, шестерни 25, 27, 3, 4 постоянного зацепле-

Рис. 228. Коробка передач трактора К-701:

а —разрез во валам; б —первичный вал в сборе; / — первичный вал; 2. 3, 4. 24, 25, 26, 27 — ше-
стерни промежуточного вала; 5 — промежуточный вал: 6. 7. 8, 20, 22 — шестерни грузового вала:
9 — грузовой вал; 10, 13 — шестерни раздаточного вала; 11, 15— муфты; 12 — зубчатая втулка;
14 — раздаточный вал; 16 — фиксатор; 17 — вал; 18 — стакан; 19 — фланец; 21, 23— муфты грузово-
го вала; 28— привод тахоспидометра; 29 — вал привода насосов; 30, 32 — шестерни вала привода
насосов; 31 — муфта; 33 — валик привода насоса; 34 — конический редуктор; 35, 36, 37, 38, 52 —
шестерни; 39 — внутренний (ведущий) барабан; 40 — пружина; 41 — стакан; 42 — наружный (ведо-
мый) барабан: 43 — ведущий диск; 44 — ведомый диск; 45 — уплотиительные кольца; «— нажимной
диск: 47 — средний диск; 48 — уплотиительные кольца; 49 — резиновая манжета; 50 — кольцо; 51 —
первичный вал; 53 — маслопровод; д — подвод смазки к фрикционам III, II.

21 А..4. Гурмня, Е. М. Сор ват 321

 

ния с шестернями первичного вала
1 и шестерни 26, 2 постоянного за-
цепления с шестернями грузового
вала 9.

Грузовой вал 9 установлен впе-
реди и в середине на шариковых
подшипниках и сзади на цилиндри-
ческом роликовом подшипнике. На
валу в шариковых подшипниках по-
мещены: шестерня заднего хода 20
и шестерни с наружными и внут-
ренними зубцами 22 и 6, находя-
щиеся в постоянном зацеплении с
шестернями 26 и 2 промежуточного
вала. На шлицах вала жестко си-
дят шестерни 7 и 8, находящиеся в
постоянном зацеплении с шестер-
нями 10 и 13 раздаточного вала 14.
Между шестернями 20, 22 и 6 на
шлицевых втулках сидит муфта
заднего хода 21 и режимная муфта
23. Шестерня 20 соединена с ше-
стерней 24 через промежуточную шестерню (на рисунке не показана).
Для включения заднего хода муфту 21 вводят в зацепление с шестер-
ней 20. На ведомых барабанах 42 первичного вала первой и четвертой
передач установлены колодочные тормоза-синхронизаторы с гидрав-
лическим приводом. Их назначение — торможение шестерен для безу-
дарного включения муфт 21 и 23 грузового вала.

Тормоз-синхронизатор (рис. 229) состоит из корпуса 5, колодок 3,
поршня 2 и пружины 1. Поступившее к тормозу масло при его включе-
нии заполняет пространство между корпусом и поршнем и перемещает
поршень и колодку к барабану 4 фрикциона.

Раздаточный вал 14 (рис. 228) распределяет крутящий момент ме-
жду передним и задним ведущими мостами. Вал в передней части име-
ет шлицы, на которых закреплен фланец 19 карданной передачи при-
вода переднего моста.

Раздаточный вал опирается впереди на роликовый подшипник, на-
ружная обойма которого размещена в стакане, прикрепленном к ниж-
ней части картера коробки передач. Задней опорой служит шариковый
подшипник, установленный в стакане картера. На раздаточном валу в
шариковых подшипниках помещены шестерни 10 и 13, находящиеся в
постоянном зацеплении с шестернями грузового вала. Между шестер-
нями 10 и 13 на шлицах вала сидит зубчатая втулка 12 с установлен-
ной на ней режимной муфтой 11. Шестерни 10 и 13 имеют зубчатые
венцы для сцепления с режимной муфтой. Фиксатор втулки 12 может
удерживать режимную муфту в зацеплении с шестерней 10 (повышен-
ный режим) или шестерней 13 (пониженный режим).

В расточке вала 14 помещен игольчатый роликовый подшипник ва-
ла 17 фланца карданной передачи привода заднего моста. Задней опо-
рой вала 17 служит шариковый подшипник, установленный в стакане
18. На зубцах вала 17 сидит муфта 15 с фиксатором отключения задне-
го моста. Перемещая рычагом муфту 15 вперед до сцепления с зубцами
вала 14, включают задний мост (на рисунке задний мост отключен).

Рис. 229. Тормоз-синхронизатор: / — пружина; 2— поршень; 3— колодки; 4— барабан фрикциона; 5 — корпус.

Фрикционные муфты — многодисковые, работают в масле. Рабочи-
ми элементами здесь служат одиннадцать стальных дисков 43, 44, из
которых шесть ведущих и пять ведомых. Ведущие части муфты — внут-
ренний барабан 39 с ведущими дисками 43 и нажимной диск 46 с пру-
жинами 40 и стаканами 41. Наружный барабан 42 и диски 44 состав-
ляют ведомую часть муфты. Механизм включения объединяет средний
диск 47 и детали уплотнения. Ведущие части муфты жестко связаны с
первичным валом, а ведомые — с установленными на подшипниках ка-
чения шестернями. На ступицу внутреннего барабана 39 свободно уста-
новлен нажимной диск 46, а на шлицы первичного вала —средний диск
47. К поверхности нажимного диска прикреплен диск с внутренними зуб-
цами, входящими в зубья барабана 39. В углубления нажимного диска
и внутреннего барабана (в стакане 41) помещены пружины 40, стремя-
щиеся удерживать диски в разомкнутом состоянии.

Между плоскостями среднего 47 и нажимного 46 дисков образует-
ся кольцевая полость Б (бустер), уплотненная резиновой манжетой 49
и кольцами 45.

Муфта включается при повышении давления масла, подаваемого
насосом гидравлической системы коробки передач. Масло проходит по
каналу в картере коробки передач и далее поступает к бустеру. Давле-
ние масла в бустере преодолевает усилие пружин 40, перемещает на-
жимной диск 46 в сторону барабанов 39 и 42, сжимает пакет дисков 43
и 44 и включает муфту, то есть соответствующую передачу.

При выключении муфты подача масла к бустеру прекращается,
масло сливается в систему тем же путем, как поступало, но в обрат-
ном направлении, пружины 40 отжимают нажимной диск 46 от пакета
дисков 43 и 44, и муфта выключается. В диске 46 сделаны отверстия, че-
рез которые масло поступает в полость А внутреннего барабана 39 и по
отверстиям В в нем — к дискам 43 и 44, смазывая последние. Избыток
масла, поступившего к дискам, вытесняется через отверстия Г наружно-
го барабана и сливается в картер коробки передач.

При включении режимов и передач находятся в зацеплении следу-
ющие шестерни.

I режим. Передачи 1, 2, 3, 4: 38—4, 26—22, 8—13 (1); 37—3, 26—22,
8—13(2), 36—27, 26—22, 8—13(3), 35—25, 26—22, 8—13(4).

II режим. Передачи 5, 6, 7, 8: 38—4, 2—6, 8—13(5)-, 37—3, 2—6,
8—13(6); 36—27, 2—6, 8—13(7); 35—25, 2—6, 8—13(8).

III режим. Передачи 9, 10, 11, 12: 38—4, 26—22, 7—10(9), 37—3,
26—22,
7-/0(10); 36—27, 26—22, 7—10(11); 35—25, 26—22, 7—10(12).

IV режим. Передачи 13, 14, 15, 16: 38—4, 2—6, 7—10(13); 37—3,
2—6,
7-/0(14); 36—27, 2—6, 7—10(15); 35—25, 2—6, 7-/0(16).

Гидравлическая система коробки передач (рис. 230) состоит из
масляного насоса, фильтра с редукционным клапаном, тормоза-синхро-
низатора, масляного радиатора, механизма переключения передач и
гидроаккумулятора.

Шестеренчатый масляный насос приводится во вращение от пер-
вичного вала коробки передач и состоит из откачивающей и нагнетаю-
щей секций. В выходном трубопроводе нагнетающей секции установлен
предохранительный клапан, который перепускает масло в поддон ко-
робки передач при давлении, превышающем 1,4—1,6 МПа. Для обес-
печения подпора масла в нагнетающей секции насоса предусмотрен
подпорный клапан, отрегулированный на давление 0,15 МПа. Фильтру-
ющий элемент фильтра — каркас с латунной сеткой. Фильтр снабжен пе-
репускным и редукционным клапанами. Перепускной клапан пропуска-
ет масло в магистраль, минуя фильтр при разности давлений до и пос-
ле фильтра 0,25—0,55 МПа. Редукционный клапан поддерживает дав-
ление в гидросистеме в пределах 0,85—1,0 МПа.

Особенность гидросистемы коробки передач заключается в безраз-
рывном переключении передач.

Трогание трактора с места производится только с первой переда-
чи, для чего в этот момент все остальные передачи трактора автомати-
чески блокируются. Когда первая передача будет включена, масло от
золотника 24 переключения передач и тормоза-синхронизатора посту-

21* 323

Рис. 230. Схема гидравлической системы коробки передач трактора
К-701:

1 — маслозаливной бачок; 2 — бустер тормоза-снихронизатора; 3— бустер фрик-
ционов соединительной муфты отбора мощности; 4 — подпорный клапан нагнета-
тельной секции; 5 — предохранительный клапан радиатора; 6 — нагнетательная
секция насоса; 7 — откачивающая секция насоса; 8 — предохранительный кла-
пан; 9, 10, И, 12 — бустеры фрикционных муфт первой, второй, третьей и чет-
вертой передач; 13 — первичный вал; 14 — полужесткая муфта с редуктором при-
вода насосов; 15 — масляный радиатор; 16, 17, 23 — перекидные золотники; 18 —
фильтр; 19 — перепускной клапан фильтра; 20 — редукционный клапан; 21 — кла-
пан ограничения давления смазки; 22 — гидроаккумулятор; 24 — золотник пере-
ключения передач и тормоза-синхронизатора; 25 — золотник слива; 26 — золотник
механизма отбора мощности.

пает через золотниковое устройство в гидроаккумулятор 22 и в бустер
9 первой передачи. Одновременно перекидные золотники 16, 17, 23 ме-
ханизма переключения передач перекрывают поступление масла в бус-
теры 10, 11, 12 остальных передач. При переключении передач с пер-
вой на вторую золотник поворачивается и открывает доступ маслу в
бустер 10 фрикционной муфты второй передачи. Давление масла в бу-
стере первой передачи поддерживается гидроаккумулятором, и он ос-
тается включенным, пока происходит заполнение бустера 10 фрикци-
онной муфты второй передачи. При достижении определенного давле-
ния в бустере второй передачи фрикционная муфта первой передачи
отключается. Находящееся в бустере первой передачи масло сливает-
ся через отверстие нажимного диска 46 (см. рис. 228). Переключение
передач со второй на третью и с третьей на четвертую происходит ана-
логично с той лишь разницей, что гидроаккумулятор 22 (рис. 230) раз-
ряжается на бустер второй или третьей передачи.

Коробка передач предусматривает возможность буксировки трак-
тора с приводом в действие гидросистемы управления поворотом и на-
весного оборудования.

В верхней части коробки передач помещен вал 29 (см. рис. 228)
привода насосов. На этом валу в двойных шариковых подшипниках ус-
тановлены шестерни 30 и 32 с наружными и внутренними зубьями.
Шестерня 30 находится в постоянном зацеплении с промежуточной
шестерней ааднего хода, а шестерня 32 — с шестерней 52 первичного


вала. Между шестернями 30 и 32 на валу 29 сидит скользящая зубча-
чатая муфта 31. На рисунке зубчатая муфта введена в зацепление с
шестерней 32, что соответствует рабочему режиму трактора. Когда не-
обходимо буксировать трактор, муфта 31 рычагом переводится в за-
цепление с шестерней 30. Вращение от колес трактора передается ве-
дущему мосту, карданному валу, раздаточному 14, грузовому 9 и про-
межуточому валу 5, а затем через промежуточную шестерню заднего
хода — шестерне 30 вала 29 насосов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.