Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие целей воспитания




II. Какие общие факторы влияют на постановку цели вос­питания?

I. Заполните пропуски

 

Цель воспитания — это то, к чему воспитание стремится
   
  система
  задач
   
  общие,
..................................... цели воспитания индивидуальные
   

 

политика, идеология

Определяющим фактором при по­
становке общей цели всегда явля­
ются..........................................

1. Требования родителей.

2. Потребности общества.

3. Представления и стремления прогрессивно мыслящих

людей.

4. Потребности производства.

5. Идеал человеческого воспитания.

6. Экономический уровень развития общества.

7. Требования христианских добродетелей.

8. Требования господствующего класса.

9. Способ производства.

 

10. Возможности учителей и воспитателей.

11. Физиологические и психологические возможности вос-
питуемых.

12. Уровень цивилизованности общества.

13. Идеология и политика государства.

14. Уровень развития педагогической науки и практики.

15. Возможности учебно-воспитательных заведений.

Поражает не столько число целей воспитания, сколько разнообразие подходов, концепций, взглядов и мнений, по­служивших основанием для тех или иных формулировок

целей.

Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в ан­тичном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью — по этому вопросу их мнения рас­ходились. Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной

чистоты.

Я. А. Коменский безгранично верил в силу воспи­тания. Эпиграфом сочинения «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в пра-


вильном воспитании юношества». По мнению Я.А. Комен-ского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умствен­ное воспитание), управление собой (нравственное воспита­ние) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Д ж. Л о к к считал, что главная цель воспитания — сформировать джентльмена — человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмот­рительно». Этот джентльмен должен быть, кроме того, че­ловеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

К. Гельвеции, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т. е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспита­теля — «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан... здраво­мыслящих и чувствующих людей... сформировать патрио­тов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценно­стей. Воспитание необходимо человеку потому, замечает он, что тот появляется на свет беспомощным и слабым. За­дача воспитания — создать человека. «Жить — вот ремес­ло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет — соглашаюсь с этим — не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего челове­ком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в слу­чае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ, го­ворит, что цель воспитания — развить способности и даро­вания человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить «гармони­ческое развитие сил и способностей человека».

Уже отмечался вклад в формирование прусской системы воспитания философа и педагога Э. К а н т а. На воспита­ние Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню:


«Дети должны воспитываться не для настоящего, но для бу­дущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т. е. для идеи человечества, и сообразно его общему назна­чению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчиво­го ко всему заслуживающему внимания, умеющего с поль­зой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Герба рт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспита­ния — добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отно­шениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое виде­ние целей воспитания. В. Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и ца­ризмом. А. И. Герцен был убежден в том, что цель вос­питания — подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с обществен­ным злом. Н. Г. Чернышевский ставит перед воспи­танием благородную цель — подготовить человека обще­ственного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым Н. Г. Чернышевский понимал своеоб­разное сочетание личного с общественным.

«Мы смело высказываем убеждение, — писал великий русский педагог К. Д. У ш и н с к и и, — что влияние нрав­ственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение голо­вы познаниями»1.

В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного «Курса педагогики, дидактики и методики» А. Тихомиров следующим об­разом определяет цель воспитания: «Разумный и добрый человек — вот незыблемая и бесспорная цель воспитания,

- М.,

1 Ушинский КД. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. 1948. - Т. 2. - С. 557.


 




как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа». Таких же взглядов придерживается и другой известный рус­ский дореволюционный педагог — М. Д е м к о в. «Громад­ную роль в жизни людей, — писал он, — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во мно­гом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепле­ние их влияния составляет задачу нравственно-религиозно­го воспитания»1. Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г., ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. «Создать сво­бодных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его ка­чество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным»2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.