Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ваше поведение во время занятий




Профессиональное прошлое и будущее

САМОРЕФЛЕКСИЯ: ВЫ КАК МОТИВАТОР

Часть 1

Какие внешние мотивы и побуждения повлияли на Ваше реше­ние стать учителем?

Какую роль играет учительская деятельность в Вашей дальней­шей профессиональной карьере?

Часть 2 Актуальная ситуация

Как Вы чувствуете себя во время занятий?

Какие аспекты Вашей учительской деятельности Вы считаете позитивными и приятными?

В каких случаях Вы испытываете затруднения и повышенную нагрузку?

Каковы причины этих затруднений?

Что Вы делаете, чтобы избежать этих затруднений?

Часть 3 Планирование занятий

Дает ли планирование занятий достаточный эффект? Как Вы строите занятия с методической точки зрения (формы, приемы, технические средства обучения и т. д.)? Какие учебные цели Вы преследуете?

Часть 4

В каких условиях Вы чувствуете себя в роли учителя особенно уверенно?

Чего (каких ощущений) Вы стремитесь избежать во время заня­тий?

Какие стороны Вашей учительской деятельности Вы хотели бы изменить?

Часть 5 Мотивация обучения

Интересно ли Вам на уроках?

Увлечены ли Вы своим предметом?

Любите ли Вы свою работу?

Уважаете ли класс, с которым работаете?

Какие обстоятельства Вам особенно мешают работать с удо­вольствием?

Пытались ли Вы найти основные причины своих успехов и не­удач?

Знаете ли Вы методы и приемы мотивации обучаемых? К чему приводят Ваши мотивационные усилия?

Верят ли Вам учащиеся?


Углубленным изучением мотивации учения американские педагоги занимаются со времен Д. Дьюи, но так и не суме­ли разобраться в идеях, питающих школьную практику: «Вся история педагогической мысли отмечена борьбой двух идей — идеи о том, что обучение — это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях, и идеи о том, что обучение — это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления при­родных наклонностей и замещения их приобретенными под внешним давлением навыками». «Для обучения, — пишет современный американский педагог X. Эбли, — требуется освобождение энергии и мотивация». Успех обучения, по его мнению, определяется тремя глобальными факторами:

• умственными способностями (интеллект) обучаемого;

• его мотивацией относительно цели обучения;

• техникой обучения и работы (методика обучения).
Сформулируйте свое отношение к этим высказываниям.

Среди множества советов педагогам по изучению и раз­витию мотивации выделим следующие.

Дети отличаются любопытством. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятель­ствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «психологическое насыщение». Учащиеся от­влекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому пе­дагогам следует помнить об этом «эффекте любопытства».

Подобное происходит и в том случае, когда обучаемым не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания. Вот как пишет об этом Л.С. Выготский: «Общим психологи­ческим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он оста­нется безрезультатным. Совершенно новое, как и совер­шенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следова­тельно, чтобы поставить этот предмет или явление в лич-


 



13 И. П. Подласый, кн. 1




ныв отношения к ученику, надо сделать его изучение лич­ным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успе­хе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило».

Используйте эффект загадки. Учащиеся охотно занимают­ся различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. Если вам удастся вплести в канву урока этот эффект, счи­тайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся же­лание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

К поиску объяснений подталкивают противоречия. Уже дети стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Когда они сталкиваются с противоречиями, они стара­ются дать им объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале про­тиворечия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к позна­нию истины.

Для всех людей, утверждают психологи, естественным остается стремление к постоянному развитию своих способ­ностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызов». Но, при­нимая его, они рискуют не справиться с ним (риск провала). Если на ваших занятиях обучаемые сталкиваются с пробле­мами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. «Эффект риска» следует использовать осторожно, со­измеряя возможности обучаемых с их желаниями: частое применение сводит этот эффект к нулю.

Рассмотренные приемы мотивации срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они дол­жны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требова­ний и ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше обу­чаемым доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учите­лем в процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм моти­вации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в соб­ственных силах. Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно ис­пользовать «самосравнение» т. е. оценку «неиспользован­ного резерва» — реальных результатов и тех результатов, которые учащийся мог бы иметь при должном отношении к учебе.


 


13*


Вполне естественен тот факт, что обучение в условиях повышенной напряженности, а тем более, стресса блокиру­ет мыслительную деятельность. Стресс вызывает желание избегать контакта с незнакомым миром вместо желания по­знавать его. Учеба в школе, как показали исследования пси­хологов, связана с появлением ряда комплексов, среди ко­торых потеря интереса к учению является наиболее распро­страненным. Помня об этом, не доводите ситуацию до кри­тического уровня.

Постоянной заботой учителей остается создание ситуа­ций для поддерживания у школьников общего положитель­ного отношения к учению, школе, педагогам. Созданию такого отношения могут способствовать методические приемы, широко представленные в литературе. Кроме игр, широко используемых в младших классах, рекомендуются следую­щие приемы для мотивации обучаемых средних и старших классов:

Обсуждение в классе волнующих учеников вопросов,
в том числе и отдаленно связанных с темой урока.

Предоставление возможности обучаемым высказать­
ся, обратить на себя внимание.

• Применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ
и другие.

Проверенным способом мотивации является планирова­ние целей и задач обучения самим обучаемым. У нас пока этому не учат, а за рубежом индивидуальное целеполага-ние — испытанный способ достижения высоких результа­тов. Только тогда, когда учащийся сам ставит индивидуаль­ные цели обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность обучения. Возникшее «чувство успешности» усиливает мотивацию.

Чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, со­ставить план ее достижения, организовать и направить свою деятельность, его необходимо подготовить, развить на пред­шествующих этапах воспитания.

Методика долгосрочного целевого планирования имеет не­сколько преимуществ:

• обучаемые регулярно и систематически стремятся к до­
стижению своих индивидуальных целей обучения. Они чув­
ствуют себя более уверенно и теряют ощущение страха пе­
ред экзаменом;


388


 

• обучаемые в состоянии регулярно контролировать, дей­
ствительно ли они достигают своих целей. Они могут посто­
янно вести текущий самоконтроль знаний и умений;

• исчезает опасность того, что некоторые важные для
обучаемых темы будут выпущены (забыты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.