Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Заполните пропуски




Э. Торндайк сформулировал 3 закона: 1)................ 2).............. 3)................

эффекта,

готовности,

Э. Мейман сформулирован 3 закона: 1)................ 2).............. з)................

повторения

Закон Халла выражает связь между.......................... и...........................

силой навыка количеством проб


Рис. 33

1 См.: Подласый И.П. Закономерности обучения и повышение качества знаний. — Киев, 1982.


I


1. Дидактический компонент, обобщающий собственно ди­
дактические (содержательно-процессуальные) характеристики
процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средст­
ва, способы, формы и т. д. обучения.

2. Гносеологический компонент процесса, определяющий его
в аспекте познания учащимися под руководством учителя объ­
ективной действительности, фактов и законов природы и об­
щества, самих себя.

3. Психологический компонент процесса, относящийся пре­
имущественно к внутренней, психической (познавательной)
деятельности учащихся в процессе обучения.

4. В кибернетическом аспекте находят отражение все много­
образие связей, существующих в учебном процессе, циркуля­
ция информационных потоков, а главное — управление усвое­
нием информации.

5. Социологический компонент системы охватывает отноше­
ние между участниками учебного процесса. В данном компо­
ненте отражается не только конкретное взаимодействие учите­
лей и учащихся, но и более общие социальные взаимосвязи —
направленность, социальная значимость обучения и т. д.

6. Организационный компонент, отражающий учебный про­
цесс в аспекте интеллектуального труда. Сюда относятся: орга­
низация учебного и преподавательского труда, их материально-
техническое оснащение, стимулирование, производительность,
рентабельность и т. д.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Закономер­ности, охватывающие своим действием всю систему, называют­ся общими, те же, действие которых распространяется на от­дельный компонент (аспект) системы, — частными (конкрет­ными). В числе конкретных закономерностей процесса обуче­ния выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибернетические, социо­логические, организационные.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются:

• выделением генеральных или комплексных факторов,
обусловливающих своим воздействием продуктивность обуче­
ния;

• вполне определенным, не допускающим ложных толкова­
ний выделением сущностей и фиксаций общих связей между
ними;

• лаконичностью и точностью формулировок.


Этим требованиям отвечают следующие общие закономер­ности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития об­щества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) обще­ственных потребностей и целей обучения; б) темпов социаль­ного и научно-технического прогресса; в) возрастных возмож­ностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических воз­можностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения.
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала;

в) организационно-педагогического воздействия обучающих;

г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; е) материально-техничес­кого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности об­ратных связей в системе обучения; б) обоснованности коррек­тирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стиму­лов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономи­ческих, педагогических) стимулов1.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. Приведем часть их без коммен­тариев.

1 См.: Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического про­цесса. — Киев, 1991.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.