Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порция 1010. Тенденции




 

Ц ой работал в котельной, Гребенщиков работал в котельной. Митьки вмультфильме «Митькимайер» выразили мысль, что любой творческий «браток» работает в котельной. Я тоже работаю в котельной и начинал там, как слесарь мазуто-насосной станции. И надо было такому произойти, что в первую же мою смену необходимо было выводить станцию из летнего ре-зерва и пускать в работу. И вот я, человек с историческим образованием,

 

успокаивая себя тем, что тут все оборудова-ние доисторическое, и поэтому я работаю по специальности, бегал среди всех этих труб, задвижек, вентилей и насосов, выполняя ука-зания мудрого начальника. Дело шло к вече-ру, указания не прекращались.

- Илюха, открой вентиль на перемычке, чтобы еще через линию рециркуляции у нас продавило.

- Что?

- Я говорю, открой вентиль на перемычке, чтобы еще через линию рециркуляции у нас продавило.

- Этот?

- Нет, вентиль на перемычке, на рецирку-

ляцию! Митькимайер.

 

- Хватит умничать, пальцем покажи.

 

Заканчивая работу за полночь в тот день, я понял две вещи. Первое - либо в трубах замурован оркестр, либо мазут заставляет меня слышать ме-лодию «А я институтка, я фея из бара». Второе – если хочешь чему-нибудь научиться, надо постоянно следить за последними тенденциями и самому попробовать применить их на практике. Но где найти последние тенден-ции. Так сложилось, что в последние годы, несмотря на недовольство мно-гих профессиональных сценаристов, несколько лет получавших теорети-ческое образование, нишу юмора в отечественном медиа-бизнесе плотно заняли выходцы из КВН. Единственной успешной юмористической группой, автономной от этих трех букв, наверное, является «Квартет И». И, возможно, я смотрю на вещи со своей колокольни, но причина этого проста. Любой нормальный писатель дорожит своим творчеством, он вкладывает в него не только мысли, но и душу. Играет «ноктюрн на флейте водосточных труб». И когда редактор или продюсер вырезает не понравившиеся ему куски, то большинство оскорбленных и непонятых гениев может единственное, что написать в своем блоге или комментариях к какой-нибудь статье о триви-альности КВНщиков и гибели мира. КВНщики же привыкли после каждой


 


редактуры уходить с решетом вместо сценария. И командными усилиями заделывать за ночь все дыры. Вторая причина в том, что КВНщиков тупо больше, среди них не меньше непонятых гениев, но естественный отбор делает свое дело и количество переходит в качество. Ведь тот КВН, что мы видим по телевизору это лишь вершина айсберга. Вам ли не знать. Сам айс-берг в полном составе можно увидеть в теплом Черном море, а точнее на его берегу, в Сочи. Во время очередного Сочинского фестиваля тому кто там был, можно ни о чем не рассказывать, а тот кто не был должен побы-вать чтобы понять или хотя бы посмотреть он-лайн трансляцию или запись беспрерывной недели юмора. Но надо следить и за другими источниками информации. И возможно скоро эта информация устареет, но попробуем тут обрисовать субъективный взгляд на главные тенденции.

 

Сейчас всё большую популярность в России набирает такое направле-ние в юморе, как Stand-up. Чтобы понять азы, мы обратились к учебнику Джуди Картер «26 дней». Вообще, это некий монолог. Для построения шутки

 

в этом жанре необходимо выбрать тему, выразить свое отношение к ней: пугает Вас что-то или кажется странным. Добавить личный жизненный опыт, цинично пошутить над ситуацией, изобразить на сцене, как это всё проис-ходило. Смешать тему с чем-то далеким и снова изобразить получившийся коктейль. Джуди дает те же советы, что выше давали мы в своих заметках.

 

Следите за актуальными новостями и темами, но не злоупотребляйте ими. Рассказывайте о себе, и чем более убогий Вы человек с несчастливой судьбой, тем больше у Вас шансов добиться успеха в юморе. Импровизи-руйте, но помните: любая импровизация должна быть подготовлена. Чув-ствуйте зрителя и общайтесь с ним.

 

В stand-up главное, наверное, даже не столько юмор, а позиция высту-пающего по тому или иному вопросу. Поэтому в России вместо западного stand-up популярен отечественный sit down. Отношение к той или иной

 

проблеме русский человек чаще всего выражает, сидя ночью с друзьями на кухне или случайным попутчикам в автобусах и поездах. Нередко пере-межая свою речь шутками и матами. Именно поэтому, если применить вы-шеописанную схему к русским реалиям, то больше всего на неё смахивает спектакль «Квартета И» «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Такой коллективный stand-up, который лег

 

в основу фильма: «О чем говорят мужчины». А ещё подходит Гришковец с некоторыми его моноспектаклями. И если кто-то мне скажет, что это не stand-up, потому как там нет импровизации, посмотрите ранние спектакли «Квартета И», в которых импровизации полно.

 

С другой стороны отметим, что и западные комики не всегда придержи-ваются вышеописанной схемы, проявляя в этом свою индивидуальность. Прославленный Джимми Карр может заменить отбивки, которые бы были

 

в КВНе, своим неестественным смехом. А Джордж Карлин очень похож на нынешнего Михаила Жванецкого, в том смысле, что этот мощный старик почти не шутит, а выдает на гора какие-то свои полуостроумные наблю-дения и критику всего, совершено не заботясь, чтобы зритель смеялся не только из пиетета. И все боятся об этом заявить, потому как это не понимают его юмор только люди недалекие, и вообще — это не принято. Человек, ко-


 


нечно, уважаемый, но шуток у него нет. Я сейчас не знаю, про кого говорю, про Жванецкого или про Карлина. Эти слова подходят к обоим. Разница в том, что один покрывает всех матом, а второй читает с листочков. Элементы этого американского искусства можно найти и у Задорнова, особенно в тот период, когда он ругал американцев, а слово сатирика было важно в обще-стве – сатирик был трибуном.

 

В общем stand-up многообразен, ведь в нём главное личность, каждый хороший стендапер всегда уникален, именно этим он и хорош. Он не стес-няется рассказывать о своих проблемах. Есть стереотип, что западные ко-мики часто используют мат. Но, во-первых, это эмоции и матерящемуся человеку больше веришь. Ну не может человек, уронив на ногу телевизор, сказать: «ах ты боже мой, какая незадача» (а с тем кто желает поспорить, могу встретиться и уронить ему на ноги пару предметов). Во-вторых, есть очень интеллигентные, например, Билл Бейли, которые на своих концертах говорят совершенно культурно.

 

И тут мы переносимся в Исландию. Почему именно туда? Потому что Исландия, эта страна людей без фамилий, является одной из трех точек на земле, в которые я мечтаю попасть, соседствуя в моем списке с Собором святого семейства в Барселоне (работы Гауди) и Воронежом.

 

А ещё потому, что мэр Рейкьявика Йон Гнарр, до того как занять столь ответственный пост, был стендапером и панк-музыкантом. После избра-ния мэром Йон, носил маску Дарт Вейдера, ходил в балаклаве, образе Санта Клауса и участвовал в карнавале. Ну и что, скажете вы, у нас вся по-литика - цирк. Но тут надо сказать, что Йон и партию, с которой он выиграл выборы, основал так, в шутку, как пародию на реальную партию. И назвал её - «Лучшая партия». Среди предвыборных обещаний были бесплатные полотенца в бассейнах, белый медведь в зоопарке, “Диснейленд” в аэро-

 

порту Рейкьявика и обещание не выполнять своих обещаний. Партия на-

 

зывала себя открыто — коррумпированной. Но кто в наше время читает политические программы?! Вспомните, когда вы последний раз читали хоть одну. Все голосуют за приглянувшеюся мордашку, а комик знает, как привлечь внимания зрителя (читай электората) и обозначить проблемы.

 

В общем, это самая честная партия, честнее её наверное только партия «Яблоко», которая когда-то давно изобразила на своей эмблеме круговую диаграмму в три процента и эти три процента голосов на всех выборах и набирает. Ориентируясь на культурных и при этом обеспеченных людей.

 

В то время, как остальная страна на последних выборах голосует в основ-ном за единую и неделимую, как «едро» атома, либо повинуясь призывам интернета за «любую другую партию России», что при сокращении стран-ным образом дает аббревиатуру ЛДПР. При этом, что странно, - особенно рьяно за единую голосуют в считающихся слегка сепаратистскими южных республиках, давая 98% голосов при 95% явке и эти почти трехзначные цифры сравнимы только с баллами за ЕГЭ по русскому языку в тех же краях. Впрочем, тпру. Что-то меня понесло. Давая наглядный пример, как ирония мгновенно превращается в лозунг — я и сам попался. Даже пред-ложения стали короче. И я за неимением броневика забрался на чей-то жигуленок. И это нас плавно переключает на другую тенденцию в совре-


 


 

Политическая карикатура XVIII в..

 

Политическая карикатура начала XX в..

 

менном юморе, возрождение интереса к политическому юмору. Политический окрас часто бывает очень действенным инструментом

 

юмора, особенно если Ваш зритель недоволен жизнью или сложившейся ситуацией. Во времена гласности и перестройки, и позже на переломе эпох именно юмористы стали рупором, выражающим мнение народа. До сих пор самой лучшей шуткой КВНа официально является фраза: «Партия, дай по-рулить». Позже эта волна сошла на нет, но сейчас политический юмор снова

в тренде.

Я не могу с уверенностью сказать: есть у нас в юморе политическая цен-зура или нет. Было пару раз, когда из моих выступлений или выступлений моей команды вырезали политические шутки, были случаи, когда их про-пускали. Тут дело в том, что политическую шутку, как и любую другую, ре-дактор может вырезать по сотне причин, она может быть несмешной или не подходить к общему стилю выступления. Вся разница в том, что когда тебе вырезают шутку про лемуров, ты не ищешь в этом цензуру и тайную руку лемуров.

 

С другой стороны существует две опасности. Первое – политика очень быстро надоедает и чем больше про неё шутят, тем неинтересней каждая новая шутка. И могу уверено сказать, что сейчас уже начинается пресыще-ние политическим юмором, его стало много и он однобок, а поэтому начи-нает наскучивать. И вторая опасность – можно шутя заиграться и самому стать политиком. Но если Вас не пугают эти перспективы, кто знает, - может, с этого начнется чья-то политическая карьера и он станет мэром Рейкьяви-ка или Токио.

 

Токио – это связующее слово, если мы уж перенимаем западный опыт в юморе, почему бы не перенять и восточный.

 

Когда мне впервые показали видеоклип на песню Gangnam Style, первой мыслью было: «О, опять японцы наворотили». Я и не подумал, что это мо-жет быть кореец. И не потому, что я не различаю азиатских лиц (хотя кого я обманываю — да, не различаю), мысль о японцах мне подкинул видеоряд этого клипа: яркий, мелькающий и абсурдный, как и многое в японской раз-влекательной культуре.

 

Такое ощущение, что когда высшие силы раздавали народам особенно-сти восприятия мира, они сделали всех японцев – визуалами. Сами японцы


 


Актеры Мандзай.

редко рассказывают анекдоты и заранее предупреждают: сейчас я буду шутить, что-бы вы не забыли посмеяться, или скажут – это была шутка — сразу после неё.

 

При этом в Японии есть свой аналог за-падного Stand-up. Точнее западный Stand-up является аналогом нескольких традици-онных видов японской комедии. Первый из которых «Мандзай» – предполагающий выступление двух характеров — цуккоми и бокэ, туповатый и острослов, шутящих с большой скоростью. Второй жанр – «Раку-го» почти такой же древний, как и восточ-ные единоборства, и по легенде возник в монастырях. Актер рассказывает разные истории в лицах, поэтому ему приходится играть разных людей, не вставая с подуш-ки, на которой он сидит. Некий диалог с самим собой, а если учесть, что персона-жей бывает больше двух, - то и тетралог и пенталог с самим собой. Реквизитом для выступления служат веер и полотенце, а музыкальное сопровождение осуществля-ется с помощью барабанов, флейты и “ся-мисэна”, такой японской балалайки, только не деревянной. Корпус этого инструмента обтянут кошачьей кожей. Инструмент этот плаксивый. При этом существует мнение, что самые плаксивые мелодии получают-ся на инструментах сделанных из юных

 

кошечек-девственниц. Может это и абсолютно ненужная информация, но статья изначально написана для Интернета, а в Интернете – коты главный способ заработать популярность. Но и в Мандзай, и в Ракуго важную роль играют актерское мастерство и скетчи, поэтому текст уходит несколько на второй план, главное воздействие идет на зрение зрителя, а не слух слуша-теля. Особенно это заметно в Ракуго. Это традиционное искусство, поэтому репертуар его ограничен, и ценители за несколько веков его выучили. И поэтому наслаждаются только мастерством того или иного исполнителя.

 

Зато японцы неимоверно любят разные шоу, в которых обычным по-томкам самурая приходится делать совершено невероятные вещи: играть в футбол с биноклями на глазах, убегать от гигантских камней, драться с ростовыми куклами и получать бамбуковой палкой по пяткам за то, что за-смеялся. И всё это сопровождается яркими красками, миганиями надписей и криками, и всё это ради того, чтобы участники испытывали смущение, боль и страдание. И чем нереальней образы на сцене, тем лучше. Ну где ещё, как не в телешоу, участник, обмазанный маслом, может прокатиться на пузе 9 метров по девушкам в купальниках, уложенным штабелем. Нере-


 


альность визуального ряда присутствует во всей японской телеиндустрии: рекламе, аниме, фильмах, даже в новостях, где напротив ведущей располо-жен гигантский вентилятор направленный ей в лицо и мешающий внятно говорить и выглядеть.

 

Но тут вспомним, что у нас всё-таки некий учебник, и наша задача чему-то научиться, что-то почерпнуть, кроме желания уложить всех своих зна-комых девушек в купальниках штабелем и прокатиться по ним на пузе. И я сейчас не открою секрета, если скажу, что наш зритель тоже хороший, хоть

 

и не японский. Он любит шоу, и вывод из этого прост: если ваш юмор хотя бы в одном или двух местах украшен элементами некоего шоу, визуальной картинкой поражающей воображение, но не перестающей нести в себе элемент юмора, он будет воспринят зрителями гораздо более восторжен-но. Но тут есть два правила. Первое: шоу не должно лишиться юмора. И вто-рое: шоу не должно выглядеть дешевым. Оно может быть дешевым, но не должно таким выглядеть. То есть, если это пародия, должны быть учтены все элементы, каждая мелочь. Если плакаты, то они должны быть сделаны на чем-то приличней жеванной бумаги. Если у Вас на сцене мачо, то он мачо целиком, а не только очки и самоуверенность. Ну а уж если вы ставите та-нец, и у вас там всего два движения, то они должны быть сделаны так, как будто вы учили их полгода. А если у Вас огромные хлопушки и салюты, то не поленитесь проверить их работоспособность.

 

И самое главное: удивляйте зрителя чем-то нереальным, тем, чего он в обычной жизни не видит и даже представить себе не может. Ведь он оттого

 

и смеется, что видит то, что не ожидает увидеть.


 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.