Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.С. Пушкин




Жан Расин

3.

Поединком

Как проявляются характеры Горация и Куриация в их диалоге перед

Куриаций:

Пускай же небеса, земля и сила ада

На нас обрушатся отныне без пощады...

Пускай же счета нет и бедам и скорбям -

Всего страшнее честь, оказанная нам

Гораций:

Судьбою нам дано высокое заданье,

И твердость наших душ взята на испытанье...

и во время поединка?

 

3. Зачем введен в действие старый Гораций? Проанализируйте отрывок из диалога:

 

Старый Гораций:

Не о всех печалиться тебе:

Двух доблестных сынов завидую судьбе.

Да будет лаврами покрыта их могила.

Меня же слава их с утратой примирила.

... Оплакивай того, кто горестным стыдом,

Неискупаемым, покрыл наш гордый дом.

Оплакивай позор Горациева рода:

Нам не стереть его из памяти народа.

Юлия:

Но что же должен был он сделать?

Старый Гораций:

Умереть.

Иль в дерзновении предсмертном — одолеть.

С кем из героев Л.Н. Толстого Вы можете сравнить Старого Горация?

4. Соответствует ли образ Камиллы классицистической трагедии? Мотивируйте ответ.

 

5. Как Вы думаете почему Камилла и Гермиона – любимые героини актрис Франции, а Жерар Филипп даже завещал похоронить его в костюме Сида, что и было выполнено?

 

6. Предложите Ваше видение исполнения

- любой роли в классицистической системе;

 

- любой роли в Вашем современном понимании пьесы;

- попробуйте дать режиссерскую экспликацию пьесы или любого явления.

 

 


(1639-1699)

Расин – певец влюбленных женщин и царей…

Три единства никогда не стесняли Расина, потому что они соответствовали присущему ему стремлению к максимальной концентрации действия, к сжиманию его пространственных и временных рамок. Такое стягивание действия имело целью у Расина сосредоточить все внимание на человеке, на показе его внутреннего мира.

Самый характер дарования Расина, его пристрастие к аналитическому показу человеческой психики делали его идеальным классицистом, показавшим на практике те гигантские творческие возможности, которые были заключены в доктрине классицизма. Расин умел показать безусловную необходимость единств, умел насытить напряженным действием каждую минуту, каждую секунду потому, что брал действие в момент его высшего напряжения и кризиса, близкий к развязке.

 

Творчество поэта, драматурга, исто­риографа Жана Расина относится ко времени подбитых горностаем синих с золотом мантий, пудреных париков, фиолетовых и красных сутан, декора­тивной лепнины и ударов шпагой из-за угла. Хитроумные интриги сильных мира сего, подсказки серых кардиналов, верность и преданность мушкете­ров, бесстрашие гвардейцев, утончен­ность и малая подвижность сложно одетых высокопоставленных дам хо­рошо известны из авантюрных романов семнадцатого столетия, где лишь иногда возникает образ многомысленного монаха-отшельника, пророчествующего относительно будущего попавших в переделку героев.

Это фон, оттеняющий творчество поэтов- классицистов, работающих, как правило, в полном одиночестве и самостоятельно, но не без подсказки кардинала Ришелье, взявшего их «на службу» при дворе. Расин, так же как его собрат по перу Пьер Корнель, входит в группу патронируемых двором писателей. Оба они находятся под наблюдением неусыпного ока властей, очень своеобразной вездесущей цензуры XVII столетия. С каждым новым произведением классицистов, пишущих для сцены, знакомится или caм кардинал, или секретари, ученые мужи со степенями, члены новоявленной Французской академии. Жан Расин — один из тех, кого, с одной стороны, труднее, а с другой — много легче сдерживать и при случае взнуздывать: он из янсенистов (Янсенисты —)

Сирота с четырех лет, будущий писатель по настоянию бабушки попадает в школу Пор-Руаяля, монастыря, ставшего оплотом янсенистов.

Жан Расин, таким образом, — один из «сочных фруктов», плодов специально направленного образования, протестантского (Протестантизм) типа просвещения. От рождения талантливый, с детства пишущий стихи, познавший религиозную тишину и благодать, он затем получает классиче­ское образование в коллеже Бове. Выйдя из его стен, будущий драма­тург пишет стихи религиозного содержания и светскую оду на бракосочетание короля. Пробует он себя и в театре, хотя у него не все одинаково удачно, ему аплодируют и за ним сле­дит литературный мэтр классицизма аббат Шаплен.

Яркая декоративность жизни сильных мира сего, роскошь придворной и дворянской жизни сформировали у публики своеобразный вкус — стремление к класскическим образцам, сюжетам из греческой мифологии или римской истории, к притчам из Ветхого завета, рассказанным без нарочитого стилистического расцвечивания. Монархия 17 века, борющаяся с ослабляющими ее фрондерами, желает видеть на сцене только только строгие решения и законченные ситуации, наказание врагов и оппозиционеров. И пусть на сцене ходят герои в тогах и римских сандалиях, аллегория у классицистов очень хорошо прочитывается. Волшебная сила классической формы нового искусства безотказно действует на зрителя.

Архитектор-художник Ленотр раз­бивает вокруг только что выстроенных дворцов регулярные сады и парки, многозначность которых не перестает удивлять и сегодня. Глядя на специ­ально подстриженные конусы и кубы деревьев, фланирующие гости парков вспоминают о геометрии, а на пере­крестках и у фонтанов воображают эпизоды прочитанных книг. В сцени­ческих произведениях «садовые нож­ницы» тоже хорошо «работают», они отсекают все лишнее от сюжетов, эпи­зодов и ситуаций во имя выделения главного: конфликта долга и чувства, страсти и обязанностей, личных и об­щественных устремлений. Если регу­лярность сада — отражение регуляр­ности природы, то правило трех единств в пьесе — идеальное, специ­ально сфокусированное отражение человеческих отношений в мире. Единство места, времени и действия необходимо для демонстрации судеб и человеческих деяний на изломе, в предельный момент, в последний срок. Все материальное, хаотическое, сумбурное изгоняется, устанавливает­ся рационализм мысли и строгая пате­тика многословного высказывания, призванного донести незыблемые по­стулаты философии и самые простые житейские истины христиан­ского толка. Сложное соотношение двух последних и наполняет классицистическую драму и трагедии.

Положения классической доктрины, т.е. нормативы, регулирующие сознание художественного произведения, формировались в двадцатые-тридцатые годы семнадцатого столетия; задолго до первых известных пьес Жана Расина, но каноны неотступно довлели над творчеством драматурга и в момент первых его литературных опытов, и впоследствии.

Начав бывать при дворе, молодой драматург с первых дней допущен к церемонии туалета короля, что есть высочайшая честь, ибо здесь позволительно блеснуть остроумием и, возможно, понравиться нужным людям, получить необходимую протекцию. Расин умеет вести беседы на любые темы, вскоре он сближается с не менее остроумными, чем он сам, Буало и Мольером. Театру Мольера он и отдает написанные им в строгом подражании Еврипиду свои первые пьесы «Фиваиды» (1664), а затем «Александра Великого» (1665), которые всеми воспри­няты как серьезные заявки очень та­лантливого драматурга. Расин получа­ет настоящую поэтическую извест­ность при дворе и в столице, у него появляются верные поклонники и друзья, а вместе с ними и враги, которые будут преследовать его до самой могилы. Он слишком наблюдателен и замечает о том, о чем принято молчать, имеет свое мнение о том, о чем судить не следует. Наблюдающие за ним из высших сфер «благотворители» или, как называли их в том столетии, «кабала», думают одно, а Расин, как глубоко мыслящий художник и как человек, совсем другое.

Строго и религиозно воспитанный молодой драматург очень красив: юношеское открытое лицо, чувственный рот, легкие на слезы красивые глаза, таким он предстает на сделанном современ­ником портрете. Пользуясь успехом у женщин, Расин уводит от соперника - драматурга Мольера лучшую его актрису и обожаемую им женщину Терезy Дюпарк. Впоследствии именно она сыграет роль Андромахи в одноименной пьесе, но умрет от родов. Расина три этом обвинят в том, что он ее отравил.

В том же театре «Бургундский отель» Расин познакомится и с другой выдающейся актрисой своего времени — Шанмеле, внучкой президента Нормандского парламента. Именно она сыграет роли Береники, Ифигении, Роксаны и Федры. Ее поэт назы­вает Филидой, чаровницей, чье имя светит ему сквозь мрак времен.

Моей душой владели бы вы всецело,

Надейся я, что вас смогу пленить.

Но мы, любя, хотим любимы быть.

К сожалению, удивительный голос актрисы, пленявший Расина, звучит при исполнении его пьес не слишком долго. Шанмеле рано скончалась, разочаровавшись в жизни комедиантки, которую она вела.

Были в жизни Расина и другие женщины, актрисы и не актрисы, за отношениями поэта с которыми внимательно наблюдает «кабала». Женщины в его судьбе играют существенную роль, и это дает биографам основания говорить о том, что они завершают формирование его как драматурга. Именно женщины, их внутренняя жизнь дают писателю ту почву, на которой вырастают лучшие его женские образы, основное отличие которых — постоянство ведущей идеи, цельность натуры, отсутствие компромиссов. Шедевр мировой литературы пьеса «Андромаха» (1667) рассказывает о самоотверженной матери, готовой погубить себя ради сына. Расин сумел найти в греческой мифологии сюжет, приблизивший его непосредственно к довольно распространенной человеческой ситуации. Одним махом Драматург за отведенные ему двадцать. четыре часа переносится через все этапы, экспозиции и зарождение основного действия. Боги требуют от Андромахи, жены покойного Гектора верности памяти мужа и, следовательно, отказа от предложения выйти замуж за Пирра, его противника. Чтобы спасти жизнь сына, выдачи которого требуют соратники Пирра, Андромаха соглашается на ненавистное заму­жество, но только лишь на несколько мгновений. Про себя она решает, что тотчас после подписания брачного контракта убьет себя. Однако, к счастью для нее, ей не приходится этого делать. Убивают себя и друг друга все прочие участники действия: Пирр, его соратник и соперник Орест и его невеста Гермиона. Андромаха спасена ценой удивитель­но сложившейся в ее пользу цепочки обстоятельств, остается в живых и сын, к тому же она становится цари­цей. Божье провиденье! Выстрадав до конца «трагедию отказа», Андромаха вознаграждена явно с помощью господа, который скрыто, незримо, но всегда присутствует во всех произведениях Расина, использующего языческий сюжет. Пьеса, по замыслу автора, де­монстрирует, что зыбкий мир борьбы страстей зависит от мира спокойствия и отречения, побеждают в нем вер­ность и постоянство матери, ее лю­бовь к детям. Ситуация, изначально казавшаяся неразрешимой, неожи­данно просветляется с помощью сил, пришедших извне; караются все дерз­кие и суетные.

Однако Андромаха еще не трагиче­ская героиня. Настоящая трагедия — это истинная безысходность, неразре­шимый конфликт страсти и долга. Наиболее интересная пьеса на эту те­му - «Федра». Расин приближается к ней постепенно, пройдя через горни­ло других неразрешимых ситуаций в трагедиях «Британию» (1669) и «Беренику» (1670).

В пьесе «Британик» молодой император Нерон похищает Юнию, невесту своего брата Британика, чтобы про­демонстрировать претендующей на правление молодой матери свое чувст­во свободы и независимости, потом он влюбляется в несчастную девушку и хочет ее сделать навсегда своей, для чего приказывает отравить Британика. Однако Юнии удается бежать, и она остается у весталок. Юния чувствует себя глубоко несчастной, ей не уда­лось предотвратить преступление про­тив Британика.

Несколько иной трагедийный узел в пьесе «Береника». Римский закон запрещает императору жениться на иностранке, поэтому ставший импе­ратором Тит оставляет свою возлюб­ленную палестинскую принцессу Беренику. Соблюдая чувство долга, вер­ность правилам, закону, он не женит­ся на той, кто ему всего дороже. Береника уезжает на восток при условии, что их общий друг Антиох, тоже влюб­ленный в принцессу, оставит ее в по­кое. В этом платоническом, рыцар­ском по окраске сюжете Расин живо­писует идею правовой нормы, обще­значимой силы закона, которой долж­ны подчиняться и государи, и народ. Произведение имеет явно политиче­скую подоплеку. Идея монархии мо­жет существовать только в абсолют­ной целостности и неприкосновенности, проблема чувства и долга решает­ся бесповоротно и однозначно. Страсть становится одолимой с помо­щью разума. Тит из сознания своего долга правителя, не похожего на Тиберия, Калигулу, Клавдия и Нерона, приносит в жертву свое личное сча­стье, подчинив политическому закону, ставшему его мыслью и убеждением, и влюб­ленную Беренику, тихо покидающую его во имя душевного спокойствия.

Кажущиеся запутанными при пе­ресказе сюжеты расиновских пьес преподносят нам четкие ситуации, требующие немедленного, иногда тра­гического разрешения. Действие, как правило, простое, интрига витиева­тая, фактов минимум, кульминация наступает быстро и разрешается остро, прежде всего, в душах главных ге­роев. Логикой действия персонажей становятся их характеры, заранее за­данные, известные из истории или мифологии. Развязки, случается, бы­вают ужасны, но их нельзя назвать неожиданными. Автор использует всю силу своей логики, все имеющиеся под рукой художественные средства, стремясь доказать, что подобный ко­нец неотвратим.

Сюжет «Береники» подсказала Ра­сину герцогиня Орлеанская, которой хотелось, чтобы под поэтическим по­кровом были запечатлены радость и веселье периода ее жизни в Фонтенбло. Ее близкой подругой была Мария Манчини, племянница кардинала Ма-зарини, принесенная Людо­виком XIV в жертву государственным интересам, а ведь он так любил ее!

После «Британика» и «Береники» следуют еще три замечательные пье­сы — «Баязет» (1672), «Митридат» (1673) и «Ифигения» (1674). В «Баязете» дело происходит на современном Расину Востоке, в «Митридате» изо­бражена борьба Рима с понтийским царем Митридатом, в «Ифигении» пи­сатель вновь возвращается к опоре своих размышлений — творчеству Еврипида. Миф о заклании дочери Агамемнона служит для воплощения коллизин между ДОЛГОМ и ЧУВСТВОМ, Коснувшись восточной тематики, Расин углубляется в мифологические сюжеты. Однако здесь обращает на се­бя внимание не новизна развязок, у пьес счастливые концы, а некоторая декоративность этих произведений, что связано, очевидно, с развитием оперы, где работают в этот момент драматург-либреттист Ф. Кино и композитор Люлли.

И вот, наконец, приходит время «Федры» (1677), над которой Расин так счастливо работал. На сюжет греческой мифологии у него получается пьеса, рассказывающая о поздней любви зрелой женщины, любви, могущей привести к «кровесмешению».

Писатель сам принимает участие в остановке пьесы на сцене «Бургундского отеля», во все вникает и во всем принимает участие. А в это время герцогиня Бульонская, известная своим умением возводить и низводить поэгов, готовит его гибель. Люди из ее окружения недолюбливают Расина и задаются целью во что бы то ни стало свергнуть его. Для этого бездарному и завистливому драматургу Прадону за­казывают пьесу на тот же сюжет, пьесу о Федре. В самом этом факте нет ничего необыкновенного. Пьесы на один и тот же сюжет в тот период пишутся постоянно. Достаточно вспомнить «Тита и Беренику» Корнеля, появившуюся на сцене рядом с «Береникой» Расина. В честном споре на тему умения и мастерства трактовать один тот же сюжет выиграл Расин, он просто оказался большим психологом, чем Корнель, коньком которого были другие сюжеты.

Но в случае в «Федрой» поступают по-другому. Успех «Федры» Прадона заранее оплачен, так же как провал «Федры» Расина. На первые шесть представлений и той и другой пьесы были скуплены все билеты и организована клака, одна для освистывания, другая для разогрева публики, готовой восхищаться чем угодно. Как бы там было, желаемый результат достигнут, литературная карьера этого «выскочки», как считали при дворе, остановлена. Расин отходит от театра.

Он всегда отличался чувствительностью, легкой возбудимостью, малейшее порицание доставляет ему больше огорчений, чем радости многочисленные похвалы, он истинный христианин. Провал «Федра» наносит ему удар наотмашь, который, заставит его совсем оставить сочинительство. Впрочем, вскоре последует королевская милость. Буало и Расина назначают придворными историографами. Расин женится на девушке, приданое которой упрочивает его материальное и общественное положение. Меняется жизнь писателя, меняются и его отношения с жизнью. Религия выступает на первый план,он ищет поддержки у янсенистов и находит ее. Янсенисты «Федру» одобрили, сказав, что «Федра христианка, которую не осенила благодать».

После смерти Расина и во все последующие времена «Федра» - наиболее часто играемая пьеса Расина, которой блещут лучшие французские актрисы. Сыграть любовь к своему пасынку, напоминающему молодого мужа, могли лишь актрисы очень талантливые, имеющие большой опыт игры на сцене. Никогда за эту роль не брались дебютантки и молодые женщины, раскрытие образа Федры доступно лишь зрелой и талантливой актрисе, какой была, например, Рашель.

Боги требовали от Федры примирения ее славы царицы с любовью, которую она носит в своем сердце, потому что при этом она остается в мире доб­родетели: любить Ипполита можно, но не надо подвергать это чувство житей­скому компромиссу. Рассказав о своей тоске и страданиях кормилице Эноне, Федра выходит в чуждый и враждеб­ный ей мир, разбивающий ее цельность, ставящий ее на путь преступления против возлюбленного Ипполита, а значит, и против самой себя. Больше всего ее ранило oткрытие, что ее пасынок не чистый юноша, как она думала, а обыкновенный мужчина, как все. Он неможет любить Федру необыкновеннойлюбовью, поскольку вполне банально любит юную Арикию.

Известный исследователь творчества Расина Люсьен Гольдман верно указывает на то, что пружиной трагедии становится конфликт между моралью цельного человека, каким является Федра, и обывательской псевдоморалью, которая ее судит, но совсем нетак, как судит она сама себя. Расиновская трагедия — это всегда исто­рия колебаний сверхчувствительных и очень проницательных существ, кото­рые мечутся в тисках страсти, расхо­дуя свои физические силы до состоя­ния полной покинутости, когда и со­вершается какой-нибудь нелогичный, нерациональный шаг. Следует также подчеркнуть, что расиновские герои — это совсем необязательно люди, нахо­дящиеся на высших ступенях иерар­хии. Любому обыкновенному челове­ку приходится сталкиваться с двойной моралью и порою судить себя, как су­дят боги. Именно психологизм этой пьесы и делает ее столь сценичной и запоминающейся. Резонанс трагедии столь велик, что не случайно появля­ется знаменитое стихотворение Ман­дельштама:

 

Я не увижу знаменитой Федры

В старинном многоярусном театре

С прокопченной высокой галереи,

При свете оплывающих свечей…

 

Напишет свою «Федру» явно не без влияния Расина и Марина Цветаева, которой всегда была близка идея нрав­ственного долга и самопожертвования.

И кроме этого останется оценка Расина как «французского Достоевского».

Незадолго до смерти Жан Расин снова обращается к драматическому творчеству и пишет согласно пожела­ниям любовницы короля госпожи де Ментенон две пьесы на библейские сюжеты: очень серьезную «Гофолию» (1691) и «для развлечения девочек из монастыря Сен-Сир и короля «Эс­фирь» (1689). Об этих пьесах, весьма удачных, снова злословят: «Теперь Ра­син снова любит Бога, любит так, как когда-то любил женщин». Иными сло­вами, его хотят обвинить в неискрен­ности, он же всей душой верен своим идеалам. Его иудейская царица Гофолия из одноименной трагедии олице­творяет властолюбие, ведущее к пре­ступлениям, и возмездие совести, ко­торое пробуждается в ее душе тирана. Действие пьесы «Гофолия» происходит в древнем Иерусалиме, где до послед­ней капли крови, «до истребления се­мени» сражаются два иудейских рода.

Что касается «Эсфири», то в ней все благополучно, сюжет избран весь­ма искусно, чтобы дать возможность госпоже де Ментенон узнать в пьесе себя. Провидение возносит на ложе царя Эсфирь, и ей удается склонить монарха к мудрым и праведным де­лам. Она окружена дочерьми Сиона, которых пестует, не жалея сил.

Жан Расин умер полностью при­миренным с Господом, с учением янсенистов, в абсолютной вере в красоту мечты и божьего творения. Как художник-классик он согласовал в своей поэзии аффекты и интеллект, проверил и осознал интуицию, образ и чувство.

Пользуясь прочитанным о Расине текстом и лекцией преподавателя, ответьте на вопросы к пьесам «Андромаха» и «Федра» :

Жан Расин «Андромаха»

1. С какими интригами трагедии связаны герои Пирр, Андромаха, Гермиона, Орест? Опишите, как эти интриги образуют действие трагедии?

Назовите самые важные для действия ситуации трагедии. Объясните ваш ответ.

 

2. Как характеризует состояние и характер Гермионы монолог:

 

Довольно слов, предатель!

Виновен ты один, коварный зложелатель!

Пусть греков радует поступок низкий твой;

Убийца гнусен мне. Сокройся с глаз долой!

Я видеть не могу того, кем так жестоко

Прекраснейшая жизнь оборвана до срока.

Как ты посмел, злодей, вершить его судьбой?

Кто право дал тебе на этакий разбой?

Кем надоумлен ты свершить под видом мщенья

С головорезами своими...?

3. Могут ли оправдать Гермиону слова Расина из предисловия к трагедии "Герои должны обладать добродетелью, но быть подвержены слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение"?

Согласны ли вы с поэтом и подходит ли к этому случаю ситуация с Гермионой?

 

4. Как характеризует Андромаху согласие выйти замуж за Пирра? Как соотносится это с разделением Расином страстей на "ложные и истинные" и его определением Андромахи как «безупречной героини»?

 

5. Каким Вы представляете Ореста (внешне, в жестах, темпераменте и в его последней сцене?

 

6. Кто такие Гектор, Астианакс и какую роль эти внефабульные персонажи играют в трагедии?

Жан Расин «Федра»

1. Объясните через характер героини слова Расина и подтвердите текстом их правомерность:

«Федра не вполне преступна, не вполне невиновна. Ни в одной из моих трагедий добродетель не была так ярко выявлена, как в этой, малейшие ошибки в ней сурово наказаны. Даже мысль о преступлении рассматривается как преступление. Слабости любви почитаются подлинными слабостями; страсти выступают лишь для того, чтобы показать всю разруху, какую они причиняют; и порок нарисован в ней везде такими красками, которые заставляют понять и возненавидеть его безобразие».

 

2. Почему в отличие от героини Еврипида в трагедии Расина Федра не сама рассказывает Тесею о "посягательствах " Ипполита, а перепоручает это Эноне?

 

3. Зачем в трагедию введена Арикия и как это влияет на действие?

 

3. Равны ли в действии трагедии Энона, кормилица и наперсница Федры, Исмена, наперсница Арикии, и Терамен, наставник Ипполита? Чем и почему они отличаются? Как это связано с теми, кому они «служат»? Мотивируйте ответ.

 

4. Охарактеризуйте поведение и психологическое состояние Федры, Ипполита и Эноны в 5 явлении II действия (сцена объяснения):

Вот он!.. Вся кровь на миг остановилась в жилах...

….

5. Почему финальным в трагедии оказывается монолог Тесея:

 

О, мой несчастный сын! Злой рок его унес.

Пойдем! Кровавый труп омою ливнем слез

И жертву моего злосчастного проклятья

С раскаяньем приму в отцовские объятья...

Он будет погребен, по праву, как герой.

И чтобы дух его себе нашел покой,

Завет погибшего равняю со святыней:

Его избранница мне будет дочь отныне.

Опишите интригу, завершенную этим монологом, и с какими мотивами она связана?

 

6. Расскажите о постановке «Федры» А. Таировым и исполнении роли Федры А. Коонен (см. Алиса Коонен «Страницы жизни». – И.: Искусство, 1985. С. 266-281).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.