КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шарлотта Корде и смерть Марата. Вандея – слово-символ. Это не просто одна из самых драматичных и кровавых страниц Французской революции
Вандея Вандея – слово-символ. Это не просто одна из самых драматичных и кровавых страниц Французской революции. Уже давно отделившие от своего историко-географического содержания, понятие «Вандея» прочно вошло в современную политическую лексику как синоним контрреволюции низов. Именно контрреволюции, ибо якобинская, а затем и традиционная марксистская концепции революционного процесса долгое время слишком категорично наделяли приставкой «контр» любые движения, не совпадающие с восходящей линией революции. Сегодня мы уже готовы смотреть на это иначе, признавая, что контрреволюция — неизбежная часть революции, что именно последняя и порождает первую и разделить их бывает весьма трудно, а порой просто невозможно. Во Франции на протяжении всего десятилетия с 1789 по 1799 год революционным преобразованиям когда более, когда менее явно сопротивлялись не только старая феодальная знать, но и городские и сельские низы. Однако гражданская война, развернувшаяся в 1793 году на западе Франции, имела совершенно особое значение для всей последующей истории страны. В начале 1793 гола молодая Французская республика, и без того раздираемая Внутренними распрями, оказалась перед лицом возросшей внешней опасности: ее армии потеряли численное превосходство нал силами антифранцузской коалиции, куда входили Австрия, Пруссия, Англия, Испания, Голландия и множество мелких государств Европы. Из-за воровства, процветавшего среди поставщиков, республиканские войска снабжались крайне скверно. Полуголодные, плохо одетые добровольцы все чаще пользовались предоставленным им законом правом и возвращались к родным очагам. К февралю от 400-тысячной армии осталось всего 228 тыс. человек. Ставка на революционную сознательность и патриотизм не оправдывалась, и 24 феврали 1793 гола Конвент принял декрет о принудительном рекрутировании еще 300 тыс. человек.
В отличие от предыдущих армейских наборов 1791 и 1792 голов, проходивших, пожалуй, даже с энтузиазмом, декрет 1793 г. почти повсеместно вызвал глухое сопротивление. Особый оборот дело приняло на западе Франции, в Вандее, а точнее в департаментах, расположенных вдоль нижнего течения Луары, в собственно Вандее, Нижней Луаре, Мене,Луаре и, наконец, Де Севре. Вряд ля при чип iii': восстания в Вандее, объединившего крестьян, часть городских ремесленников, провинциальной знати и духовенства стал этот злополучный рекрутский набор. Скорее он послужил лишь толчком, предлогом к открытому недовольству французов из глубинки, гораздо менее политизированных, чем жители крупных городов, по-крестьянски склонных к сохранению традиций и настороженно встречавших любые нововведения. Они многого ждали от нового порядка в 1789 году, но революционные преобразования, как это обычно бывает, прежде всего повлекли за собой нарушение привычного уклада их жизни. Налоговые тяготы лишь сильнее обременили крестьян. Распродажа национальных имуществ обошла их стороной. Реформы местного управления перемешали привычные границы прежних церковных приходов, карта департаментов не была издана. Особенно болезненно отозвались в душах глубоко религиозных жителей Западной Франции декреты о гражданском устройстве духовенства, а затем и преследовании нeприсягнувших конституции священников — «своих» и их замена «пришлыми», «чужими». Все это породит не столько тоску по недавнему прошлому, сколько глубокий протест против настоящего. Уже летом 1792 г. Вандея забурлила, однако тогда попытки восстания были подавлены. Принудительный набор в армию 1793 года стал последней каплей, переполнившей чашу крестьянского терпении
Волнения начались в первых числах марта: в городке Шоле молодежь расприавилась с командиром местной национальной гвардии. Спустя неделю противники рекрутского набора столкнулись с «истинными патриотами» в Машекуле, счет жертв пошел на сотни. На берегах Луары собрался отряд повстанцев, а вскоре, в стычке с этим отрядом была разбита небольшая республиканская армия. Конвент, обеспокоенный развитием coбытий издал декрет, по которому ношение оружия или бедой кокарды, символа королевской Франции, выбранного себе вандейцами, каралось смертной казнью. В ответ началось массовое вооружение крестьян и части горожан. Так создалась армия под названием Католическая. Её пополняли и дезертиры из государственной армии. Это былокстати, поскольку Католическая армия, состоявшая более чем на две трети из крестьян, значительно редела, когда наступала пора сельских работ. Летом 1793 г. в Вандее наступило затишье, перевес оставался на стороне повстанцев. Но 1 августа Конвент решил уничтожить Вандею. В середине октября у Шоле, в самом сердце восстания, отряды мятежников потерпели сокрушительное поражение. Разгромленные «вандейцы» стремительно отступили к Луаре, увлекая за собой свои семьи, которым грозило «революционное возмездие. Переправившись на другой берег, они начали тяжкий поход в Нормандию в надежде встретить там обещанную англичанами помощь. Огромная, 80-тысячная толпа беженцев — женщин, детей и стариков; дворян и простолюдинов, которых охраняли 30—40 тыс. солдат, растянулась на многие километры, грабя по дороге города и деревни в поисках хоть какой-нибудь пищи. Но, дойдя до Гранвиля, вандейцы убедились, что город на берегах Ла-Манша неприступен, а английского флота нет и в помине. Изнуренные беженцы потребовали, чтобы командиры вернули их к домашним очагам. Толпа двинулась обратно по уже опустошенному ими пути, оставив на нем!0 тыс. мертвых, голод, болезни и осенние заморозки добивали ослабевших людей. И в декабре республиканцы захватили не способных сопротивляться мятежников и устроили резню. Остатки Католической-королевской армии бежали вдоль Луары, пытаясь прорваться на юг, и накануне Рождества 1793 года погибли окончательно под ударами правительственных войск. Уцелели лишь те отряды, которые не участвовали в трагическом походе в Нормандию. Они продолжали действовать еще довольно долго, но "большая война» в Вандее практически уже закончилась.
В начале 1794 года командующий Западной армией генерал Тюрро приступил к исполнению страшного декрета от 1 августа, решив покарать мирное население, поддерживавшее повстанцев. «Вандея должна стать национальным кладбищем», -угрожающе заявил он. Тюрро разделил свои войска на две армии, по двенадцать колонн в каждой, которые должны были двигаться навстречу друг другу с запада и с востока. «Адские колонны», как их тут же окрестили, с января до мая жгли дома и посевы, грабили, насиловали, убивали и все это «во имя республики». Счет жертвам шел уже на многие тысячи. Но особенно чудовищными были экзекуции и Нанте, где свирепствовал член Конвента Кяррье. Около десяти тысяч человек, многие из которых никогда не держали оружия в руках, а просто сочувствовали повстанцам, были казнены. Одни погибли под ножом гильотины, другие в Луаре: людей усаживали в большие лодки и пускали на дно посередине реки. С супругов срывали одежду и топили попарно. Беременных женщин обнаженными связывали лицом к липу с дряхлыми стариками, священников - с юными девушками. Каррье называл такие казни «республиканскими свадьбами». Он любил наблюдать за ними с изящного суденышка, плавая по Луаре со своими подручными и куртизанками. Так за свою непокорность Вандея была потоплена в крови. Расправа длилась долго. Лишь после термидорианского переворота (июль 1794) начались поиски компромисса. В начале 1795 года лидеры уцелевших вандейских отрядов подписали с «представителями народа» мирный договор. Вандея признала республику, рееспублика же, в свою очередь, "обещала освободить на десять лет непокорные департаменты от рекрутского набора и налогов, приостановить преследование священников. Мятежный дух Вандеи еще не раз напоминал о себе: она поднималась против Наполеона в 1814 и 1815 гг., в 1832 - в «поддержку законного монарха». В последствии на всех выборах вплоть до сегодняшнего дня Вандея исправно отдавала и отдает свои голоса наиболее консервативным политическим партиям и течениям.
13 июля 1793 года в половине восьмого вечера, когда крыши Парижа еще горели расплавленным золотом угасающего дня, а узкие улички наполнялись густеющими сумерками, возле дома № 30 на улице Кордельеров остановился фиакр. Из него вышла красивая, стройная девушка и медленно направилась к дверям. Скромное белое платье подчеркивало совершенство ее фигуры. Из-под круглой шляпы с зелеными лентами выбивались густые темно-русые волосы, отливавшие цветом ржаных колосьев, а розовая косынка на плечах оттеняла белизну благородного лица. Большие голубые глаза смотрели задумчиво и печально. Весь ее облик говорил о полной отрешенности от мирской суеты, как будто юное создание, еще ступая по земле, душой своей уже навсегда оставило земные заботы. И это впечатление не было обманчивым. Девушка шла, чтобы убить и умереть. Она уже простилась с жизнью и больше не принадлежала себе. Прекрасным ангелом смерти входила она в историю, и рок уже наделил ее губительной силой. С этого момента неминуемая погибель ожидает каждого, чье имя назовут ее уста. Вот она приблизилась к дверям и громко, отчетливо произнося каждое слово, будто зачитала приговор, обратилась к привратнице: «Я хочу видеть гражданина Марата!» Да, в этом доме жил сам Жан Поль Марат, вождь и кумир парижской черни, одно из главных действующих лиц в великой драме Французской революции Впрочем, правильнее, сказать не жил, а доживал последние дни, медленно и мучительно сгорая от недуга, вызванного нервным перенапряжением. Целыми днями лежал он в ванне с теплой водой, работая над статьями для газеты или предаваясь размышлениям. В свои 50 лет Марат уже получил от судьбы то, что желал сильнее всего на свете, что считал высшим смыслом существования. Любовь к ней, как признавался он сам, была его главной страстью. В поисках славы 16-летний Жан Поль покинул отчий дом и отправился странствовать по Европе. Его воодушевляло то, как много безвестных прежде людей низкого происхождения стали в век Разума знаменитыми, благодаря успехам в философии, науке и литературе. Чем только не занимался Марат в предреволюционные годы, но, увы, золотая птица удачи никак не давалась ему в руки. Попробовал он было написать сентиментальный роман в духе Руссо, однако сочинение, получилось настолько слабым, что сам автор не решился его опубликовать. Во время движения за парламентскую реформу в Англии Марат попытался приобрести популярность, издав антиправительственный памфлет, однако благоразумные англичане пренебрегли советом эксцентричного иностранца свергнуть монарха и назначить «добродетельного» диктатора. Тогда Марат решил испробовать свои силы на поприще философии и опять потерпел крах. Хотя «гранды» Просвещения Вольтер и Дидро обратили внимание на его опус, однако сочли сей труд философским курьезом и обидно высмеяли неофита, обозван «чудаком» и «арлекином». Но главные надежды на осуществление заветной мечты о славе Марат связывал с естественными науками. Не жалея времени, стремился он постичь премудрости медицины, биологии и физики. Став придворным врачом брата французского короля, он дни и ночи напролет проводил в лаборатории, перебирая окровавленными руками пульсирующие внутренности заживо разрезанных животных или до боли в глазах вглядываясь в темноту, чтобы увидеть «электрическую жидкость». Увы, результат оказался непропорционален затраченным усилиям. Теоретическое объяснение Маратом его опытов не выдерживало никакой критики, а потому претензии самоуверенного выскочки на развенчание научных авторитетов («мои открытия о свете ниспровергают все труды за целое столетие!») вежливо, но твердо отклонялись академической средой. На что только не шел он, добиваясь признания — анонимно публиковал хвалебные отзывы о собственных "открытиях», клеветал па оппонентов и даже прибегал к откровенному жульничеству. Однажды, когда он публично доказывал, что резина якобы проводит электричество, его уличили в том, что он спрятал в ней металлическую иголку. Ущемленное самолюбие, болезненная реакция даже на самую мягкую критику, крепнущая год от года убежденность в том, что он окружен «тайными врагами», мешающими его таланту, и вместе с тем непоколебимая вера в собственную гениальность, в свое высочайшее историческое призвание — всего этого было слишком много для простого смертного. Раздираемый неистовыми страстями, Марат чуть не сошел в могилу от тяжелейшего нервного недуга, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. С бешеной энергией бросился он разрушать старый порядок, при котором не сбылись его честолюбивые мечты. Уже с 1789 года издававшаяся им газета «Друг народа» не имела себе равных в призывах к самым крутым мерам против «врагов свободы». Причем в число последних Марат постепенно включил не только окружение короля, но и большинство крупнейших деятелей революции. «Долой осторожные реформы, да здравствует бунт жестокий, кровавый, беспощадный!» — лейтмотив его брошюр и статей. В конце 1790 года Марат писал: «Шесть месяцев назад пятьсот, шестьсот голов было бы ни достаточно. Теперь, возможно, потребуется отрубить пять-шесть тысяч голов, но, если бы даже пришлось отрубить двадцать пять тысяч, нельзя колебаться ни одной минуты!» Два года спустя этого ему уже мало: «Слобода не восторжествует, пока не отрубят преступные головы двухсот тысяч этих злодеев». И слова его не оставались пустым звуком. Люмпенизированная толпа, низменные инстинкты и устремления которой он изо дня в день будил своими произведениями с готовностью откликалась на его призывы. НенавидимыЙ и презираемый даже политическими союзниками, у кого еще сохранялись представления о чести и порядочности, но боготворимый чернью, Марат наконец-то был счастлив: он поймал-таки заветную птицу славы. Правда, она имела страшное обличье гарпии, с ног до головы забрызганной человечьей кровью, но всё же это была настоящая, громкая слава, ибо имя Марата гремело теперь на всю Европу. А еще этот преждевременно постаревший, неизлечимо больной человек хотел власти. И он ее получил, когда взбунтовавшийся парижский плебс изгнал 2 июня 1793 года из Конвента правящую партию. Блестящие ораторы и горячие республиканцы, избранные большинством голосов в своих департаментах, эти представители просвещенной элиты не смогли найти общий язык с чернью столицы, властителем дум которой был Марат. Угроза расправы побудила их бежать в провинцию, чтобы там организовать отпор произволу парижан. И как будто само Провидение привело их в нормандский городок Кан, где уединенно и скромно жила девушка по имени Мария Анна Шарлотта де Корде д'Армон. Праправнучка великого поэта и драматурга Корнеля, она принадлежала к обедневшему дворянскому роду и в свои неполные 25 лет успела познать и нужду, и нелегкий сельский труд. Воспитанная на республиканских традициях, античности и идеалах Просвещении, она, искрение сочувствовала революции и с живым участием следила за происходившим в столице. События 2 июня болью отозвались в ее благородном сердце. Рушилась, не успев утвердиться, просвещенная республика, а ей на смену шло кровавое господство разнузданной толпы под предводительством честолюбивых демагогов и одним из главных среди них был Марат. С отчаянием взирала Шарлотта на опасности, угрожавшие Родине и свободе, а в душе ее росла решимость во что бы то ни стало спасти Отчизну, пусть даже ценой собственной жизни. Прибытие в Кан вождей революции: бывшего мэра Парижа, избранника марсельцев, других известных всей Франции депутатов и выступление молодых волонтеров из Нормандии в поход против парижских узурпаторов еще больше укрепили Шарлотту в ее намерении сберечь жизни этих доблестных людей, убив того, кого она считала виновником разгоравшейся гражданской войны. И тогда, не сказав никому ни слова о своих планах, она отправилась в столицу. Так она оказалась в ломе на улице Кордельеров. Когда Шарлопа вошла в сумрачную и полупустую комнату, Mapaт сидел в ванне, покрытой грязной простыней. Перед ним на доске белел лист бумаги. «Вы прибыли из Кана? Кто из бежавших депутатов нашел там прибежище?» Шарлотта, медленно приближаясь, назвала имена, Марат записал. (Если бы только она знала, что эти строки приведут их на эшафот!) Марат зло усмехнулся: «Прекрасно, скоро все они окажутся на гильотине!» Больше он ничего не успел сказать. Девушка выхватила спрятанный под косынкой нож и изо всех сил вонзила его в грудь Марата. Тот страшно закричал, но когда в комнату вбежали люди, «друг народа» был уже мертв. Шарлотта Корде пережила его на четыре дня. Ее еще ожидали гнев разъяренной толпы, жестокие побои, врезавшиеся в кожу веревки, от которых руки покроются черными кровоподтеками. Она мужественно перенесет многочасовые допросы и судебный процесс, спокойно и с достоинством отвечая следователям и прокурору. "Почему вы совершили это убийство?» — «Я видела, что гражданская война готова вспыхнуть по всей Франции и считала Марата главным виновником этой катастрофы...» «Столь жестокий поступок не мог быть совершен женщиной вашего возраста без чьего-либо подстрекательства». «Я никому не говорила о своем замысле, я считала, что убиваю не человека, а хищного зверя, пожирающего всех французов». «Неужели вы думаете, что убили всех Маратов?» — «Этот мертв, а другие, быть может, устрашатся». При обыске у девушки нашли написанное ею «Обращение к французам, друзьям законов и мира», где были и такие строки: «О, моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце. Я могу отдать тебе только свою жизнь и благодарю Небо за то, что свободна располагать ею». Жарким душным вечером 17 июля 1793 года Шарлотта Корде, облаченная в алое платье «отцеубийцы», взошла на эшафот. До самого конца она, как свидетельствуют современники, сохраняла полное самообладание и лишь на мгновение побледнела при виде гильотины. Когда казнь свершилась, помощник палача показал зрителям отрубленную голову и, желая им угодить, нанес ей пощечину. Но толпа ответила глухим ропотом возмущения... Трагическая судьба девушки из Нормандии навсегда осталась в памяти людей как образец гражданского мужества и беззаветной любви к родине. Однако последствия ее самоотверженного поступка оказались совершенно иными, чем те, на которые она рассчитывала. Революционеры, которых она хотела спасти, были обвинены в сообщничестве с нею и казнены, а смерть «друга народа» стала для иных маратов предлогом сделать террор государственной политикой. Адское пламя гражданской войны поглотило принесенную ему в жертву жизнь, но не погасло, а взметнулось еще выше. 1. Назовите французских просветителей, перечислите основные идеи, объединившие писателей в группу "просветителей". 2. Почему революция как социальный способ перехода от одной формации к другой противоречит идеологии просветителей? Объясните. 3. Что такое Бастилия, Конвент? кто такие Дантон, Робеспьер? Как с ними связана Французская революция? 4. Почему Шарлотта Корде, правнучка прославленного Пьера Корнеля, убивает руководителя Конвента Марата?
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |