Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты монетарной политики




В основе кредитно-денежной политики лежит изменение предложения денег Национальным банком. Это достигается посредством эмиссии денег[‡‡‡‡‡‡] и инструментов кредитно-денежной политики. Рассмотрим данные инструменты более подробно.

Итак, Национальный банк посредством воздействия на коммерческие банки регулирует денежную массу. Однако, нельзя забывать, что коммерческие банки являются юридически самостоятельными организациями и преследуют свои личные экономические интересы. Поэтому воздействие Нацбанка состоит в изменении (корректировке) правил «игры» - инструментов, которые распространяются на всю банковскую систему.

Данные инструменты подразделяются на прямого регулирования: установление лимитов кредитования, мораториев на выдачу ссуд, прямое регулирование ставки процента; и косвенного регулирования: 1) изменение нормы обязательных резервов, 2) изменение учётной ставки (ставки рефинансирования), 3) операции на открытом рынке. Как правило, инструменты прямого регулирования используются только в странах с переходной экономикой и при развитии финансовой системы постепенно отмирают.

Норма обязательных резервов (rr) – установленная в процентах доля от суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить на беспроцентных счетах в Нацбанке. Величина данной нормы зависит от видов вкладов (по срочным она ниже, чем по вкладам до востребования). В развитых странах она варьируется в широких пределах, например, в Великобритании она составляет 0,51%, а в Италии 22,5%. Сегодня обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов, данная функция переложена на специальные страховые фонды, сколько используются для межбанковских расчётов и регулирования банковской системы.

Также банки хранят и избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые используются для непредвиденных потребностей в ликвидных средствах. Однако, избыточные резервы лишают банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно сокращается.

Для сокращения предложения денег (денежной массы) Нацбанк увеличивает норму обязательных резервов. В результате у коммерческих банков уменьшаются кредитные ресурсы. Например, увеличение rr с 5% до 10% приведёт к тому, что банк с каждых 100 тенге депозитов сможет выдавать в виде кредита не 95 тенге, как ранее, а только 90 тенге. Сила этого инструмента прежде всего значительна за счёт действия банковского и депозитного мультипликаторов, на практике этот инструмент используется редко, так как изменение нормы обязательных резервов связано с множеством бюрократических процедур. В тоже время высокая норма обязательных резервов означает, что банки вынуждены хранить свои ресурсы «мёртвым грузом», а это понижает их конкурентоспособность, на рынке капитала.

Учётная ставка (или ставка рефинансирования) – ставка по которой Нацбанк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Повышение этой ставки приводит к сокращению объёма заимствования у Нацбанка поэтому возможности кредитования коммерческих банков также сокращаются. Кроме того, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам, что приводит к сокращению спроса на кредит. Даже если коммерческий банк не берёт кредит в Нацбанке, он всё равно будет повышать ставку процента по своим кредитам, при повышении учётной ставки, так как её изменение является индикатором того, чего хочет добиться Национальный банк.

Хотя учётная ставка обычно ниже ставки межбанковского рынка, получить кредит у Нацбанка могут только банки испытывающие, по мнению Нацбанка серьёзные затруднения. Также в некоторых странах Нацбанк устанавливает квоты рефинансирования для коммерческих банков. Банковская система основана на доверии клиентов, в случае банкротства какого-либо банка пропадает доверие ко всем банкам, вкладчики спешно изымают свои вклады, что может привести к цепи банкротств банков. Поэтому, если банк испытывает серьёзные финансовые трудности, особенно не по своей вине, то Нацбанк предпочитает выдать ему кредит, чем в дальнейшем «разгребать» финансовый кризис.

Несмотря на то, что объём заимствований коммерческих банков у Национального банка составляет лишь незначительную долю привлекаемых ими средств, изменение учётной ставки носит для банковской системы, прежде всего индикативный характер. Так, если Нацбанк повышает учётную ставку, это значит, что он собирается сократить инфляцию и в скором времени процентная ставка по кредитам возрастёт. Поэтому коммерческие банки в спешном порядке повышают ставки кредитования и предложение денег сокращается.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Национальным банком государственных ценных бумаг (в основном краткосрочных государственных облигаций) на вторичном рынке.

При покупке Нацбанком ценных бумаг у коммерческих банков он увеличивает суммы на резервном счёте этих банков, или на специальном счёте для этих операций. В результате возрастает денежная база и происходит процесс мультипликативного расширения денежной массы. Рост предложения денег зависит от пропорции, в которой прирост денежной массы распределится на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем будет прирост предложения денег. При продаже данных ценных бумаг фирмами и домохозяйствами они вырученные деньги частично вкладывают в банк, что ведёт к росту резервов, а частично хранят в виде наличности. Всё это ведет к росту денежной базы и через эффект мультипликатора к росту предложения денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее гибким, оперативным и точным инструментом кредитно-денежной политики, но для успешного его использования необходим развитый финансовый рынок, который в Казахстане, к сожалению ещё не сформировался.

Различают два вида кредитно-денежной политики – жёсткую и гибкую. Целевым ориентиром жёсткой – является поддержание на определённом уровне денежной массы. Графически это соответствует вертикальной кривой предложения денег, на уровне целевого показателя денежной массы. Целевым ориентиром гибкой политики является поддержание на определённом уровне ставки процента, что соответствует горизонтальной кривой предложения денег, на уровне целевого значения процентной ставки. Соответственно, промежуточный вариант кредитно-денежной политики изображается на графике возрастающей кривой предложения денег.

Выбор между данными вариантами монетарной политики, прежде всего, зависит от причин изменения спроса на деньги. Так, если это изменение - обусловлено инфляцией, то применяется жёсткая политика. Если же изменение спроса на деньги вызвано изменением реальных переменных, например, ростом реального ВВП, то применяется гибкая политика.

Побочным эффектом применения рассмотренных нами инструментов является то, что рост предложения денег приводит к снижению ставки процента. Из-за чего население переводит часть депозитов в наличность, поэтому коэффициент депонирования возрастает , а банки увеличивают свои избыточные резервы, что повышает норму резервирования . В результате денежный мультипликатор уменьшается и следовательно тенденция к расширению денежной массы частично нейтрализуется.

Существуют и другие моменты повышающие непредсказуемость денежной политики:

Временные лаги (промежутки времени между принятием решений и их результатами). Механизм монетарной политики состоит из нескольких последовательных звеньев, поэтому принятые сегодня решения дадут результат только через какое то время (чаще всего от одного месяца до полугода и более). Например, Нацбанк увеличивает предложение денег ® через какое то время это приводит к снижению процентной ставки ® далее опять необходимо время на то, чтобы совокупные расходы (в основном инвестиционные) увеличились ® и, наконец, ещё через какое то время это приводит к росту объёма выпуска. Поэтому результат принятых сегодня мер может проявиться с большим запозданием, когда в нём не будет особой необходимости и вполне может принести больше вреда, чем пользы. Допустим, для преодоления спада экономики Нацбанк расширяет предложение денег, но результат этого проявляется, когда экономика находится уже на подъёме и это вызывает больше не стимулирующее воздействие на экономику, а нежелательные инфляционные процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.